X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

СИСТЕМНЫЙ ДИЗАЙН
Саушкина М.Г.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей: проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы-функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Внешняя форма рождается в неразрывном единстве с остальными характеристиками изделия: функциональными, конструктивными, эргономическими, экологическими и другими. Поэтому визуальные качества изделия представляют собой результат комплексного подхода к проектированию.

Для того, чтобы определить, что такое системный дизайн, необходимо разобрать общие понятия и их природу.

Система (от др.-греч. - целое, составленное из частей)-множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство[5].

Дизайн - это деятельность, цель которой - выявление качества промышленно выпускаемых изделий с точки зрения их формообразования. Это не внешние признаки, а главным образом конструктивные и функциональные связи, которые делают их логически оправданными как для изготовителей, так и для потребителей. [1]

Системный подход в теориях дизайна имеет разностороннюю природу, поскольку сама дизайнерская деятельность многоаспектна. И это выражает в своем определении Томас Мальдонадо.

В 1969 году на конгрессе ИКСИД в Лондоне было утверждено новое определение промышленного дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо.

Промышленный дизайн - творческая деятельность, целью которой является выработка формальных качеств промышленных изделий. Эти формальные качества включают не только внешние черты изделия, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения как потребителя, так и изготовителя. Промышленный дизайн стремится охватить все аспекты окружающей среды, которые обусловлены промышленным производством.[1]

Системный дизайн - это целостное структурное и смысловое образование предметных систем, включающих изделия разных видов и типов, совместно обслуживающие в той или иной среде и сфере жизнедеятельности определенную совокупность потребностей людей с учетом вариантности их реализации, обусловленной как утилитарными, так и эстетическими факторами.

Таким образом, системный дизайн - это особый вид творческого проектирования, который включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Системный дизайн позволяет добиться в объекте соотношения функциональных свойств (эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и эстетических свойств (информативность формы, конструктивно-технологическое совершенство, лаконичность и четкость, рациональное цветовое и графическое решение), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их максимального выполнения.

Вопросы системного подхода в дизайне занимают значительное место в работах Томаса Мальдонадо (род.1922) - итальянского дизайнера, главы Ульмской школы дизайна (Германия). Он ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, исследовав связь дизайна и науки, а также разработал теорию уровней сложности проектируемых изделий - от чашки до вертолетов и ЭВМ. Ему принадлежит вклад в развитие теории "структурной комплексности" (совместно с А. Молем), в рамках которой отдельные технические объекты рассматриваются как системы, состоящие из подсистем, членящихся, в свою очередь, на элементы. Однако кроме расчленения необходимы были еще анализ и синтезирование связей, что вызывало необходимость создания систем более высокого уровня.

Системный подход к дизайну строится у Мальдонадо на двух различных уровнях:

1) дизайн как профессиональная деятельность;

2) дизайн как социокультурное явление, функционирующее в обществе и имеющее мировоззренческий аспект.

Дизайнер должен использовать все формы взаимосвязи и все доступные ему инструменты - социальные, утилитарные, коммерческие, художественные. Но главный фактор в системе - это культурно-гуманистическая цель дизайна и социальная ответственность дизайнера.[2]

Таким образом, Т. Мальдонадо выделяет принципиальную особенность проектирования, характерную для подхода к любому объекту дизайна. А именно - главная задача дизайнера заключается во включении объектов проектирования в сферу человеческой жизни. Следовательно, оценка изделия происходит через степень его соответствия всем требованиям человека (как индивидуума и как элемента социума).[6]

Ещё один выдающий дизайнер, внесший наибольший вклад в развитие системного дизайна - Этторе Соттасс.

Этторе Соттасс (1917- 2007) - итальянский архитектор и дизайнер. Занимался дизайном мебели, ювелирных украшений, стеклянных изделий, светильников и офисного оборудования. Он получил известность как промышленный дизайнер, работавший, в частности, на такую известную компанию, как Olivetti; как скульптор, фотограф и основатель дизайнерского объединения «Группа Мемфис». Символ "итальянской альтернативы" в дизайне.

