ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЛИЗИНГА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЛИЗИНГА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Синицына Т.С. 1, Оркина Е.А. 2
1ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", факультет управления
2ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», факультет управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время рейтинг России в мировом сообществе, уровень жизни и благосостояния населения, возможность экономического роста и переход на инновационный путь развития зависят от эффективного использования научно-технического потенциала, выпуска и реализации наукоёмкой продукции, развития инжиниринга в различных отраслях промышленности, который представляет собой процесс передачи новых технологий в производство, а также инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке и эксплуатации машин, материалов, приборов, сооружений, процессов, систем.

Вопросам инновационного развития страны, регионов, предприятий посвящены труды отечественных и зарубежных учёных: Н.Д. Кондратьева, А.И. Агеева, П.С. Завьялова, С.Ю. Глазьева, Р.А. Фатхутдинова, И.И. Мазура, В.Н. Гунина, Й. Шумпетера, Л.Ф. Мизеса, М. Портера и других. Современные стратегические задачи РФ в области промышленного импортозамещения и высокотехнологичных отраслей (электроника, биотехнологии, композитные материалы и т.д.) определяют актуальность данной проблемы. В процессе модернизации производств повышается спрос на отечественные инжиниринговые услуги и технологический сегмент, что предполагает поставку оборудования, передачу опыта, знаний, патента, лицензии или технологии для производства продукции и её эксплуатации.

По данным Минпромторга РФ, с 2012 года на российском рынке инжиниринговых услуг наблюдается общая динамика роста [1]. В 2018 году его объём может составить 2,8 трлн. руб. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Перспективы динамики развития российского рынка инжиниринговых услуг на период 2012-2018 гг., трлн. руб. (по данным Минпромторга РФ) [1]

На сегодняшний день в стране зарегистрировано более 800 инжиниринговых организаций, работающих во многих отраслях экономики: строительстве, электроэнергетике, нефтяной и нефтегазовой промышленности, металлургии, машиностроении, пищевом производстве, деревообрабатывающей промышленности, электротехнике и приборостроении, химической промышленности [1]. Крупные компании («Стройгазконсалтинг», «Глобалстрой», «Атомэнергопроект», «Пумори») обладают важнейшими факторами конкурентоспособности: технологиями, высокими показателями качества, кадровым потенциалом, возможностями выхода на внутренний и внешний рынок. В то же время сегмент малого и среднего инновационного бизнеса развит слабо, что связано с рядом структурных, организационных, финансовых проблем (устаревшая нормативно-правовая база, отсутствие современных программ профессиональной подготовки, продолжительный период окупаемости проектов, высокая стоимость программного обеспечения в области инжиниринга, низкая технологическая готовность малого и среднего бизнеса).

Существенное влияние на сферу инжиниринга оказывает состояние инновационной системы регионов России, которое оценивается с помощью различных показателей.

По данным исследования НИУ ВШЭ за 2014-2016 гг. [7], лидерами инновационного развития в ЮФО являются Ростовская область, Волгоградская область и Краснодарский край. Южный регион занимает ведущие позиции по значению сводного инновационного индекса (0,366; 31 место в РФ) и входит в группу «средне-сильные инноваторы» (рисунок 2).

Рисунок 2 - Рейтинг регионов-лидеров инновационного развития Южного федерального округа за 2014-2016 гг. по группам показателей (по данным НИУ ВШЭ) [7]

Ростовская область превосходит соседние регионы по уровню социально-экономического развития, научно-техническому потенциалу и инновационной деятельности. Это связано с относительно высокими показателями образовательного потенциала населения (17 место по РФ), финансирования научных исследований и разработок (10 место по РФ), затрат на технологические инновации (24 место по РФ), результатов инновационной деятельности (18 место по РФ) и нормативно-правовой базы инновационной политики (7 место по РФ).

Однако Волгоградская область и Краснодарский край опережают её по качеству инновационной политики за счёт её организационного обеспечения и бюджетных затрат на науку и инновации (рисунок 3).

Рисунок 3 - Показатели инновационной деятельности по Ростовской области, Волгоградской области и Краснодарскому краю в 2014-2016 гг., влияющие на развитие сферы инжиниринга (по данным НИУ ВШЭ) [7]

Ростовская область лидирует по таким параметрам, как доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции (18 место по РФ); внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВРП (20 место по РФ); доля организаций, осуществляющих технологические инновации (26 место по РФ); число патентов и изобретений в расчёте на 1 млн. экономически активного населения (17 место по РФ). Однако у неё недостаточно сильны позиции по доле занятых в высокотехнологичных видах деятельности в расчёте на 1 млн. экономически активного населения (35 место по РФ) и числу созданных передовых производственных технологий в расчёте на 1 млн. экономически активного населения (44 место по РФ).

