X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН
Стоногин Р.С., Коваль К.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Проблема соотношения и взаимодействия категорий «социальное право», «социальное государство» и «социальная защита» является одной из самых актуальных в юридической теории и практике.

В общем блоке прав и свобод человека и гражданина социальные права занимают особое положение, если рассматривать их в контексте взаимосвязи с институтом социальной зашиты. Обусловливается это тем, что предоставление материальных благ за счет социализированных источников осуществляется посредством реализации социальных прав через систему социальной защиты.

Согласно социологическому словарю, «социальные права граждан - это гарантированные государством основные материальные блага и услуги, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности граждан в случае безработицы, инвалидности, потери кормильца, наступления старости, болезни, а также возникновения чрезвычайных ситуаций в жизни гражданина и (или) его семьи».

В перечень этих прав включаются права, предусмотренные статьями 3744 Конституции РФ.

Главной и определяющей задачей социальных прав является обеспечение дохода и предоставление материальных благ, обеспечивающих социализацию человека. Они также являются критерием социальной защищенности человека.

Именно эта группа социальных прав является наиболее общественно значимой с точки зрения функционирования института социальной защиты в социальном государстве.

Понятие «социальное государство» и «социальные права» вошли в XX веке в конституции целого ряда стран, различающихся между собой уровнем экономического развития. В мировой социальной науке на современном этапе на повестке дня стоят вопросы об обобщении представлений о социальном государстве, разрабатываются проблемы общих (глобальных) представлений о социальных правах.

Зависимость между глобализацией и социальным государством тесно

связывается с политическими решениями. Вопрос о социальном государстве рассматривается уже в масштабах не одной страны, а мирового сообщества.

В России формирование социальной государственности осуществляется на основе положений Конституции 1993 г. Это не только сохраняет, но и повышает научный интерес к исследованию указанных понятий.

Проблему интерпретации социальных прав и социальной защищенности граждан, соотношения социальных категорий, социальное государство рассматривали в своих работах многие известные ученые: Е.В. Аграновская, Н.С. Бондарь, А.Е. Козлов, М.И. Фетю-хин, В.Д. Роик и др.

Социальные права человека не имеют общепризнанного или согласованного перечня.

Не подвергается сомнению, что права человека имеют непосредственную связь с социальной защитой. Наша задача, в связи с этим, провести анализ данного взаимодействия.

Реальное состояние социальной защиты населения в той или иной стране характеризует качество жизни данного населения и зависит от уровня развития производительных сил, жизненного стандарта, средней продолжительности жизни, степени политических и общественных свобод и их гарантированности. Социальная защита населения должна иметь правовую регламентацию, гарантироваться государством и мировым сообществом. Вся история развития общества, по сути, аккумулируется и отражается в защищенности личности, населения, всего сообщества, иными словами - в правах человека.

Социальное право, реализуемое через систему социальной защиты, - это право индивида на получение материальных благ, предоставляемых при определенных условиях за счет экономических возможностей общества через систему социальной защиты лицам, которые по независящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию в связи с отсутствием источника дохода или недостаточным уровнем получаемого дохода, а также с отсутствием способности или возможности материально обеспечить себя посредством использования имущества, осуществления предпринимательской, трудовой и иной не запрещенной законом деятельности.[1]

