X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Григоренко Ю.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В нынешних экономических условиях негосударственное пенсионное обеспечение способно сократить социальные риски. Последнее время происходит множество громких и не понятных событий, касающихся пенсии: то её отменяю, то повышают пенсионный возраст, то говорят о единообразном существовании только страховой пенсии.

Действительно, рядовому гражданину России сегодня тяжело самостоятельно разобраться в данном вопросе. Вероятнее всего трудность возникает, из-за противоречивой позиции Правительства Российской Федерации. Если взять социально-экономический блок Правительства РФ, то они занимали позицию за отмену накопительной части, затем вмешался Президент РФ и было принято решение, о возможности выбора пенсионного обеспечения. Финансово-экономический блок выступил против отмены накопительной части пенсии. Большинство экспертов экономистов данный факт считают не разумным, но в данный момент, в соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 31 декабря 2015 года истек срок для принятия решения гражданами о выборе варианта пенсионного обеспечения. Иными словами, те кто написал заявление в тот или иной негосударственный пенсионный фонд о переводе накопительной части пенсии из государственного Пенсионного фонда, у них накопительная часть пенсии сохранилась, те кто не написал, на их счета с 2014 года накопительная пенсия не причисляется. И если они не предприняли решения о переводе накопительной пенсии в негосударственный пенсионный фонд, до декабря 2015 года, накопительная часть пенсии не формируется, денежные средства, которые были на счете сохранились, но страховые взносы на него больше не причисляются. Все 22% страховых взносов, которые поступают на пенсионное обеспечение, перечислятся на страховую часть пенсии.2 Накопленная часть пенсии сохранилась в Пенсионном фонде РФ, но представленный фактор является самым не эффективным метод управления, поскольку доходность в Пенсионном фонде РФ ниже уровня инфляции, то есть деньги попросту растворяются. Таким образом, те Россияне, которые не написали заявление в негосударственный пенсионный фонд в декабре 2015 года, остались со страховой пенсией гарантированной государством, а именно с той пенсией, которая мало зависит от их участия.

Человек, который активно взаимодействует с негосударственным пенсионным фондом имеет множество привилегий. Во-первых, он имеет право переводить свою накопительную часть пенсии из одного фонда в другой, если же он остался в Пенсионном фонде РФ, переводить свою пенсию возможности нет. Во-вторых, наибольшая доходность имеет не маловажное значение, но с другой стороны российский менталитет предполагает, что негосударственные коммерческие фонды обладают меньшим запасом прочности, есть определённые риски. В опровержение данному факту существует, так называемая, система гарантирования негосударственных пенсионных фондов. Те фонды, которые не войдут в систему гарантирования, будут лишены права работать с накопительной частью пенсии. Простыми словами их лишат лицензии. Поэтому можно с точностью говорить о полных государственных гарантиях на все внесённые взносы. В настоящий момент около 25% людей воспользовались преимуществом, представленным в данной статье. Более 50% граждан не написали заявление о переводе своей пенсии в тот или иной негосударственный пенсионный фонд. Скорее всего, на такой неблагоприятной статистике, касающейся негосударственных пенсионных фондов, сыграла не осведомленность граждан.

Что же такое страховая часть пенсии? Это финансовая пирамида, собрали деньги работающих и раздали тем, кто получает пенсию на сегодняшний момент. Когда это соотношение, как в советское время 1/10, то есть десять работающих на одного неработающего - это одно положение. А если оценивать нынешний момент, когда соотношение 1/2, то есть двое работающих на одного неработающего - это совсем другое положение, и самый важный момент, что данный факт с каждым днём ухудшается. Страховая часть конечно же должна существовать, но она должна дополнятся.