При этом Ростовская область уступает Волгоградской области по интенсивности затрат на технологические инновации и доле малых предприятий, которые их осуществляют, а также Краснодарскому краю по объёму поступлений от экспорта технологий в % к ВРП и доле организаций, внедряющих нетехнологические инновации.

По данным опроса НП «ЕРЦИР Ростовской области» в 2016 году, большинство инжиниринговых компаний на рынке инновационных товаров и услуг предоставляет инновационные услуги (40%), инновационные технологии (32,5%), организационно-управленческие решения (10%) и информационные технологии (10%). Ведущие позиции при выборе источников финансирования для коммерциализации научных разработок в сфере инжиниринга занимают государственное финансирование (47%), собственные средства (25%), а также средства инвестиционных фондов (25%) и частных инвесторов (3%).

Следует отметить, что деятельность малых и средних инновационных, в том числе инжиниринговых, предприятий Ростовской области существенно осложняют такие негативные факторы, как большая рискованность проектов в инновационной среде, высокий уровень финансовой несостоятельности малых предприятий, диспропорции на рынке труда, усиление межрегиональной конкуренции за инвестиции, сокращение бюджетных расходов, высокая зависимость регионов от федеральных ресурсов. Они порождают проблемы с финансами, издержками, информацией, маркетингом, ресурсами и инфраструктурой.

Одним из важнейших мероприятий, направленных на повышение эффективности управления развитием инжиниринга в инновационной системе регионов, является организация финансовой поддержки. Она предполагает взаимодействие МСП с инвесторами, органами государственной власти, банками, кредитными учреждениями, промышленными предприятиями, вузами; продвижение действующих или создание новых механизмов инжинирингового обновления предприятий с помощью государства; разработку финансовых программ на развитие инфраструктуры для МСП.

В настоящее время лизинг является инструментом инвестиционного обеспечения и финансовой поддержки отечественных предприятий. Его теоретические и методологические аспекты применительно к российской действительности наиболее полно отражены в трудах В.Д. Газмана, Е.Н. Чекмарёвой, Т.Г. Философовой, В.А. Шабашева, Е.А. Федуловой, А.В. Кошкина, М.И. Лещенко, Л.Н. Прилуцкого, Е.В. Берегатновой, Т.Р. Алексеевой. В современном научном мире уделяется особое внимание повышению роли лизинга в инновационно-технологическом перевооружении национальной экономики РФ.

В период с января по сентябрь 2017 года объём лизингового бизнеса в России вырос на 58% и составляет 710 млрд рублей [5]. Лидирующие позиции рынка за счет реализации госпрограмм принадлежат транспортным сегментам (грузовой автотранспорт, железнодорожная техника, авиационный транспорт, легковые автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, морские и речные суда).

Однако на сегмент лизинга высокотехнологичного оборудования (машиностроительного, телекоммуникационного, фармацевтического, медицинского, энергетического оборудования, а также оборудования для нефте-, газобычи и переработки) приходится около 34 млрд рублей или 4,8% (рисунок 4), что обусловлено такими факторами, как низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования (50%), падение спроса из-за курса иностранных валют, существенное удорожание из-за девальвации рубля (25%), отказ лизингодателей работать в данной сфере из-за высоких рисков при реализации проектов (13%), недостаточное внимание высокотехнологичному производству со стороны государства (7%). [5]

Рисунок 4 – Структура предметов лизинга высокотехнологичного оборудования в РФ за

9 месяцев 2016-2017 гг., % (по данным «Эксперт РА») [5]

Развитие сегмента лизинга высокотехнологичного оборудования необходимо не только субъектам МСП, но и крупным промышленным компаниям. Оно позволит ускорить процесс модернизации экономики и снизить отраслевую концентрацию рынка лизинга, прогнозируемый объем которого превысит 1 трлн рублей по итогам 2017 года. По мнению лизингодателей, наиболее эффективными мерами по стимулированию могут стать госпрограммы по субсидированию платежей по лизинговым договорам (69%), повышение доступности фондирования (14%), поддержка промышленного производства (7%).

