X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Тюрин О.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Концепция «планирование» включает определение целей и способов их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как продажа, финансы, производство и закупки. Все эти направления взаимосвязаны между собой.

Процесс планирования проходит в четыре этапа: 1. Разработка общих целей; 2. Определение конкретных, подробных целей для набора.3. Определение путей и средств их достижения; 4. Контроль реализации с учетом сопоставления запланированных целей с достигнутыми.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия основано на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны быть сделаны таким образом, чтобы можно было вносить в них изменения, а планы были связаны с доступными условиями. Поэтому планы включают так называемые резервы, называемые «дополнительными расходами на безопасность», однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие могут повлечь за собой частое изменение плана. В основу планирования по конкретным направлениям промышленных объектов предприятия положены отдельные задачи, которые определяются как в денежном, так и в количественном показателях. Таким образом, планирование должно начинаться с так называемых узких мест: в последнее время это продажа, финансы или труд.

Стратегическое планирование представляет собой совокупность действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретной стратегии. Эта стратегия призвана помочь организациям достичь этих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечить основу для функционирования бизнеса. Его проблема заключается том, чтобы в достаточной мере обеспечить инновации и изменения в организации предприятия. Таким образом, выделяют четыре основных вида административной деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

2. адаптация к окружающей среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением, здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективную адаптацию стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может пройти путем совершенствования промышленных систем , взаимодействия с правительством и обществом в целом и т. д.);

3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для проявления сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

4. понимание организационной стратегии (реализация регулярного развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может изучать последние стратегические ошибки, т. е. способность учиться на своем опыте).

Сущность и функции стратегического планирования.

Стратегия представляет собой подробный всесторонний комплексный план. Его следует развивать скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного человека. Стратегия предполагает разработку доказанных мер и планов достижения намеченных целей, в которых необходимо учитывать научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-маркетинговые потребности. Стратегический план должен быть доказан обширными исследованиями и информационным бюллетенем. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации о отраслях народного хозяйства, рынка, конкуренции и т. Д. Кроме того, стратегический план дает твердую определенность, индивидуальность, которая позволяет ей привлекать определенного вида работников и помочь продавать товары или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только полными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направленную на деятельность фирмы в течение длительного периода времени с учетом постоянных изменений в связи с постоянно меняющимися бизнес и социальными условиями.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, а организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает определить наиболее подходящие способы действий. Выполняя обоснованные и систематизированные запланированные решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или ненадежной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, регулярную подготовку к будущему, проводимую высшим руководством. В стратегический план входит

  1. Выбор миссии.

  2. Формирование целей (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный).

  3. Разработка планов обеспечения (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

Разработка стратегии осуществляется руководством высшего уровня и основана на решении вышеописанных проблем. На этом этапе принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные способы деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе ведущего анализа при разработке стратегии формируется стратегическое мышление путем обсуждения и координации с административным линейным устройством концепции развития фирмы в целом, рекомендации новой стратегии развития, формулирования проектов целей, подготовки инструкций по долгосрочному планированию, разработки стратегических планов и их контроля. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этой стратегии. К ограниченному росту придерживаются большинство организаций в развитых странах. Установление целей типично для него из достигнутых, скорректированных ассоциаций фирм в любом случае не связанных филиалах. Реже руководители выбирают стратегию сокращения. В этом случае уровень достигнутых целей установлен ниже, достигнутых в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать способ рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны варианты:

  1. ликвидация (полная продажа материальных запасов и активов организации);

  2. Вычет лишних (отраслевые фирмы некоторых подразделений или видов деятельности);

  3. Сокращение и переориентация (сокращение части деятельности в попытке увеличить прибыль).

К стратегии сокращения чаще прибегают в том случае, когда показатели активности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегия сочетания всех альтернатив будет заключаться в том, что крупные фирмы, активно работающие в нескольких филиалах, придерживаются.

Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Общая цель - выбор стратегической альтернативы, которая в максимально возможной степени повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую концепцию фирмы, разделяемую всеми и ее будущим. Приверженность конкретному выбору часто ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательным исследованиям и оценке. На стратегический выбор влияют различные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание последней стратегии; реакция владельцев акций, которые часто ограничивают гибкость управления при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора необходимого момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух названных направлений (стратегия развивается во время взаимодействия между высшим руководством, плановым сервисом и оперативным подразделения).

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов экономической деятельности управление экономической деятельностью, определение стратегии, а также планирование имеет важное значение. Сейчас руководители предприятий вынуждены принимать экономические решения в условиях неопределенности последствий таких решений, кроме того, при отсутствии экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие экономические зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, поскольку нет достаточного знания поведения потребителей, позиций конкурентов, правильного выбора партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и другой информации. Кроме того, многие менеджеры не имеют опыта управления фирмами в рыночных условиях. В маркетинговой деятельности предприятий существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, испытывают ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос продажи пришел в сферу прямого контроля руководства предприятий. Как правило, государственные предприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы продажи. Сейчас почти все предприятия осознали важность маркетинговой программы. Большинство из них должны решать тактические вопросы, поскольку многие уже столкнулись с проблемой переполнения складов производства и резкого падения спроса на него. Пытаясь изменить ассортимент, многие предприятия, производящие продукцию промышленного назначения, начинают переходить на товары народного потребления. В случае развития производственного назначения в некоторых случаях предприятия также выделяются подразделения, потребляющие эту продукцию. Реконструируя ассортимент, предприятия начали предсказывать предварительную продажу и находить потребителей продукции.

Также замечено новое явление - взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части производства предприятия, а другая часть реализуется по старым каналам. Кроме того, предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства.

Таким образом, управление и стратегическое управление деятельностью предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности.