ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА – ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА – ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Каримова Е.Н. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации молодых преподавателей – сложный и многофакторный процесс, являющийся особым объектом управления, эффективность которого зависит от полноты знаний о ее сущности и механизмах. Управление процессами адаптации возможно только благодаря достижениям педагогики, социальной психологии и социологии.

Начало карьеры – это непрерывный и затянувшийся процесс глубокого понимания психологических условий и смысла учебной деятельности, формирование психологической подготовленности к этой карьере - очень специфический вид деятельности, требующий особого отношения и специальных знаний.

Г. Аубертом впервые ввел термин "адаптация" (от позднелатинского "adaptatio" - приспособление) в XIX веке. Изначально термин получил широкое распространение в биологических науках для описания поведения индивидов в животном мире и эволюции различных форм жизни. В последующем процесс адаптации нашел применение и в психологии. Вопросами адаптации занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ф. Б. Березин, К. А. Абульханова-Славская, В. П. Казначеев, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А.Н. Жмыриков, Г. Селье, Г. А. Балл, А. В. Филиппов и др.

Процесс адаптации можно разделить на профессиональную и социально-психологическую. Профессиональная адаптация характеризуется набором профессиональных качеств личности, таких как профессиональные навыки и умения. Социально – психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей деятельности, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, взаимодействии с коллегами и студентами. Так же процесс адаптации можно разделить на два типа: активный и пассивный. При первом типе молодой преподаватель – исследователь активно включается и взаимодействует с новым социумом, а в последнем случае – безоговорочно принимает новый социум без попыток взаимодействия с другими участниками.

Скорость и качество адаптации зависит, прежде всего, от самих качеств молодого преподавателя, таких, как умение на психологическом и физиологическом уровнях приспособить свой организм к новой профессиональной деятельности. И наконец, для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование.

Элементами адаптации преподавателя - исследователя являются установление хороших взаимоотношений с коллегами, овладение профессиональными и личностными компетенциями, выполнение требований трудовой дисциплины и должностных функций, удовлетворенность собой и своей работой и интерес к работе и стремление к совершенствованию в рамках профессии и инфомированностью по вопросом профессиональной деятельности, ощущение психологического комфорта и взаимопонимание с руководителем.

Лекция является основной формой учебных занятий и одним из основных самых сложных и важных видов деятельности преподавателя. Лекция должна отличаться структурированностью, содержательностью, логичностью и информативностью (новизной), а речь преподавателя должна быть выразительной и доступной. Лекция призвана пробудить и укрепить интерес студента к науке, помочь студенту сориентироваться в ее проблемах, вооружить его фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна научить думать, добывать знания, воспитывать личные качества студентов. Хорошая лекция характеризуется четкостью её структуры, раскрытием причинно-следственных связей, иллюстрациями к изучаемым предметам, фактам и процессам, обоснованием способов и средств теоретического и практического использования полученного знания.

Перечислим основные правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией:

1. Дисциплина труда: не опаздывать на лекции и не заканчивать ее раньше – это расхолаживает студента, и он начинает несерьезно относиться к преподавателю и к предмету. 2. Требовательность к внешнему виду и самому себе: опрятный вид,структурированность и четкость записей на доске;качество речи преподавателя;

3. Умение чувствовать аудиторию и умение управлять аудиторией; умение ответить на очень важный для студентов вопрос «А зачем это нужно?»;

Эффективность взаимовлияния «педагог – студент» лишь в том случае, когда преподаватель обладает качествами человечности, гуманности, творчества, работоспособности и результативности. Здесь становится оправданно сравнение профессии преподавателя с искусством, или сочетанием таланта и мастерства. Мастерство, как правило, - результат подготовки, аккумулирующий в себе опыт многих поколений и лучшие традиции преподавания.

Очевидно, что опытный преподаватель обладает бесспорным преимуществом перед молодым преподавателем – исследователем. Но, к сожалению, не всегда опытный преподаватель всеми необходимыми личностными и профессиональными качествами. Зачастую мы можем преподавателя, чья речь перенасыщена фразами из учебника, что в лучшем случае ориентирует студента на усвоение минимума учебной информации. У многих преподавателей с возрастом появляется усталость от студентов, которые пропускают занятия, не слушают и не записывают лекции, и постепенно преподавание становится ради галочки и зарплаты. Встает вопрос нехватки молодых специалистов, а именно тех, кто придет на смену «уставшим» преподавателям. Одна из первых серьёзных психологических трудностей молодого преподавателя это небольшая разница в возрасте со своими студентами, что вызывает чувство неуверенности. А в случае со студентами – заочниками эта разница может быть и вовсе отрицательной. Вторым фактором выделяют эмоциональное общение, а именно высокое эмоциональное напряжение в первые годы работы. Во-первых, в этот начальный период работы преподаватель, который начинает овладевать новой областью деятельности, делает ошибки и испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности и негативно оценивают его. И здесь приходится решать проблемами, связанными с мотивацией и адаптацией педагога. Еще одним немаловажным фактором становится низкая стартовая заработная плата, что развивает еще больший дискомфорт у молодого преподавателя. В основном молодые преподаватели берутся на должности ассистента, преподавателя или старшего преподавателя. Первые несколько лет это должность ассистента, зарплата которого сравнима с минимальным размером оплаты труда, и точно недостаточна для элементарного выживания. После защиты кандидатской диссертации молодой преподаватель получит должность доцента и все равно зарплата будет ниже среднего. Самая высокая ступень развития молодого преподавателя – должность профессора, и защита докторской диссертации произойдёт лишь через много – много лет. И последнее – оформление документации, отчетности, стандарты которой в высших учебных заведения меняются каждый год – вид деятельности, который способен зарубить энтузиазм молодого преподавателя на корню.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование личности учителя - достаточно сложный объект социального управления, обусловленный сочетанием ряда социально – педагогических, психологических и физиологические факторы.

Финансовые вопросы стимулирования молодых специалистов регулируются на уровне федерации и регионов. Что же касается проблем мотивации, методической поддержки и большой нагрузки молодых педагогов, то начинающему педагогу необходима целенаправленная методическая помощь.

Подводя итог теоретическим исследованиям психологических трудностей, с которыми сталкиваются молодые преподаватели, начинающие свою карьеру, следует отметить, что они все напрямую связаны с уровнем профессиональной подготовки и личной подготовленности преподаватели – исследователи. Профессиональная составляющая психологической подготовки должна быть ориентирована на формирование высокого уровня познавательной и оперативной подготовленности: систем практических знаний об эволюционной и педагогической психологии и набора современных знаний и навыков (диагностика и прогноз, организационная, контроль и исправление). Личный компонент психологической подготовки должен быть ориентирован на формирование высокого уровня мотивационной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой и нормативной подготовленности. Дополнительная психологическая подготовка молодых преподавателей в аспирантуре проводится на основе практико-ориентированной парадигмы и подхода, основанного на компетентности.

Список литературы:

  •  
    •  
      1. Латыпов А.Р. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ. Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2338/27314

      2. . М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов. Психология высшей школы. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.

Просмотров работы: 135