Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Королева К.А., Соболева П.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Национальная система здравоохранения, точнее вопросы, связанные с ее развитием и финансированием, традиционно закреплены за сферой социальных обязательств государства. Но одновременно с этим стоит отметить, что в последние годы государство ищет возможности для сокращения уровня социальной нагрузки на бюджет. И эти вопросы обсуждаются не только в рамках отрасли здравоохранения, но и в общем контексте государственного управления. В частности, осенью 2017 года Президентом РФ была озвучена необходимость по разделению ответственности за здоровье населения между федеральной, муниципальной властью и самими гражданами. Это означает, что сложившаяся система обязательного медицинского страхования будет реформирована.

В первую очередь новые возможности будут открыты для тех предпринимателей, которые предложат потребителям новую форму оказания медицинских услуг посредством использования современных цифровых технологий и развитой системы интегрированных коммуникаций. В общем смысле цифровизация сферы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению рассматривается в контексте формирования нового сегмента.

Стоит отметить, что данные технологии в российской практике осуществления предпринимательской деятельности только проходят свою апробацию и реализуются на уровне отдельных частных медицинских центров "премиального" и "люксового" сегмента. Напротив, в зарубежных странах телемедицинские технологии уже достаточно активно используются как в системе гарантированного государством пакета медицинской помощи, так и в частнопредпринимательской деятельности, осуществляемой в социально значимых сферах.

Учитывая вышесказанное, мы можем утверждать, что активизация предпринимательской деятельности в национальном здравоохранении является весьма значимой задачей, решение которой в том числе может быть осуществлено посредством использования новых форм государственно-частного партнерства.

Стоит сказать, что реформирование национальной системы здравоохранения было начато в 2000-х годах, и за этот период, согласно официальным статистическим данным, общее число больничных и амбулаторно-поликлинических организаций сократилось соответственно на 5% и на 15%, но при этом мощность амбулаторно-поликлинических организаций увеличилась всего на 15%, напротив мощность больничных организаций сократилась на 25%.

С одной стороны, это может быть связано с ростом показателей национального здоровья, а с другой стороны – с увеличением качества медицинской помощи, в том числе за счет активизации предпринимательской инициативы в сфере здравоохранения. Однако, как показывают научные исследования российских авторов, Национальный индикатор качества здоровья населения России в среднем в 3 раза ниже, чем в странах Европейского союза. Предпринимательская активность в сфере здравоохранения также весьма невысокая. За период с 2002 по 2016 год удельный вес платных медицинских и санаторно-здоровительных услуг в общем объеме реализации платных услуг населению не превышает 10%.

За рубежом понятия «платная» и «бесплатная» медицинская помощь практически не используются в силу того, что практически во всех европейских странах используются различные системы медицинского страхования, где страхователем может выступать как государство, так и работодатели либо сами работники, которые в зависимости от потребностей и своего финансового состояния оплачивают стоимость страхового полиса с определенным набором медицинских услуг. При этом и частные, и государственные клиники в равной степени включены в систему медицинского страхования.

В России частные медицинские организации и лечебно-профилактические учреждения включены в систему страхования (ОМС) относительно недавно, лишь с 2013- 2014 годов. При этом более 90% всего населения Российской Федерации застраховано в системе обязательного медицинского страхования и не более 10% в системе добровольного медицинского страхования.

Безусловно, развитие предпринимательской инициативы в сфере здравоохранения имеет ряд закономерно прогнозируемых негативных последствий (среди них: рост стоимости и, соответственно, снижение экономической доступности медицинских услуг), но активизация предпринимательской деятельности в этой сфере, безусловно, нужна. Это позволит создать условия для нормальной конкуренции между частными медицинскими клиниками и государственными, муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, деятельность которых финансируется из бюджетов различных уровней. При этом активизация предпринимательской инициативы должна быть реализована не столько в традиционных направлениях лечебно-оздоровительной деятельности, сколько в сфере профилактики и реабилитации, так как именно этот сегмент российского здравоохранения является наименее развитым.

На основе зарубежного опытаможно предложить следующую структурусегмента телемедицинских услуг. Сегмент телемедицинских услуг необходимо рассматривать в контексте производственно-сервиснойи собственно сервисной деятельности.

