X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВООБРАЖАЕМЫХ УСЛОВИЯХ
Талалаева Д.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает нас повсюду – в быту, на работе, отдыхе и вообще везде где бы не находился человек.

Диза́йн — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий (художественное конструирование), а также результат этой деятельности.

Современные дизайнеры выполняют художественное проектирование продукции всех производств, начиная от самой серьезной техники и машин и заканчивая продуктами питания. И с течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического и морального развития человека.[1]

Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В дизайнерском творчестве метод представляет совокупность приемов, способов, целесообразных действий, направленных на упорядочивание проектного процесса. Метод дизайнера отражает повторяемость приемов и методов дизайнерской деятельности, в методе закономерности создания проектной модели становятся правилами работы дизайнера.

Метод и методика в дизайне — это порядок достижения проектной цели, решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной деятельности. [2]

Проектирование - это практическая деятельность, целью которой является поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Процесс поиска представляет собой последовательность выполнения взаимообусловленных действий, процедур, которые, в свою очередь, подразумевают использование определенных методов. Сложность процесса проектирования (как и любой другой творческой деятельности), нестандартность проектных (жизненных) ситуаций вызывают необходимость знания различных методов и умения владеть ими. [3]

Основные группы методов .

В процессе проектирования вид разрабатываемой системы проходит развитие от первоначально нечётких словесных описаний, приведённых в техническом задании, до детальных чертежей и опытных образцов, которые изначально складываются из мышления человека. [4]

Построение внутренних представлений о внешних событиях является необходимой предпосылкой способности к мышлению. При наличии внутреннего представления об окружающем мире уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного моделирования. Мысленное моделирование событий — сущность мышления.

Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где было показано, что главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое "свободное" (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — "руководящие представления". Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.

Эвристические методы основаны на подсознательном мышлении, не допускают алгоритмизации и характеризуются неосознанным (интуитивным) способом действий для достижения осознанных целей. К ним относятся:

- метод итераций (последовательного приближения);

- метод декомпозиции;

- метод контрольных вопросов;

- метод синектики;

- метод морфологического анализа;

- функционально - стоимостной анализ;

- методы конструирования;

К методам конструирования относятся методы на основе стандартизации, унификации, базового агрегата, агрегатирования, модификации, инверсии.

Экспериментальные методы

Экспериментальные методы основаны на использовании реальных объектов и физических (химических, социальных и т. д.) моделей. К ним относятся:

- планирование эксперимента;

- машинный эксперимент;

- мысленный эксперимент.

Формализованные методы

Знание законов, лежащих в основе работы исследуемых объектов и процессов, позволяет использовать формализованные методы. Делятся на:

- методы поиска вариантов решений;

- методы автоматизации процедур проектирования;

- методы оптимального проектирования;

- методы принятия решений;

Приемы, используемые в проектной деятельности.

В проектной деятельности используются два приема. Метод инверсии и, собственно, один из самых необычных и сложных методов, это метод проектирования в воображаемых условиях. [5]

Метод "инверсии" (перестановки слагаемых) позволяет преодолевать тупиковые ситуации в проектировании за счет изменения угла зрения на объект работы, за счет смены творческой установки.

Метод "проектирование в воображаемых условиях", когда реальные обстоятельства работы объекта условно подменяются неожиданными решениями или даже фантастическими.

Сходным действием обладают приемы, основанные на воображении:

- мысленно "склеивающее" нечто целое из не совмещающихся частей;

- "опережающее отражение" - доведенный до крайней точки, до абсурда прогноз возможных вариантов развития объекта или ситуации;

- метод "интерпретации", толкующий задачу, стоящую перед проектировщиком, в неожиданном для него ключе - в другом стиле, в чужой манере.

Заключение

Существует множество различных методов в дизайне. И самым продуктивным является метод проектирования в воображаемых условиях. Итак, проектирование в воображаемых условиях - способ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и условий - экстремальных, неожиданных, либо недопустимых в обычной жизни.

Список литературы

1. Адриан Форти. Объекты желания. Дизайн и общество. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2013

2. Белла Мартин, Брюс Ханингтон. Универсальные методы дизайна. – Питер, 2014

3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986

4. Методы проектирования в дизайне и разработка дизайн - концепций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/7_74995_metodi-proektirovaniya-v-dizayne. – (Дата обращения: 9.12.2016)

5. Методы проектирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki/. – (Дата обращения 10.12.2016)