На сегодняшний день, негосударственные пенсионные фонды занимаются, и негосударственным пенсионным обеспечением, и обязательным пенсионным страхованием.3 Ситуация такова, человек может получить негосударственную пенсию если он сам будет вносить взносы в негосударственный фонд, то есть заботиться о своей будущей пенсии самостоятельно. Тогда в дополнение к трудовой пенсии или к государственной пенсии, которую он получает, можно получить вторую пенсию, негосударственную. Вторая ситуация – это когда есть социально мыслящий работодатель, у которого есть свои интересы, в частности интересы удержания работника, мотивации персонала, и он создаёт на своём предприятии пенсионную программу. Например, отработал человек три года на предприятии, работодателем создаётся определённая пенсионная система - за каждые три года работнику будет поступать определённая сумма на счёт или же работодатель формирует будущую пенсию работника в негосударственном пенсионном фонде. Третья ситуация – это, когда работник вместе с работодателем на долевых принципах, на системе софинансирования формируют дополнительную пенсию. Таким образом, в статье определены возможности взаимодействия человека с негосударственным пенсионным фондом.

Если говорить о вложениях в пенсионные фонды и о соотношениях с уровнем инфляции, то следует заметить следующее: даже если фонд не дотягивает до уровня инфляции, государственный пенсионный фонд или негосударственный, неважно, физически деньги никуда не пропадают, другое дело, что они теряют свою покупательную способность. К примеру, если сегодня на пятнадцать тысяч можно купить кресло, то через десять лет на эти деньги можно будет купить только стул. Поэтому, задача негосударственных фондов и Пенсионного фонда РФ пытаться перекрыть уровень инфляции, следовательно, обеспечить достойную жизнь населению пенсионного возраста. К сожалению, Пенсионные фонды России за время своей деятельности на рынке обязательного пенсионного страхования не перекрывали инфляционный показатель и тем самым, идея накопления не работает, потому что идет не накопительный процесс, а процесс того, что деньги теряют свою покупательную способность, как было сказано выше. В России главная задача пенсионных фондов и Пенсионного фонда РФ, обеспечить уровень инфляции.

Пенсионные фонды являются самыми консервативными инвесторами, и инвестиционный аппетит у пенсионных фондов вегетарианский, они очень осторожны в своих инвестициях, потому что закон ограничивает негосударственные пенсионные фонды и те люди, которые работают с пенсионными средствами понимают, что это болезненные деньги, с точки зрения влияния на человека. В то время, когда человек выходит на пенсию, других источников у него может не быть и, если он не получит ожидаемого результата, соответствующую сумму от пенсионного фонда, соответственно обманется в собственных ожиданиях, пенсионные фонды допустить этого просто не могут.

Накопительная часть формируется за счет отчисления работодателя, работник в этом процессе не учувствует, но с 2009 года государство ввело программу софинансирования и главная цель этой программы - увеличить пенсионный счет работника, а самое главное приучить людей к тому, что откладывать деньги на пенсию они должны самостоятельно, и они должны сами думать о своей пенсии. На сегодняшний день человек может отработать очень много времени, но если работодатель ему будет выдавать заработанную плату в конверте и не будет уплачивать страховые взносы в пенсионный фонд, то пенсия данного человека будет минимальная.

Итак, пенсионные фонды рассчитывают, на социальное сознание населения, на его рост из года в год. Зарплаты в конвертах будут исчезать не по мере введённых строгих государственных норм, а из-за того, что работники сами не будут позволять выдавать им зарплату в конвертах. В настоящее время показатель отработанного стажа не важен, можно отработать не менее пяти лет и человек будет иметь право на небольшую часть пенсии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1.

  2. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1.

Научная литература

  1. Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 (30). С. 29.

  2. Михальчук В.Ю. Пенсионная система России: Перспективы развития // Финансы 7, 2007 с. 59-62.

  3. Негосударственные Пенсионные фонды о ходе пенсионной реформы в России // Финансы 1, 2007 г., с. 95-96.

  4. Баскакова В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России // Финансы 4, 2007 с. 52-56.

  5. Аганбегян А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / А.Г. Аганбегян // Экон. наука соврем. России. - 2009. -№ 2. - С. 26-38.

  6. Пенсионный фонд российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://es.pfrf.ru/ (Дата обращения: 11.03.2018).

  7. Негосударственный пенсионный фонд. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npfsberbanka.ru/ (Дата обращения: 11.03.2018).

1  Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1.

2  Пенсионный фонд российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://es.pfrf.ru/ (Дата обращения: 11.03.2018).

3  Негосударственный пенсионный фонд. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npfsberbanka.ru/ (Дата обращения: 11.03.2018).