Он проектировал с идеей о том, что созданный объект должен служить инструментом для жизни. Он был против стандартизации и был заинтересован в неопределенности. Э. Соттсасс вел активный поиск новых способов формообразования. Соттсасс придерживался направленности на промышленное производство и использование новых материалов и технологий.

В 1962 году Соттсасс написал для журнала «Домус» статью, в которой отвергал идеи главенства функционализма и рационализма в дизайне. Он считал, что дизайн имеет дело со средой и той культурной атмосферой, в которую погружен предмет. [4]

Основным истоком и первым примером системного дизайна считаются разработанные Этторе Соттсассом пишущие машинки, офисное оборудование и мебель для компании «Olivetti».

К принципам системного дизайна относится принципы проектирования, которые прослеживаются в работе Этторе Соттссаса, такие как модульность, унифицирование элементов, стандартизация и трансформация.

Системный дизайн Этторе Соттосса направлен в первую очередь на решение извечной проблемы дизайна - соотношения утилитарного (эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и прекрасного (эстетическая выразительность, образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их максимального выполнения. Дизайнеру необходимо продумать все факторы, которые могут повлиять на облик или функциональность создаваемого им объекта (причины его создания, способ производства, взаимодействие с другими объектами, с человеком, продолжительность существования и т. п.). Использование методов и принципов системного дизайна дает возможность учесть все составляющие данной сферы и реализовать эффективное функционирование в объекте.

В методологическом плане системность дизайна находит подтверждение в системе принципов дизайна предложенной Л. А. Зеленовым. С его точки зрения дизайн – это особый метод проектного мышления, основанный на применении в деятельности шести принципов: социологического, инженерного, эргономического, экономического, экологического и эстетического.[3]

Таким образом, шесть принципов дизайна, объединяющие и систематизирующие все частные качества дизайнерских изделий, представляют собой ключ к проектированию гармоничных промышленных изделий:

  1. социологический принцип, включающий в себя полезность, соответствие спросу, утилитарность;

  2. инженерный принцип, включающий надёжность, прочность, долговечность, технологичность;

  3. эргономический принцип, включающий удобство, гигиеничность, безопасность;

  4. экономический принцип, включающий рентабельность, прибыльность, дешевизну;

  5. экологический принцип, включающий природоохранность, вписанность в природу, экологическую чистоту;

  6. эстетический принцип, включающий выразительность, композиционность, образность как интегральную характеристику изделия.

Таким образом, сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественнная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. И, конечно, такого рода деятельность требует систематизации, т.к. именно слаженность, четкость всех составляющих дают на выходе продукт, отвечающий всем требованиям рынка, потребителя, причем с минимальными затратами времени, сил, финансов.

Список используемой литературы:

1. Аронов В.Р. Теория проектирования Томаса Мальдонадо. Из XX в XXI век. // Проблемы дизайна-6 / В. Р. Аронов. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2011. — С. 7-53.

2. Аронов В.Р. Томас Мальдонадо // Сто дизайнеров Запада. М.: Искусство, 1982

3. Зеленов Л.А., Фролов О.П. Принципы дизайна…; Зеленов Л.А. История и теория дизайна/

4.Марьин А.В. Время "радикального дизайна". "Антидизайн" 60-х - 70-х [Текст] / А. В. Марьин // Искусство и образование. – 2013. – № 1. – С. 59– 72

5. Махов А.Е., Петровская Л. И., Смолкин В. М./Система // Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ. — 2003, с. 1437

6.Скворцов А.И. Ульмская высшая школа художественного конструирования // Художественно-конструкторское образование. – 1973. – Вып.4. – С.76-116.; Дижур А.Л., Шатин Ю.В. Ульмская Высшая школа формообразования // Ди- зайн в высшей школе. – М.: ВНИИТЭ, 1994. – С.42-56.