В целях оказания комплексной поддержки МСП в 2015 году по указу Президента РФ создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [3]. Его деятельность предполагает привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций; информационное, маркетинговое, финансовое, юридическое сопровождения инновационных проектов; увеличение доли закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции заказчиками, определёнными Правительством РФ; обеспечение взаимодействия с органами государственного и муниципального управления; подготовку предложений о совершенствовании мер поддержки малых и средних предприятий.

Корпорация МСП ведёт практику региональной поддержки предпринимательских инициатив в 68 субъектах России. Примерами такого содействия в Ростовской области являются инвестирование 30 млн рублей в реализацию проекта по созданию импортозамещающего оборудования для ООО «Интернет-Фрегат», а также привлечение регионального финансирования в виде субсидий и займов (более 3,1 млн рублей) на приобретение оборудования и арендную плату для Центра восстановительной медицины «Альянс-Ростов» [3].

В 2017 году Корпорацией МСП принята к реализации программа льготного лизинга оборудования для субъектов ИМП, являющихся производителями инновационной и высокотехнологичной продукции [6]. Её основные задачи – это создание сети региональных лизинговых компаний (РЛК) для предоставления лизингового финансирования на льготных условиях; формирование новой рыночной ниши (лизинг нового, ранее не использованного или не введённого в эксплуатацию высокотехнологичного или промышленного оборудования для субъектов ИМП); увеличение ёмкости и размеров рынка лизингового финансирования для приоритетных отраслей и направлений деятельности Корпорации.

В 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ основан Фонд развития промышленности путём преобразования Российского фонда технологического развития. Его деятельность направлена на техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств, софинансирование проектов по выпуску новой высокотехнологичной продукции, а также обеспечение импортозамещения. Он взаимодействует с предприятиями из 73 регионов РФ, предоставляя им целевые займы по ставке 1% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 750 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики [4].

В 2017 году рассматривался проект Постановления о создании Регионального фонда развития промышленности Ростовской области с целью повышения доступности кредитных ресурсов. В рамках областной государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» фонду предусмотрены расходы на имущественный взнос в размере 200 млн рублей [2]. Для возможного участия в софинансировании предприятиями заявлено около 10 инвестиционных проектов, суммарная стоимость которых составляет около 800 млн рублей, где на долю федеральных средств приходится 70%, а на средства регионов - 30%.

Таким образом, на сегодняшний день лизинг является одним из существенных факторов инновационно-технологического развития предприятий, перспективным инструментом их инвестиционной и финансовой поддержки. Он способствует ускоренной модернизации основных фондов, обновлению производственного оборудования, созданию и внедрению новых технологий. Стратегические задачи в области промышленного импортозамещения и высокотехнологичных отраслей повышают роль лизинга и определяют спрос на лизинговые услуги. Данная форма финансирования должна быть основана на реализации федеральных и региональных программ для МСП, взаимодействии государства и бизнеса, а также направлена на формирование условий создания необходимой инфраструктуры для рынка инжиниринга, обеспечение его конкурентных преимуществ и развитие инновационной экономики России.

Список литературы

  1. Инжиниринг и промышленный дизайн – 2015/ под ред. В.С. Осьмакова и В.А. Пастухова — М.: «Onebook.ru», 2015. — 124 с., 16 ил.

  2. Официальный портал Правительства Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/news/Na-Donu-poyavilsya-Regionalnyjj-fond-razvitiya-promyshlennosti? pageid=92218&ItemID=77626&mid=83793 (дата обращения: 17.10.2017)

  3. Официальный сайт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Режим доступа: www.corpmsp.ru/maiomu_i_srednemu_biznesu/ istorii_uspekha/best_practices (дата обращения: 16.10.2017)

  4. Официальный сайт Фонда развития промышленности. Режим доступа: http://frprf.ru/partnery/regiony/ro/ (дата обращения: 18.10.2017)

  5. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года: новый рубеж [Электронный ресурс] / Официальный сайт рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/9m2017/part3 (дата обращения: 18.10.2017)

  6. Программа льготного лизинга оборудования для субъектов ИМП, являющихся производителями инновационной и высокотехнологичной продукции [Электронный ресурс] / Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий. Режим доступа: http://www.fasie.ru/upload/docs/Leasing_corpmsp.pdf (дата обращения: 18.10.2017)

  7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 248 с.

Просмотров работы: 595