О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕННОСТИ

Ахметвалеев Р.Р. 1, Караваев А.А. 2, Караваева А.И. 2
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
2Центр Прототипирования Радиоэлектронного Кластера Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается формирование карьерной траектории студентов направлений, большую часть учебного плана которых занимают такие разделы информационной науки, как: информатика, системное программирование, компьютерная графика, системное администрирование, менеджмент в ИТ, веб-программирование, базы данных.

Цель данной статьи – анализ процесса формирования карьерной траектории студентов ИТ-направленности, обзор инструментария формирования карьерной траектории.

Карьерная траектория – это стратегия поведения соискателя на рынке труда, которая разрабатывается на определенный период времени; это результат планирования профессиональных и карьерных достижений. С психологической точки зрения, карьерная траектория – это стремление предвидеть все перспективные возможности развития карьеры и воспользоваться ими.

Формирование карьерной траектории у студентов представляет особый интерес как для психологии, так и для педагогики. Требования нынешних работодателей порождают совершенно новый психологический облик специалиста, основой которого становится способность к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту, развитию и личной ответственности, к преодолению социальных и профессиональных барьеров, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.

Типичная карьерная траектория у студента ИТ-направленности выглядит следующим образом:

1 этап – Получение образования

2 этап – Выбор сферы деятельности

3 этап – Выбор конкретной вакансии/должности

4 этап - Получение дополнительного образования на курсах, в процессе прохождения производственной и преддипломной практики, стажировках и т.п.

5 этап – Выбор конкретного работодателя, составление резюме и подготовка к собеседованию

На этапе получения образования важную роль в формировании карьерной траектории играет профессиональная направленность, присутствующая только у студентов старших курсов. Профессиональная направленность - это процесс формирования профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность в широком смысле – это сочетание знаний, умений и навыков в совокупности с развитием профессионально значимых качеств, в том числе мотивации. Мотивация профессиональной деятельности отражает сущность профессиональной компетентности специалиста. Устойчивое, осознанное, позитивное отношение к избранной профессии является важнейшим фактором, управляющим учебной деятельностью и определяющим ее успешность.

На этапе выбора сферы деятельности не лишним будет прохождение профориентационного теста. Профориентация (профессиональная ориентация) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности. Часто применяют комплексное профориентационное тестирование, что позволяет контролировать точность, а также оценивать профессиональные склонности с разных аспектов.

Выбирая профессию будущие специалисты часто делают такие ошибки, например, как выбор слишком широкого профиля работ, выбор различных сфер профессиональной деятельности.

В области информационных технологий характерны такие ситуации, при которых имеющихся знаний, умений и навыков оказывается недостаточно. Процесс устаревания знаний не предотвратим. Для получения желаемой позиции на работе или для сохранения текущей приходится повышать квалификацию, получать дополнительное профессиональное образование (ДПО). ДПО – это обучение специалистов и рабочих кадров на основе среднего специального или высшего, также послевузовского образования в целях повышения уровня их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность профессиональной переориентации.

По объёму предоставляемых знаний ДПО разделяют на повышение квалификации — это краткосрочные программы и курсы (от 16 академических часов), целью которых - расширение знаний специалиста в одной узкой области (семинары и тренинги) — и профессиональную переподготовку — программы средней продолжительности (от 250 до 2000 часов), направленные на системное углубление профессиональных знаний специалиста в рамках специальности или области трудовой деятельности. Квалификация, указанная в документе о прохождении курса профессиональной переподготовки, дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Выбирая работодателя следует детально изучить вакансию, рекомендуется уточнить количество собеседований и должности сотрудников компании на каждом из уровней собеседования, собрать отзывы о компании, определиться с условиями работы и перспективами развития в компании.

Резюме — документ, который содержит информацию об опыте работы, компетенциях, образовании и другую информацию. Резюме могут быть использованы в широком спектре применений, но этот документ используется для представления кандидатуры человека при найме на работу. Таким образом, потенциальный работодатель имеет возможность отслеживать всех кандидатов, т.е. проводить скрининг претендентов на вакансию, который в случае положительного исхода заканчивается приглашением на собеседование. Резюме обычно включает компиляцию предыдущего опыта работы из нескольких разделов, задачей каждого из которых является проинформировать потенциального работодателя со всеми сведениями о кандидате, необходимыми для его приёма на работу.

Жизнеописание, то есть CV (лат. curriculum vitae), больше объёмом по сравнению с резюме и, обычно, составляется кандидатами на высокие посты. В жизнеописании информация более детальна, чем в резюме, содержатся сведения о себе, полученном образовании и квалификации. Хорошая практика включать в CV достижения в виде сертификатов, благодарственных писем, образцов работ и т.п.

По результатам опроса Центра трудовых исследований Национального исследовательского института высшей школы экономики, в России по специальности работают только 49,6% человек, получивших высшее образование. Получается, что больше половины дипломированных специалистов посвящают себя делам, никак не связанным с их образованием. Люди, вложившие годы своей жизни на изучение одной профессии, в итоге зарабатывают себе на жизнь навыками, полученными вне стен высшего учебного заведения. Формирование карьерной траектории у студентов призвано нивелировать подобные риски.

Литература:

  1. Янченко И.В. Модель формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании. / Янченко И.В. // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 2) – С. 437-441

  2. Жученко А.В. Профессионализация обучающихся и формирование карьерной траектории на этапе профессионального обучения. [Электронный ресурс] / Жученко А.В. // ПрофОбразование. – 2017. – № 1 – Режим доступа: http://проф-обр.рф – (Дата обращения: 06.11.2017).

Просмотров работы: 362