АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ» В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ» В ВУЗЕ

Салимова А.И. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 1987 году в сфере информационных технологий было введено новое понятие – «Архитектура предприятия». Данное направление продолжает интенсивно развиваться, было разработано множество методологий.

Архитектура предприятия создается с целью разрешения двух основных проблем в информационной среде. Первая сложность заключена в постоянном усложнении ИТ-систем, вторая связана с тем, что со временем реальная отдача от всех этих систем сокращается. Абсолютно очевидно, что эти сложности взаимосвязаны. Ведь чем многограннее система, тем тяжелее получить от нее максимальную отдачу.

Если перед организацией стоит цель модернизации информационных систем, повышения эффективности их сопровождения, либо предприятие планирует внедрить ИТ-систему для поддержания собственной конкурентоспособности, то руководителям следует всерьез задуматься о грамотном выстраивании архитектуры предприятия.

В России дисциплина «Архитектура предприятия» (АП) преподается в высших учебных заведениях, обычно, в рамках направления «Бизнес-информатика» и «Прикладная информатика».

АП выражена сочетанием таких свойств:

  • новизна и динамичность развития;

  • прикладной характер дисциплины и междисциплинарность.

Именно эти свойства бросают вызов для преподавания этой дисциплины в университете. Ведь требуется привлечь различные заинтересованные стороны, организовать гибкую программу обучения, стимулировать «проактивную» роль студентов, интегрировать теорию и практику, предоставить сложные технически бизнес-кейсы. А создать такую экосистему достаточно тяжело.

Должен быть выработан подход к преподаванию, который основывается на принципах:

- обучение с помощью конкретных действий студента;

- развитие навыков командной работы;

- развитие предпринимательского мышления;

- получение опыта в инженерной среде.

Казалось бы, довольно распространенные принципы, но в случае с дисциплиной «Архитектура предприятия» они приобретают совершенно иной окрас. Ведь необходимо разработать сквозной кейс, который будет служить обучающим материалом.

Более того, нынешний рынок информационных услуг крайне разнообразен и до сих пор не существует единой методологии для построения оптимальной архитектуры предприятия. То есть, не смотря на многообразие методологий, до сих пор нет ни одной, которая бы предлагала действительно формализованную и универсальную модель. Поэтому, зачастую, проектирование АП сводится к субъективному взгляду архитектора-аналитика на информационные ресурсы.

Так что же следует преподавать студентам? Методологию Захмана, которая является очень наглядной, но совсем не дает практических рекомендаций? Или методологию OpenGroup, которая содержит массу прикладных инструментов, но все они привязаны к конкретному производителю…

Таким образом, сейчас все руководители ИТ-департаментов находятся перед вопросом оптимального сочетания функциональности системы и отсутствия избыточных функций. Архитектор предприятия должен обладать значительным опытом работы как в сфере прикладных программ, так и в сфере аппаратного обеспечения. Но его опыт будет служить так же и основным фактором предвзятости в выборе того или иного элемента оптимальной архитектуры.

Несмотря на большое разнообразие методологий архитектуры предприятия, при их практическом применении проявляется ряд недостатков. Одним из наиболее существенных пробелов в этой области знаний является недостаточная проработка и слабая формализованность методов построения архитектуры предприятия. На сегодняшний день фактически отсутствуют формальные методы, позволяющие получить обоснованную модель архитектуры предприятия. В крупных организациях данный процесс усложняется большим числом элементов архитектурных моделей.Таким образом, актуальной является задача разработки формальных моделей и методов планирования архитектурных преобразований крупных предприятий.

Оценка качества архитектуры предприятия проводится крайне субъективно, без системного подхода к анализу его функционирования и учета потребностей рабочих групп. Как следствие, отсутствие общепризнанного подхода, позволяющего предоставить объективную и достоверную оценку, приводит к существенному снижению их качества. Процедура построения архитектуры предприятия – это ресурсоемкая задача, требующая привлечения экспертов из различных областей знаний, предполагающая выполнение определенных правил и условий, снижающих степень субъективности в процессе оценки качества. Решение этих задач позволит привести к существенному повышению эффективности использования информационных технологий.

Просмотров работы: 99