X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Чернышева О.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Объектом является исчисление и уплата таможенных платежей, а также их роль в регулировании внешнеторговой деятельности.

Предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с регулированием внешнеторговой деятельности в части исчисления и уплаты таможенных платежей в России, а также их классификации.

В соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза, к таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

- акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

- таможенные сборы1.

Основой для исчисления сумм таможенных платежей является таможенная стоимость товара и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (такие характеристики, как количество, вес, объем и т.д.). Исчисляются таможенные платежи в рублях плательщиком самостоятельно, за исключением некоторых случаев. Например, при взыскании таможенных платежей их исчисление производится таможенным органом; также таможенные сборы исчисляются таможенным органом самостоятельно в отношении товаров для личного пользования и другое2.

Как отмечает Бакаева О.Ю., обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы. «Именно они от имени государства заинтересованы в полном и своевременном погашении таможенных платежей, а также призваны вести контроль за перечислением их в федеральный бюджет»3.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачиваются4.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке5.

Всем таможенным платежам присущи характерные особенности, которые определяют необходимость их уплаты при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, что, как следствие, определяет их необходимость при осуществлении внешнеторговой деятельности:

- обязанность по уплате таможенных платежей возникает связи с перемещением товаров;

- сумма таможенных платежей, форма их уплаты, а также порядок взимания определяются законодательством Российской Федерации;

- обеспечение уплаты сумм таможенных платежей обеспечивается силой государственного принуждения;

- вследствие нарушения порядка уплаты таможенных пошлин и налогов, правонарушитель может нести административную или уголовную ответственность;

- суммы таможенных платежей, излишне уплаченные или излишне взысканные, подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика, также как и суммы излишне уплаченных или излишне взысканных пеней и процентов, с суммы возвращаемых таможенных платежей6.

Основная проблема, возникающая в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а конкретно при таможенном декларировании и перемещении товаров через таможенную границу – неправильное исчисление сумм таможенных платежей, подлежащих уплате. Недостоверность заявленного кода товара, предоставление неполных данных о товаре, влияющие на определение таможенной стоимости товара, и как следствие, неправильное определение сумм таможенных платежей – таможенной пошлины, сбора, НДС, акциза.

Для целей решения проблемных вопросов, связанных с исчислением и уплатой таможенных платежей, можно предложить следующие возможные решения:

- в современных условиях все большее значение приобретает применение электронных способов записи и «фиксации» информации, что отражается во всех сферах деятельности (например, система электронной бухгалтерии «1С: Бухгалтерия», широко используемая многими организациями), так что развитие электронных автоматизированных систем типа «ЕАИСТ», способствует более быстрому и качественному определению различных характеристик каждого товара, а также значительно облегчает определение сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, так что большее значение играет дальнейшее развитие такой автоматизированной системы;

- излишняя бюрократизация, необходимость поиска и заполнения огромного количества документов, влияет как на работу должностных лиц таможенных органов, так и на участников внешнеторговой деятельности, причем не в положительную сторону, что еще раз подтверждает необходимость наличия электронной базы документов, помогающей разрешить вопросы с предоставлением необходимой информации таможенному органу;

- как один из способов уменьшения количества участников внешнеторговой деятельности, предоставляющих должностным лицам таможенных органов неполную либо недостоверную информацию о перевозимых товарах – ужесточение мер юридической ответственности.

Конечно же, это далеко не полный перечень проблем, возникающих у участников внешнеторговой деятельности и должностных лиц таможенных органов. Однако комплексы проводимых мероприятий по улучшению работы государственных структур, а также личная сознательность и добросовестность участников внешнеторговой деятельности, помогут значительно ускорить внешнюю торговлю и обеспечить ее безопасность.

В целом, можно сделать вывод о том, что использование таможенных платежей как одного из инструментов регулирования внешнеторговой деятельности является необходимым условием для поддержания рациональных пропорций экспорта и импорта, ведения внешнеторговой статистики, обеспечения наполнения федерального бюджета.

Литература:1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);

2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации";

3. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование // Монография – М.: «Статут» – 2005. – 108 с.;

4. Васильев А.М. Исчисление таможенных платежей // Научный журнал: Концепт – 2014. – Спецвыпуск № 31. – с. 26-30;

5. Литвинова Ю.М. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты // Научный журнал: Ленинградский юридический журнал – 2014. –№ 3 (49). – с. 135-142;

6. Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantplus.ru.

1 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), ст. 46;

2 Васильев А.М. Исчисление таможенных платежей // Научный журнал: Концепт – 2014. – Спецвыпуск № 31. – с. 26-30;

3 Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование // Монография – М.: «Статут» – 2005. – 108 с.;

4 Литвинова Ю.М. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты // Научный журнал: Ленинградский юридический журнал – 2014. –№ 3 (49). – с. 135-142.

5 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 150;

6 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), ст. 56.