"ПО ТУ СТОРОНУ БАРРИКАД" ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА АСПИРАНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

"ПО ТУ СТОРОНУ БАРРИКАД" ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА АСПИРАНТОВ

Яминова Е.М. 1, Газизуллина С.М. 2
1УГАТУ
2МБОУ ДО ДД(Ю)Т в Ишимбай
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель педагогической практики – приобретение аспирантами навыков проведения и инженерного сопровождения – учебных занятий и работы с методическими материалами по организации учебного процесса по одной из образовательных программ, реализуемых на выпускающей кафедре, или структурных подразделений, реализующих подготовку на уровне среднего специального образования – как при прохождении практики, так и в период ей предшествующий. [1]

Поступив в аспирантуру сразу после окончания университета, исключительно за получением ученой степени, до конца не осознаешь, зачем тебе все это надо. Зачем нужна «История и философия науки», «Психология и педагогика» или педагогическая практика, если ты все равно не собираешься в будущем преподавать, а, впоследствии, возникает вопрос «Нужна ли тебе ученая степень?». Трудности, возникающие при совмещении учебы и работы по специальности, заставляют все чаще задавать себе этот вопрос.

Не понимая до конца «зачем», но осознавая «что все же надо», дойдя до третьего года обучения, столкнувшись с необходимостью прохождения педагогической практики, наконец, приходит понимание.

Педагогическая практика, прежде всего, дает возможность испытать новый опыт в жизни, почувствовать себя в иной роли. Первые два года обучения в аспирантуре воспринимаешь как шестой и седьмой год обучения в целом – зачеты, экзамены, сессия и ты все тот же студент. Третий год, или конкретно педагогическая практика, переносят тебя «по ту сторону баррикад», ты уже не студент, тебе предоставляется возможность на время стать действующим преподавателем кафедры.

Согласно должностной инструкции, составленной в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», преподаватель ВУЗа должен знать: законы и иные нормативные акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательной организации; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности. [2]

Педагогическая практика наглядно показывает, как тяжела и неблагодарна профессия преподавателя. Профессия преподавателя предусматривает огромную ответственность, а осознание своего влияния на студентов, не только на их дальнейшее отношение к учебе, к выбору профессии, но и жизнь в целом, заставляет более тщательно подбирать выражение и, по возможности, находить индивидуальный подход к каждому студенту. Занятие, на котором присутствует в среднем 20 студентов, находящиеся в возрасте от 17 до 24 лет, не обладающие той степенью самостоятельности и ответственности, требующие постоянного присутствия и внимания, для неподготовленного аспиранта является стрессовой ситуацией. Чтобы «выжить», преподавателю необходимы знания основ психологии, они позволяют установить контакт с группой, поддерживать интерес к предмету и, при необходимости, разряжать обстановку в аудитории. Преподаватель должен обладать психологической и эмоциональной устойчивостью, чтобы к концу рабочего дня он не «выгорал» эмоционально и у него оставались силы на семью, хобби и отдых. Требование следовать рабочим программам учебных дисциплин, в которых определен необходимый объем информации и количество рабочих часов, заканчивается тем, что из-за большего объема информации на лекционных занятиях студент половину материала не усваивает, и на практических занятиях или лабораторных работах у студентов появляется огромное количество вопросов, и как следствие, подготовка к проведению практических занятий, занимает огромное количество времени, а непосредственно проведение занятий требует немалых сил. Осознание ответственности перед студентами, за получение ими новых знаний и умений о предмете на практических занятиях, или получение прикладных навыков при проведении лабораторных работ, заставляет глубже изучить предмет преподавания. Кроме проведения занятий, также необходимо писать планы, отчеты, работать с документацией, которой немало.

Но требования и стандарты, которым необходимо следовать есть в любой работе и на любой должности, а тот заряд энергии и те эмоции, которые получаешь от студентов, при условии взаимопонимания студентов и преподавателя, дают невероятное ощущения. Ощущения нужности и важности, ощущения, что ты вкладываешь часть себя в формирование будущего человека.

Профессия преподавателя — это возможность реализовать творческие способности, это живое общение со студентами, это возможность быть частью коллектива образованных, интересных, постоянно развивающихся людей. После работы инженером-конструктором строго с 8 часов утра до 17 часов вечера с пропускной системой входа-выхода, профессия преподавателя – это глоток свежего воздуха. После разочарования в выборе специальности и после столкновения с реальностью «завода», это возможность начать новую жизнь.

Педагогическая практика для меня стала именно такой, стала возможностью поменять уже привычную жизнь и заставила задуматься о том, не выбрать ли профессию преподавателя как основную.

Список используемой литературы

1. Иванова А.Д. Педагогическая практика аспирантов: практикум по дисциплине «Педагогическая практика» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; сост.: А.Д. Иванова. - Уфа: РИК УГАТУ, 2017. - 84 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Просмотров работы: 197