Периоды экономических кризисов - это те моменты, когда потребность в реализации социальных прав наиболее велика. Это подчеркивает, что государство своей деятельностью в области реализации социальных прав формирует основу жизнедеятельности индивидов. Необходимо отметить, что в условиях нынешнего экономического кризиса, наше государство со всей полнотой соблюдает данный принцип в плане социальной поддержки российских граждан. На пресс-конференции с журналистами по вопросам социально-экономического развития, которая состоялась 9 февраля 2009 г. в Кремле, Президент РФ Д.А. Медведев заявил: «Социальная ориентация части государственного бюджета останется без изменений». Значит, следует полагать, что законодательная политика останется социально ориентированной. Российское законодательство содержит целый ряд законов, которые в целом посвящены вопросам социальной защиты, и это отражено в названиях законов («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.). Несмотря на это, в системе российского законодательства не выделяется сфера законодательства о социальной защите как самостоятельная. Поэтому данную сферу можно определить лишь «эмпирически», путем исследования всех нормативных правовых актов. Целесообразным является рассмотреть некоторые НПА и проанализировать, насколько действие данных социальных норм соответствует реальной действительности и в какой степени нормы находят выражение в социальной практике, таким образом, подтвердив или опровергнув точку зрения о социальных правах и социальном государстве, высказанную в начале данной работы.[2]

В 2002 г. Коллегией управления социальной защиты населения администрации Красноярского края была принята «Концепция развития системы социальной защиты населения Красноярского края на период 2002-2010 гг.» Это базовый документ, определяющий действия органов социальной защиты населения края, ставящий целью создание эффективной модели социальной защиты населения края. Уже сейчас можно говорить о положительных результатах данной Концепции. Начиная с 2004 г. модель системы социальной защиты населения нестационарной, полустационарной и стационарной форм социального обслуживания функционирует в 39 из 63 территорий края. 48 территорий края, в целях повышения эффективности социального обслуживания населения, используют не только бюджетные средства, но и привлекают средства негосударственных, общественных организаций и спонсорскую помощь. В крае активно ведется целенаправленная работа по реализации проектов, постановлений и распоряжений Совета администрации края в области социальной защиты населения. В частности, по вопросу социальной защиты детей приняты: закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Дети - инвалиды» на 2003-2005 гг.» и закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2003-2005 гг.».

В целях совершенствования оказания адресной социальной помощи населению Управлением социальной защиты населения администрации Красноярского края разработана краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2003 г.[3] Адресная помощь наиболее уязвимых групп населения признается в настоящее время одним из приоритетных направлений активной политики в сфере социального обеспечения.

Для того, чтобы показать реализацию данного социального законодательства на практике, и тем самым подтвердить или опровергнуть принцип социального государства, необходимо было начать анализ с первых годов XXI в., чтобы уже сейчас продемонстрировать то, в какой степени исполняются те законы и Постановления в области политики социальной защиты населения края, которые были приняты соответствующими государственными органами. Например, в апреле 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», делающий институт опеки и попечительства подвижным и современным, прописывающий ответственность органов опеки и попечительства за их деятельность по установлению опеки. Прежде такая ответственность не предусматривалась, а фактически осуществляемое содействие по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, регулировалось немногими нормами Гражданского и Семейного кодексов РФ, не отвечающих требованием времени. Очень важно, что в новом законе урегулированы вопросы управления имуществом подопечных, ответственность опекунов и попечителей за действия, которыми они могут принести вред своим подопечным. Однако закон не дал ответы на все вопросы. Особой форме работы с семьей, находящейся в социально опасном положении - социальном патронате, который в настоящее время нуждается в активном развитии, в законе отражено не было. Это говорит о том, что правовые основы для работы с кровными семьями по профилактике социального сиротства не были созданы. В некоторых регионах России уже созданы институты социального патроната, но в целом в нашей стране пока не сложилась единая система профилактической помощи неблагополучным семьям по предотвращению социального сиротства. [4]

Данный пример доказывает противоречивость социального законодательства в области защиты детства в России. С одной стороны - появление данного закона констатирует неравнодушие властей к проблеме социального сиротства в России и готовность проводить политику, направленную на поддержку и защиту детей, оставшихся без попечения родителей; с другой - недоработанность данного законодательства,

Таким образом, в настоящее время социальная защита - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. - 2017.

2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи" 17 июля 1999 года N 178-ФЗ// СПС КонсультантПлюс. – 2017

3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" 16 июля 1999 года N 165-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. - 2017.