АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТЕ РОССИИ

Манауре Д.С. 1, Худододова Г.Д. 1
1УГАТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В стремительно меняющемся современном мире образ образованного человека и образования в целом тоже не стоит на месте. Международные миграционные процессы сделали многие страны центром соединения культур и этносов. Россия входит в список стран, которая стремится привлечь иностранных студентов. Ни для кого не секрет, что в развитых странах предоставление услуг по обучению иностранных студентов формируется в отдельную экспортную отрасль. Значительный вклад в развитие экономики страны вносит предоставление услуг иностранным гражданам, именно поэтому привлечение и адаптация студентов из других стран является важной стратегической задачей в мировой образовательной среде.

В России и в мире в целом в последнее время наблюдается рост людей, получивших высшее образование. Это связано со многими факторами: научно-технический прогресс, миграционные процессы, желание работать в комфортных условиях, стремление к увеличению оплаты труда и пр.

Основная проблема иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах - процесс адаптации. Целью данной статьи является рассмотрение проблем адаптации иностранных студентов технических ВУЗов в современных условиях.

Согласно «Энциклопедическому словарю педагога», адаптация - способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Эта способность проявляется в сохранении состояния внутреннего равновесия и успешной выживаемости человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах.

Исходя из терминологии, очевидно, что вопрос адаптации наиболее остро стоит на первой году обучения иностранных студентов. Именно по этому самый большой процент обучающихся возвращается домой до или после первой сессии. В этот период человек подвержен комплексному стресс-фактору, который включает несколько форм адаптации: биологическую, социально-психологическую, формальную и дидактическую. Биологическая форма подразумевает приспособление к изменившемуся часовому поясу и климатическим условиям [1]. Обычно климат в России более суровый и холодный по сравнению с другими странами. Следующая форма – социально-психологическая. Новые социальные условия, культурные особенности, язык общения, удаленность от родных и равнодушие окружающих создают дискомфортную среду для студентов, приехавших из стран дальнего зарубежья. В отличая от людей, приехавших из сран, имеющих общую историю с Россией, представители стран Азии, Африки, Востока приспосабливаются дольше и сложнее. Стоит отметить, что основным контингентом иностранцев в российских ВУЗах являются студенты из стран Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки и стран СНГ, то есть, развивающиеся страны.

Формальная форма адаптации включает процесс приспособления к высшей школе и ее требованиям. Каждый студент, приехавший за получением высшего образования в Россию, имеет свой уровень подготовки в школе. В некоторых развивающихся странах уровень знаний ниже, чем требуется для освоения новой информации, в связи с этим возникает еще один барьер. В технических специальностях теоретические знания – основа профессиональной деятельности. И последняя форма тесно связана с предыдущей - дидактическая. Заключается она в том, что в разных странах происходит различное усвоение форм, методов и организаций учебной работы. Есть различия в системе аттестации и проведений экзаменов, тестов.

В течение времени виды адаптации не сильно меняются, но происходит изменение путей преодоления адаптационного периода. Хочется верить, что преподаватели, работающие с иностранными студентами находятся в постоянном поиске этих путей.

Самой главной проблемой, с которой приходится сталкиваться – это обучение на иностранном языке. По данным, предоставленным специалистами, около 90% обучающихся назвали это основной трудностью. После прохождения подготовительного курса обучающийся помещается в среду, абсолютно не адаптированную [2]. Лекции, семинары, лабораторные работы происходят на равных условиях, как для российских, так и для иностранных студентов. А учитывая скорость чтения лекций преподавателями, то более половины информации не усваивается. Время подготовки будущего специалиста – иностранца во много раз превышает время, затраченное русскоговорящим студентом. И еще отсутствие нужной литературы на родном языке усложняют процесс образования.

В технических специальностях этот вопрос стоит наиболее остро, так как специальная лексика присутствует в каждом блоке учебного процесса. Студенту-иностранцу приходится запоминать не только русский язык, но и русский технический. И конечно, это увеличивает период изучения материала.

Эффективная адаптация неразрывна, связана с педагогической работой преподавательского состава ВУЗов. Актуальность рассмотренной проблемы определяет исследование адаптации студентов технических специальностей. Даная проблема требует создание концепции по адаптации, которая позволит сделать процесс обучения эффективным для студентов, а стране поможет привлекать экономические ресурсы.

Список литературы

[1] Адаптация иностраных студентов в россиийском ВУЗе/ Научный вестник МГТУ ГА серия международная деятельность вузов// Л.А.Марюкова. 2007. №116. С. 119-124.

[2] Концепция академической адаптации иностранных учащихся в технических ВУЗах России/ А.Н.Ремецов, А.А.Казанцев// Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. №4. С.128-134.

Просмотров работы: 186