ВОЗМОЖНА ЛИ РЕФОРМА ИНСТИТУТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНА ЛИ РЕФОРМА ИНСТИТУТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях обострения глобальной конкуренции и скачкообразных технологических изменений, любое государство способно оказаться аутсайдером мировой экономической системы, попав в «зону отчуждения» на очередном витке развития. Невозможно обеспечить «качественный скачок», управляя инновационными процессами без опоры на эффективные и стабильные институты. При этом первостепенное значение для обеспечения устойчивого экономического роста имеет институт собственности, характеристики которого определяются особенностями рыночной экономики, сложившимися в России. Именно соотношение рыночной экономики и института собственности создают общую среду актуального социально-экономического и политического развития, которая в дальнейшем все больше будет определять инновационное развитие России.

Только при наличии реально защищенных прав собственности физические лица и организации имеют стимул к высокопродуктивной деятельности, поскольку обладают правами на конечные результаты своей деятельности, которые не могут быть перераспределены в пользу субъектов, не принимавших участие в процессе генерирования этих результатов.

Важным также признается и наличие высокой степени спецификации прав собственности, поскольку только при соблюдении этого условия можно добиться максимально эффективного взаимодействия по обмену правами между различными субъектами.

Однако стремление приблизиться к эффективному институту собственности существующим на Западе, для правящей элиты будет автоматически означать и утрату политического господства, поскольку текущие механизмы его обеспечения крайне нуждаются именно в таком институте собственности, который мы имеем в настоящее время.

Несмотря на это, существует объективная необходимость в том, чтобы определить будущее направление трансформации института права собственности, поскольку перед властью стоит задача не только обеспечения своего статус-кво, но и сохранения силового потенциала государства, достаточного для противостояния внешним угрозам, что вряд ли может быть обеспеченно в рамках слабой экономики. Так, власть оказывается заложником противоречий двух факторов: внешней безопасности и обеспечения сохранности власти.

В современной России государство не обеспечивает в должной мере необходимую защиту прав собственности, и в свою очередь права собственности не являются специфицированными в необходимой степени.

Википедия спецификацию прав собственности трактует как четкое определение объекта, субъекта собственности, всех правомочий, связанных с обладанием объектом собственности и т.д.1.

В настоящий момент в России сформирован такой режим функционирования института собственности, который позволяет властным структурам достаточно эффективно управлять обществом. Государство не сильно заинтересовано в защите прав собственности и их спецификации, поскольку режим функционирования института собственности, сложившийся к настоящему моменту, позволяет успешно обеспечивать главенствующую роль правящей элиты.

С другой стороны, необходимость стимулирования экономический рост и развитие, а также требование обеспечить социальную стабильность провоцируют к действиям, направленным на повышение институциональной эффективности, т.е. к действиям, направленным на увеличение степени защиты прав собственности, их спецификации.

Данное противоречие - не может быть решено в рамках текущей государственной политики.

Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся система прав собственности имеет черты инерционности, что подтверждается анализом института права собственности в Гражданском кодексе РФ, в котором не было изменений с момента вступления данного кодекса в силу2.

В этой связи рассматривается несколько альтернативных сценариев развития института права собственности.

Первый вариант предполагает придание нормативной определенности действующей власти, т.е. переход к авторитарному режиму, что возможно только в условиях изменения факторов глобального воздействия.

Второй вариант предусматривает возможность демократизации режима, что возможно при продолжительном ухудшении экономической ситуации и росте социальной напряженности.

Третий вариант предусматривает «подлинное возрождение бизнеса» поскольку он уже в текущий момент обладает автономным организационным началом, необходимыми ресурсами и навыками. Фактически, его сдерживание происходит только за счет силового ресурса.

Соответственно, при ослаблении власти как доминирующего субъекта у «бизнеса» появится возможность играть ведущую роль и через лоббирование своих интересов вносить изменения в законодательстве.

В зависимости от реализации одного из сценариев мы получим и трансформацию режима функционирования института собственности.

Библиографический список:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant plus.ru (дата обращения: 15.01.2018).

2. Википедия. Спецификация прав собственности https://ru.wikipedia.org/wiki. (обращение к ресурсу:15.01.2018).

1 Википедия. Спецификация прав собственности https://ru.wikipedia.org/wiki. (обращение к ресурсу:15.01.2018).

2 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant plus.ru (дата обращения: 15.01.2018).

Просмотров работы: 150