X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СРЕДИ ИНВАЛИДОВ
Сардер Т.Б., Савельева О.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Безработица среди инвалидов

Для начала предлагаю разобраться, что же такое инвалидность?

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Данное понятие закреплено на законодательном уровне.

Согласно статистическим данным, на 1 января 2017г. в Российской Федерации зарегистрировано 12 259 000 инвалидов, что составляет 8,4 % от численности всего населения нашей страны. В последние годы государство активно пытается решить проблемы жизнеобеспечения таких граждан. Оно расширяет доступ инвалидов к образованию и рабочим местам. Активно внедряется инклюзивное образование для детей, разрабатываются специальные адаптированные программы обучения, внедрены новые требований для получения лицензии на образовательную деятельность для учебных заведений различного уровня, способствующие созданию комфортных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями, на законодательном уровне государство обязывает работодателей квотировать рабочие места для инвалидов.

10 мая 2017 года Правительство разработало и утвердило План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы. Согласно этому плану, в рамках программы «Доступная среда» планируется повысить показатели трудоустройства инвалидов. Особое внимание уделено трудоустройству инвалидов-выпускников. Предполагается поднять процент их трудоустройства до 90% к 2020 году. Для реализации этого проекта планируется повысить эффективность взаимодействия между работодателями и службами занятости населения. Но это всё планы, а пока безработица трудоспособных инвалидов, по состоянию на 2016 год, зафиксирована на уровне 21,6%. Из этого числа, около 30% людей, находится в поиске работы более 12 месяцев.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

В России принято огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения и трудоустройства граждан. Для защиты интересов инвалидов, для реализации их права на труд, в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. Глава IV этого закона регламентирует порядок обеспечения занятости инвалидов, устанавливает для работодателей квоты для приема на работу инвалидов, условия их труда, права и обязанности работодателей.

Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Законом для работодателей устанавливаются следующие квоты, для трудоустройства инвалидов:

  1. от 2 до 4 % среднесписочной численности работников, если общая численность работников, трудоустроенных у работодателя, превышает 100 человек;

  2. не выше 3 % среднесписочной, если численности работников, трудоустроенных у работодателя не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек. [4, ст. 21]

Конкретный процент квоты устанавливается субъектами РФ самостоятельно. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

За невыполнение требований по квотированию рабочих мест Кодексом об административных правонарушениях для работодателей предусмотрены штрафы от 5 до 10 тысяч рулей. В настоящее время Министерством труда РФ рассматривается вопрос о замене штрафов компенсационными выплатами, которые будут направляться непосредственно в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны выполнять ряд мероприятий, которые мы рассмотрим ниже.

  1. Работодатель обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. При создании такого рабочего места, работодатели имеют возможность за счет специальных субсидий компенсировать свои затраты на создание оборудованного рабочего места, при условии, что оно создано на постоянной основе.

  2. Работодатель обязан создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно санитарным правилам проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Таким образом, работодатель обязан создать комфортные условия труда для работающих инвалидов, сюда можно отнести оборудование помещений и территории пандусами, лифтами, способными вмещать инвалидную коляску, специальными туалетными комнатами, оснащение входа в помещения специальной кнопкой вызова персонала и т.п.

  3. Работодатель обязан предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, т.е. работодатель ежемесячно должен предоставлять отчет в службу занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, о локальных актах, которые содержат сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам.

Существующие проблемы и пути их решения

Не смотря на разработанную государством систему поддержки инвалидов, современные реалии таковы, что работодатели не заинтересованы принимать на работу таких граждан. Службы занятости населения отмечают, что зачастую работодатели выделяют по квотам рабочие места, требующие низкой квалификации, постоянной физической нагрузки, иногда предполагающие прохождение медицинского осмотра, который могут пройти далеко не все люди с нарушениями здоровья. При этом устанавливается низкая заработная плата, как правило, не превышающая МРОТ. Потенциальные работодатели прекрасно понимают, что инвалиды, которые должны работать в режиме неполного рабочего времени вынуждены будут отказаться от такого рабочего места. Особенно это актуально, в условиях транспортной удаленности рабочего места от места жительства инвалида.

На мой взгляд, это происходит потому, что в настоящее время предусмотрен слишком низкий уровень ответственности для работодателей-нарушителей и нет никаких значительных преференций для законопослушных работодателей. Полагаю, что работодатели, активно трудоустраивающие инвалидов, должны получать дополнительную экономическую поддержку от государства в виде налоговых льгот. Например, можно разработать механизм снижения налога на прибыль, в зависимости от количества принятых на работу инвалидов.

С другой стороны, работодатели зачастую сталкиваются с низким уровнем профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями, а инвалиды, в свою очередь, недостаточно осведомлены о программах повышения квалификации, которые они могут освоить за счет государства. И здесь важна четкая грамотная работа служб занятости населения по информированию инвалидов о возможности дополнительного обучения и их направление для прохождения профессионального обучения, профессиональной переподготовки или повышения квалификации, учитывая при этом текущие потребности работодателей.

Итог

Подводя итог, становится понятно, что лицам с ограниченными возможностями, действительно трудно найти хорошую работу, с подходящими условиями труда и достойной заработной платой. Считаю, что выходом для многих из них, может стать развитие дистанционной занятости и развитие системы надомной работы. Законодательным органам власти же необходимо разработать действующую и работающую систему льгот для работодателей, трудоустраивающих инвалидов. А службы занятости населения должны не только оказывать психологическую помощь инвалидам, находящимся в поиске работы, но и проводить грамотную просветительскую работу среди работодателей. В результате, эта слаженная совместная работа может привести к значительным улучшениям ситуации.

Список использованных нормативно-правовых актов

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017).

  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  3. Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2017 № 893-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы».

  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»