В первом направлении предпринимательскаяинициатива должна быть направлена на создание программного и аппаратного обеспечения для телеметрии показателей здоровья потребителей.

Во втором направлении предпринимательская инициатива должна быть направлена на создание программных приложений для online консультирования экстренныхи срочных случаев, с которыми обращаются потребители. Кроме этого, догоспитальный удаленный медицинский сервис предполагает и распределение потока пациентов между медицинскими клиниками и лечебно-профилактическими учреждениям в соответствии с профилем заболевания и выявленной в ходе опроса симптоматикой.

Таким образом, частная предпринимательская инициатива будет решать не толькоряд важнейших социальных задач (своевременное выявление признаков заболевания, контроль показателей здоровья – как первичная и вторичная профилактика), нои кроме этого снижать уровень нагрузки на службы скорой медицинской помощи игоспитальный сегмент.

Абсолютно понятно, что организация предпринимательской деятельности в сферетелемедицины будет капитало- и ресурсоемкой. Поэтому для активизации предпринимательства необходимо использовать новые формы государственно-частного партнерства. И одной из таких вполне успешно зарекомендовавших себя форм являетсяформа частной финансовой инициативы.

В России частная финансовая инициатива не используется, институтгосударственно-частного партнерства существует. Однако, как показывает обзористочников, такое партнерство между предпринимательством и властью в системе здравоохранения сводится не к созданию и реализации проектов пообеспечению физической и экономической доступности медицинской помощи, но кстроительству объектов инфраструктуры, что вовсе не означает повышение качества,эффективности, результативности деятельности медицинских клиник или лечебно профилактических учреждений. При этом согласно имеющимся данным, строительство инфраструктуры для здравоохранения составляет в среднем 3% от всех проектов государственно-частного партнерства.

Общий смысл государственно-частного партнерства в развитии сегмента телемедицинских услуг посредством частной финансовой инициативы заключается в том,чтобы не государство напрямую финансировало отдельные программы телемедицинского сервиса, но, напротив, предпринимательство инвестировало собственныесредства или средства, привлеченные на свободном финансовом рынке (например,целевые кредиты, резервы фондов медицинского страхования, венчурные институтыи т.п.), а государство приобретало посредством долгосрочных контрактов через системы добровольного или обязательного медицинского страхования.

Таким образом, проанализировав все вышеуказанные данные , можем прийти к выводу, что российскому предпринимательству только предстоит освоить такой подход к организации своей деятельности, и для того чтобы это было реализовано на практике, необходимы встречные инициативы:

  1. во-первых, со стороны государства, не в виде затратных стимулирующих программ, имеющих краткосрочный и нестабильный эффект всплеска предпринимательской активности в период реализации таких программ. Но в виде оптимизации правового пространства и создания оптимальной институциональной среды для развития телемедицинского сегмента в здравоохранении;

  2. во-вторых, со стороны предпринимательства, которое должно создать пилотные проекты использования телемедицинских технологий. Имеющиеся примеры использования телемедицинских технологий (например, клиентские мобильные приложения, созданные на базе отдельных медицинских клиник) должны быть масштабированы до уровня городских и сельских поселений, чтобы был объективно наблюдаем положительный эффект использования таких технологий. Для этого требуется привлечение дополнительных финансовых (инвестиционных) ресурсов, которые целесообразно привлекать при активном содействии Российского союза промышленников и предпринимателей от институтов развития.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Телемедицина: возможности развития в государствах-участниках: Доклад о результатах второго глобального обследования в области электронного здравоохранения [Электронный ресурс] // Who.int. - URL: www.who.int/iris/bitstream/10665/44497/4/9789244564141_rus.pdf?ua=1 (дата обращения: 06.12.2017);

  2. Динамика рынка ДМС и тенденции его развития. Insur-portal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://insur-portal.ru/dms/dms-2016 ( дата обращения: 06.12.2017 );

  3. Рейтинги и аналитика [Электронный ресурс] // Ffoms.ru. - URL: http://www.ffoms.ru/system-oms/analyst-ratings/ (дата обращения: 06.12.2017);

  4. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 32 с

  5. Официальная статистика. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Gks.ru. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 06.12.2017).