ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Галкина Е.А. 1, Гришаненок А.О. 1
1Владимирский государственный университет, Юридический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время государством осуществляются меры по регулированию предпринимательской деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, которое проявляется, главным образом, в выдаче лицензий, дабы предотвратить нарушение прав человека и обеспечить безопасность каждого в случае пользования предоставляемыми услугами.

Говоря о государственном контроле за предпринимательской деятельностью, необходимо уделить особое внимание легальному определению такого понятия, которое закреплено в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Следовательно, под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом и иными актами, посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.1

В ранее действующей версии закона органы государственной власти могли осуществлять лишь организацию и проведение проверок, а начиная с 1 января 2017 года, ими могут использоваться такие средства, как организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и иные действия, прямо предусмотренные в законе.

Дополнительно была введена ст. 8.2, согласно которой органы контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью размещают в сети «Интернет» нормативно-правовые акты, оценка соблюдения которых является предметом проверок. Однако помимо этих действий органы контроля (надзора) проводят различного рода семинары и конференции, издают руководства по соблюдению требований осуществления предпринимательской деятельности, а также организуют выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. 2Закрепление в законодательстве положений о проведении профилактических мер крайне важно, так как оно позволит достичь основной цели контрольно-надзорной деятельности государства, что состоит в сокращении количества проводимых проверок и ослаблении давления на бизнес.

Осуществление государством контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью должно основываться на соблюдении принципов, которые в современной литературе делятся на: общие и специальные. К общим, в частности, относятся: принцип законности, объективности, справедливости при осуществлении контрольной деятельности; равенства всех перед законом; соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Что касается специальных, то они включают в себя: принцип недопустимости проводимых в отношении одного и того же лица несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований; принцип бесплатности проведения контрольной деятельности; принцип презумпции добросовестности юридических лиц и ИП.3 Следует заметить, что результаты проверок, которые были проведены без учета принципов государственного контроля (надзора), не могут быть доказательствами нарушения юридическим лицом и ИП обязательных требований, и подлежат отмене.

Государство, выполняя функции регулирования предпринимательской деятельности направлено на обеспечение соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда, а также поддержание социального равновесия и распределения доходов среди населения.

На данный момент важнейшей функцией государственного регулирования является прогнозирование экономической ситуации в стране. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием; планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение); нормативное регулирование; методическое руководство; подбор и расстановка кадров; материально-техническое обеспечение; финансирование; информационное обеспечение; оперативное управление собственностью; учет и контроль4.

В исследовании государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо затронуть вопрос, касающийся распространенной в России практики неналоговых сборов с бизнеса, количество видов которых достигает 60-ти на федеральном уровне ( например, сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; патентные пошлины и т.д.) и которая ощущается субъектами предпринимательской деятельности. Галицкова К.В. отмечает, что в настоящее время Министерство экономического развития рассматривает вопрос об отмене существенной части данных неналоговых сборов и переводе части этих видов платежей в группу налоговых5, что позволит вести бизнес наиболее эффективно и открыто.

В настоящее время в Российской Федерации контрольные и надзорные структуры не предоставляют статистику по результатам проведенных проверок, но в тоже время по данным соцопросов, более 50% предпринимателей замечают, что давление подобных структур существенно возросло. Запланированное введение единого реестра проверок и обсуждаемое в настоящий момент ведение практики «надзорных каникул» в случае их полноценной реализации способны существенно оптимизировать институты государственного предпринимательского контроля и облегчить процесс ведения бизнеса во всех отраслях6.

Таким образом, в условиях рыночной экономики предпринимательство является базовым элементом стабильного развития любого государства, но при всей важности, должно быть ориентиром развития цивилизованного бизнеса. Институт государственного контроля (надзора) предпринимательской деятельности, является составной частью предпринимательства, который включает в себя совокупность норм, правил, регламентов. Если говорить о создании нового законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельности, то это будет выражаться в уменьшении административных барьеров предпринимательской деятельности, гарантии более детальной регламентации полномочий органов по контролю, а также достижении более эффективной защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Список литературы

  1. Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.

  2. Федеральный закон О стратегическом планировании в Российской Федерации // Российская газета. – 2014. - № 6418 (146).

  3. Боровский В. Н., Кулик Д. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в системе налогообложения // Science Time. 2017. - № 3 (39). С. 63–74.

  4. Галицкова К. В. Основные проблемы развития предпринимательства в России // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 51–54.

  5. Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. – 2016. - №2. – С.113-115.

  6. Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2011. - №3. – С. 59-61.

1Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.

2 Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. – 2016. - №2. – С.113-115.

3 Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2011. - №3. – С. 59-61.

4 Федеральный закон О стратегическом планировании в Российской Федерации // Российская газета. – 2014. - № 6418 (146).

5 Галицкова К. В. Основные проблемы развития предпринимательства в России // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. - № 3. - С. 51–54.

6 Боровский В. Н., Кулик Д. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в системе налогообложения // Science Time. 2017. - № 3 (39). - С. 63–74.

Просмотров работы: 642