Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Гребнев А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Неотъемлемой частью программы перспективного развития холдинга «Российские железные дороги» является проект внедрения технологий бережливого производства, который реализуется в соответствии со Стратегией инновацион­ного развития компании и Корпоративной системой управления качеством.

Внедрение принципов бережливого производства в компании начало происходить в I квартале 2010 года. Тогда на опытных полигонах железных дорог стартовал проект «Бережливое производство в ОАО «РЖД»».

В Забайкальской дирекции инфраструктуры проведена мас­штабная работа по формированию команды проекта, системы управления и мотивации персонала предприятий.

Предприятия Забайкальской Дирекции инфраструктуры, начиная с 2012 года, принимают участие в программе внедрения технологии «Бережливого производства в ОАО «РЖД»».Результаты отдельных направлений бережливого производства рассмотрены подробно. Динамика показателей за последние три года представленав таблице 1.

Таблица 1. Динамика внедрения «Бережливого производства» 2015-2017 гг.

Наименование

показателя

2015 год

2016 год

2017 год

план

факт

%

план

факт

%

план

факт

%

Количество проектов улучшений, ед.

86

60

69,8

74

74

100,0

94

90

95,7

Количество пересмотренных технологических процессов, ед.

102

52

51,0

124

122

98,4

182

162

89,0

5С на рабочих местах, ед.

1242

472

38,0

1747

1300

74,4

1963

1925

98,1

Количество обученных сотрудников, чел.

2693

2889

107,3

4703

7500

159,5

23798

23156

97,3

Всего за период 2015-2017 гг. было разработано224 проекта улучшений. Несмотря на невыполнение плановых заданий, наблюдается положительная тенденция реализации проектов улучшений. В 2017 году не реализовано только 4 проекта улучшений (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество реализованных проектов улучшений, ед.

Для реализации этих проектов затрачены необходимые ресурсы. Наибольшая сумма затрат для внедрения проектов улучшений была получена в 2016 году. В связи с невыполнением планируемого количества проектов, сумма запланированных ресурсов для внедрения этих проектов не использована н7и в одном периоде. (Рисунок 2.).

Рисунок 2. Необходимые ресурсы, тыс. руб.

Наименьший экономический эффект был получен в 2015 году. Экономический эффект в соответствии с планом получен только в 2016 году (Рисунок 3.).

Рисунок 3. Экономический эффект, тыс. руб.

Аналогичная ситуация по мотивационному фонду. В соответствии с постановлением правления в ОАО «РЖД» мотивационный фонд предназначен для повышения заинтересованности работников в участии в проектах. По проектам улучшений мотивационный фонд не использован. Это связано с невыполнением количества проектов и с более низкой суммой экономического эффекта.

Рисунок 4. Мотивационный фонд, тыс. руб.

По такому виду работ, как технологические процессы, также наблюдается положительная динамика, однако плановые показатели не выполняются. За 2017 год при плане 182 пересмотрено 162 технологических процесса.Необходимо отметить, что реализована незначительная часть процессов. Так в 2017 году из 162 процессов только 37 реализованы в текущем году.

Одним из инструментов бережливого производства является система 5С, которая нашла широкое применение на практике.

Данные по годам представлены на рисунке 5.Ежегодно количество рабочих мест приведенных к стандарту 5С растет, при этом запланированные ресурсы не используются, в связи с невыполнением плановых показателей.

Рисунок 5. Приведено к стандарту 5С, мест

Рисунок 6. Необходимые ресурсы, тыс. руб.

Важное значение для получения результатов от внедрения бережливого производства имеет подготовка персонала. На предприятиях железнодорожного транспорта активно ведется обучение сотрудников элементам бережливого производства.Количество обученных сотрудников только за 2017 год составило 23156человек.

Главной проблемой внедрения инструментов «Бережливого производства» является непонимание концепции бережливого производства, как руководителями, так и теми, кто непосредственно «производит продукцию»:

  • внедрение бережливого производства, без понимания прохождения обязательных этапов внедрения;

  • отсутствие «лидерства руководителя» в линейных предприятиях. Рабочие группы на большинстве предприятий существуют только на бумаге, как следствие вопросы "Бережливого производства" отданы на откуп одному специалисту, как правило, совмещающему эту деятельность со своими основными должностными обязанностями;

  • отсутствие заинтересованности в каких-либо изменениях как у руководителей, так и у работников;

  • проекты разрабатываются и реализуются в варианте разового результата;

  • стратегические цели внедрения инструментов «Бережливого производства» либо не понимаются руководителями вовсе, либо игнорируются, в результате не доводятся как до специалистов, так и до рабочих;

  • также причиной, приводящей к проблеме внедрения улучшений является то, что все концепции, методики были разработаны для производственных предприятий, не адаптированных под железнодорожный транспорт;

  • отсутствие мотивации у руководителей линейных предприятий ввиду того, что любые сокращения расходов приводят к сокращению бюджета предприятия, так как линейные предприятия ОАО «РЖД» являются бюджетны­ми;

  • обучение в ВУЗах, курсах повышения квалификации доказало, что зачастую работник прошедший обучение по существующим программам становится «специалистом» "Бережливого производства", неспособным адаптировать полученные знания под свое предприятие, а тем более разработать какой-либо проект улучшений.

Подведя итоги можно сказать, что инструменты «Бережливого производства» оказывают положительный эффект как на предприятиях компании ОАО «РЖД», так и, в частности, в Забайкальской Дирекции инфраструктуры, однако существует ряд проблем, которые оказывает негативное влияние на развитие проектов и их грамотное применение.

Библиографический список:

  1. Бережливое производство в ОАО "РЖД": краткий справочник. – М., 2012. – 64 с.: рис., табл.

  2. Внедрение бережливого производства. Система 5S: практика и типичные ошибки: информационный журнал. №1/2015. – Чита: ЗабЦНТИБ, 2015. - 20 с.: фот., табл.

  3. Беломестнов В. От планов – к внедрению: [итоги работы по реализации проектов бережливого производства] / В. Беломестнов // Забайкальская магистраль. – 2016.

  4. Высочий Д. В. Стратегия эффективности по-современному / Д. В. Высочий // Менеджмент качества. - 2015. - № 1. - С. 44-54