ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АРАБСКОМ РЕГИОНЕ И КАК ФАКТОР ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АРАБСКОМ РЕГИОНЕ И КАК ФАКТОР ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Грибаненкова И.С. 1
1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наряду с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и повышением ряда показателей роста внутри сферы параллельно идёт процесс дифференциации как стран в мировом геополитическом пространстве, так и внутри отдельно взятых стран. Английский термин “digital divide” имеет в русском языке ряд эквивалентов: «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение» и «цифровой дисбаланс». Цифровое неравенство может относиться к отдельным индивидуумам, хозяйствам, бизнесам и географическим областям с разным социально-экономическим развитием. Различные факторы могут способствовать возникновению социального разрыва. К ним относят пол, образование, доход, язык, расу и национальность. В случае с более масштабным применением понятия оно приобретает форму глобального цифрового разрыва [4].

В арабском регионе наблюдается феномен двойного цифрового разрыва, когда наряду с разрывом между арабским и остальным миром существует дисбаланс между странами Персидского залива и остальными арабскими государствами [5]. Оценку последнего можно осуществить с помощью субиндекса доступа к ИКТ [3]. Ведущие позиции принадлежат странам-монархиям Персидского залива. Они занимают в рейтинге из 176 стран первые 56 мест, остальные арабские страны располагаются ниже по рейтингу.

Оценка цифрового разрыв между арабским регионом и остальными странами на международном уровне требует комплексного подхода. Возможно использование показателя расходов на НИОКР как доли от ВВП [2]. По данным Всемирного банка очевидно отставание региона от показателей стран со средним и высоким доходом. Согласно методике, рассматриваемой в «Докладе о человеческом развитии 2013» [1], возможно применение показателя по количеству зарегистрированных патентов. Цифра по арабскому региону в 40 раз меньше показателя по странам с высоким доходом.

В рамках современных тенденций развития ИКТ очевидна лидирующая роль Интернета в формировании цифрового разрыва. В связи с нехваткой аналитического материала на предложенную тему по арабскому региону обратимся к методике американского автора с применением его гипотез. Согласно исследованию, природа цифрового разрыва заключается в социальном и правовом неравенстве, экономических преимуществах, базовой и сетевой инфраструктуре, языке и грамотности, компьютерных ресурсах и использовании Интернета1.

Для стран арабского региона актуально рассмотреть вопрос гендерного цифрового разрыва в контексте социального неравенства. Согласно отчёту МСЭ на 2013 год в мире насчитывалось 980 млн. пользователей среди мужчин и 826 млн. среди женщин, при этом разрыв данных показателей для развивающихся стран выше, чем для развитых. В развивающихся странах он составил 16%, когда в развитых – 2%. В 2016 году разрыв вырос до 16.8% и 2.8% соответственно. Гендерное неравенство среди Интернет-пользователей в арабском регионе на 2016 год исчисляется 20%2. Статистическая база МСЭ предоставляет данные по использованию Интернета мужчинами и женщинами на 2016 год в ряде арабских стран. Группа представлена монархиями Персидского залива, за исключением Кувейта, а также Египтом, Марокко и Суданом. Для монархий наименьший показатель разрыва в пользу мужского населения принадлежит Саудовской Аравии (менее 1%), наибольший - Оману (около 5%). При этом на Бахрейне процент женщин, пользующихся Интернетом, превышает подобный показатель для мужчин. Индикаторы по остальным странам находятся примерно на одном уровне: разрыв составляет около 6%.

Ещё одним показателем, позволяющим оценить уровень цифрового разрыва, является грамотность взрослого населения. По данным Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки, более 27% населения арабских стран не имеет доступа к образовательным услугам или не может завершить начатый учебный процесс. Большему количеству арабских стран к 2050 году не удастся ликвидировать неграмотность, по мнению экспертов ЮНЕСКО. Средний показатель грамотности по региону отсутствует. Наибольший показатель принадлежит Катару (2014 год) и Иордании (2012 год) – 98%, последний наибольший показатель относится к ПНА (2016 год) – 97%. У остальных монархий Персидского залива показатель не опускается ниже 90%. На противоположном полюсе расположились арабские страны, чьи показатели отстают от значений для стран с низким доходом (61%). К ним относятся ФИРКО, Ирак, где наблюдалась отрицательная динамика – снижение показателя на 30% с 2000 года в связи с внутренними конфликтами, Судан, последний показатель которого относится к 2000 году.

Можно сделать вывод о том, что арабское общество стремится к развитию в рамках существующих тенденций глобального общества, которому необходимо внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на то, что ИКТ способствуют существующему цифровому разрыву, арабские страны, учитывая свои внутристрановые особенности и возможности, стремятся к сокращению цифрового неравенства.

Источники:

  1. Доклад о человеческом развитии (2013) // Программа развития Организации Объединённых Наций.

  2. Fathiya Al Izki and George Weir (2014) Information Security and Digital Divide in the Arab World. Glasgow.

  3. Measuring the Information Society Report (2017) // International Telecommunication Union. Vol.1.

  4. Rami Olwan (2013) ICT and Digital Divide in the Arab World. Jordan.

  5. Touati K. (2008) The information technology and communication (ICT): An opportunity for the development of the Arab world // Geography Society Economy 2. Vol. 10

  6. Международный союз электросвязи: www.itu.int

  7. Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки: www.alecso.org

1 В работе американского автора каждый из указанных параметров – «мостов» предложено измерить следующими показателями: уровень развития демократии, ВВП на душу населения, производство электричества на 1000 жителей, показатель грамотности, количество телефонных линий на 1000 человек, количество персональных компьютеров на 1000 человек и количество узловых компьютеров, предоставляющих выход в Интернет на 1000 человек.

2 Рассчитывается как отношение разницы количества пользователей-мужчин и пользователей-женщин к количеству первых

Просмотров работы: 85