Современное понимание слова «технология» подразумевает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.
В свою очередь, информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, способы, алгоритмы обработки информации.
Профессиональная деятельность психологов и педагогов характеризуется богатством профессиональных задач, которые ставит перед ними быстро изменяющаяся жизнь общества. Способность гибко адаптироваться к новым задачам становится одной из ключевых компетенций специалистов психолого-педагогической деятельности [1]. Именно использование информационных технологий способствует конструктивному решению задач, поставленных перед специалистами.
Информационные технологии в педагогической практике позволяют:
рационально организовать познавательную деятельность учащихся;
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия;
улучшить доступность диалогового общения при помощи возможностей широкого использования графики (рисунков, схем, чертежей, карт, фотографий);
добавить эмоциональную окраску благодаря использованию компьютерных слайдов;
построить систему образования открытым способом, учитывая индивидуальные возможности учащихся;
создать более интерактивную среду обучения;
развить интеллектуальные способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Например, можно рассмотреть лекцию в ходе преподавания курса экономической теории в технических вузах с применением информационных технологий посредством оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля. В сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, учебный материал становится более доступным для понимания студентами с техническим складом ума.
При указании преимуществ использования информационных технологий не стоит забывать, что возможны и недостатки, среди которых выделяются [2]:
неспособность обучающегося осмыслить объем предоставленной информации;
навязывание определенного алгоритма работы, который не дает многостороннему развитию;
быстрые темпы развития технологий, имеющие неисследованные скрытые проблемы.
В основе применения и использования информационных и коммуникационных технологий находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств и необходимым программным обеспечением. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статической обработки данных.
Полная замена педагога компьютером оценивается специалистами по-разному: от полного несогласия до утверждения о том, что компьютер способен передать все основные функции педагога. При этом, большинство специалистов считают, что компьютер не сможет полностью заменить педагога, в связи с тем, что одной из целью обучения является развитие коммуникативной способности обучающегося, т.е. компьютер не сможет заменить человеческое общение.
Таким образом, умение пользоваться информационными технологиями дает возможность визуализировать, структурировать и интерпретировать результаты своей деятельности. С одной стороны, применение информационных технологий делает обучение более доступным для понимания различными категориями обучающихся. С другой – предъявляет более высокие требования к уровню подготовки специалистов психолого-педагогической деятельности, которые должны уже не только владеть профессиональными навыками, но и уметь применить их в соответствии с современными достижениями технологий.
Литература:
Богдановская И. М., Зайченко Т. П., Проект Ю. Л. Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-496-01337-6.
Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. – 2013. – №4. –С. 544-547.