АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Дьячковская Т.Е. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения способствует повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Внедрение системы интегрированной электронной медицинской карты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволило сократить количество посещений пациентами медицинских организаций для получения справок, рецептов и иных документов, увеличить вовлеченность граждан в лечебно-диагностический процесс, сократить врачебное время на непрофильную деятельность, обеспечить врача всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациента, предоставляемых ему медицинских услугах, а также осуществлять дистанционное взаимодействие посредством телемедицинских технологий [5].

В послании Федеральному Собранию президент России В.В. Путин назвал повсеместное внедрение телемедицины одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения на 2017 год.

Сам термин «Телемедицина» имеет различные определения, однако в рамках Всемирной организации здравоохранения предлагается использовать следующее определение:

«Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

Республика Саха (Якутия) самая арктическая и гигантская республика Российской Федерации (более 3 000 000 км2), плотность населения на квадратный километр составляет 0,31 чел/км2.

В тоже время на территории Республики Саха (Якутия) добывается множество природных ресурсов (алмазы, золото, уголь, уран и т.д.), в связи с чем, количество рабочих мест и соответственно количество населения держится на стабильном уровне – около 1 000 000 человек. А значит и потребность в условиях Крайнего Севера в качественных услугах плановой и экстренной медицинской помощи населению республики в 34 районных центрах и 619-ти населённых пунктах, остается очень высокой, т.к. 70% населения республики – это жители районов.

По данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), ежегодно в республиканские больницы и диспансеры столицы республики - города Якутск, вынуждены приезжать 70 тысяч селян, из которых только около 30 % получают стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Якутска и большая часть - 70 % пациентов, после амбулаторной диагностики и консультации, возвращаются домой на лечение по месту жительства. При этом стоимость авиабилетов от районного центра до города Якутска практически равна или превышает месячную заработную плату жителя села. Население и бюджет республики ежегодно затрачивают более миллиарда рублей только на проезд и транспортировку пациентов до районных и республиканских лечебных учреждений. И это, не считая затрат здравоохранения на дублирование исследований, перерасход на реактивы и др. расходных материалов и т.д.

Республика Саха (Якутия) в числе первых 4 из 89 регионов России начала внедрение телемедицины. С 1999 г. инициативной группой специалистов Национального центра медицины в г. Якутск началась работа по изучению мирового опыта развития телемедицины, были обоснованы факторы и предпосылки создания телемедицины в республике. В сентябре 1999 года, по приказу министра здравоохранения И.Я Егорова, создана рабочая группа МЗ РС (Я) по внедрению информационных технологий и телемедицины в здравоохранение РС (Я) (председатель Николаев М.Х.).

Масштабным началом развития телемедицинских услуг в республике можно назвать утверждение Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №982, подпрограммы №9 «Развитие информатизации здравоохранения», в рамках Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы». [2] Данная подпрограмма предусматривала ежегодное финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на внедрение и оснащение лечебно-профилактических учреждений телемедицинским оборудованием в среднем 10 000 тыс. рублей в год.

В 2016 году в республике был открыт главный специализированный телемедицинский пункт на базе Республиканского центра медицины катастроф (РЦМК).

Главной задачей РЦМК является обеспечение эвакуации, с использованием санитарных авиарейсов, пациентов с экстренными показаниями из районов в республиканские ЛПУ. Следует отметить, что стоимость одной санитарной эвакуации варьируется от 1 500 тыс. рублей до 4 000 тыс. рублей в зависимости от количества затраченного авиакомпанией времени на организацию перевозки пациента.

На сегодняшний день, указом Главы РС (Я) №2283 от 15.12.2017 г. утверждена новая подпрограмма №7 «Информационные технологии в здравоохранении», в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» [3]. Согласно подпрограмме финансирование на развитие телемедицины планируется выделить из государственного бюджета республики в общей сумме 52 585 тыс. руб., ежегодно с 2018 г. по 2022 г. по 10 517 тыс. руб.

Программой планируется поэтапная организация рабочих телемедицинских пунктов во всех ЛПУ республики.

В результате финансирования и реализации предыдущей Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2012-2019 годы» приобретены специализированные мобильные телекардиографы дистанционной передачи электрокардиограмм и аппаратно-программные комплексы телекардиодиагностики, для анализа ЭКГ снятых у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, переданных из центральных районных и сельских участковых больниц, в Консультативные центры республиканских больниц, первичные сосудистые отделения ЦРБ, посредством мобильной связи (цифровые GPRS, CSD каналы). Полученное ЭКГ расшифровывается, интерпретируется и описывается на программно-аппаратном комплексе «Валента», с последующей передачей заключения врача и оказанием телеконсультативной помощи медикам районных больниц. Технологии телекардиодиагностики системы «Валента» успешно работает в республике с 2013 г. и позволила своевременно оказывать экстренную медицинскую помощь кардиологическим больным в районах, спасая их здоровье и жизнь. В настоящее время во всех районах работают 150 передающих ЭКГ телекардиографов. Оборудование телекардиодиагностики торговой марки «Валента» от российского производителя ООО «Компании Нео» (г. С-Петербург), показала надежность и удобство при ежедневной работе в медицинских организациях Республики Саха (Якутия).

С 2015 г. в республике внедряется телемедицинская информационная система AMS Доктор.Net. в районных и республиканских больницах/диспансерах РС (Я). Эта система отложенных телемедицинских консультаций предназначена для проведения телемедицинских консультаций между врачами с целью уточнения диагноза, тактики лечения, проведений телеконсилиумов.

Диаграмма № 2.

Динамика экстренных телемедицинских

консультаций за 2017 год

За 2017 г. РЦМК было выполнено 535 внутрирайонных и 165 межрайонных эвакуаций, 705 эвакуаций в г. Якутск тяжелых больных со всей республики. За год было выполнено 672 экстренных телемедицинских консультаций с ЦРБ. Анализируя годовые показатели по выполненным медицинским эвакуациям больных из районов республики, можно сопоставить, что на 870 эвакуаций между районами и в г. Якутск, приходится 672 ЭТМК (77,24 %). Только за 2017 году республиканским телемедицинским пунктом проведено 63 экстренных телемедицинских консультаций. Таким образом, удалось предотвратить 63 вылета санавиации к пациенту. Сэкономлено в среднем 100 тыс. руб. бюджетных средств.

До вступления в силу1 января 2018 года Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" [4] законодательством РФ запрещалась оказание медицинской помощи пациентам на расстоянии.

Данными изменениями законодатель регламентировал порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий как при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой, так и при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и их представителями. Правила подлежат применению медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В частности, определены:

- перечень информационных систем, с помощью которых проводится оказание помощи с применением телемедицинских технологий;

- виды медицинской помощи, которые могут оказываться с применением телемедицинских систем;

- условия и формы оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских систем;

- правила проведения консультаций (консилиумов) врачей при оказании медицинской помощи в режиме реального времени, отложенных консультаций;

- порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах с применением телемедицинских технологий;

- порядок проведения консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований;

- порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями;

- правила дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;

- правила документирования и хранения информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

В настоящее время, в Республике Саха (Якутия) основными факторами сдерживающие активное развитие и внедрение телемедицинских услуг, являются:

  • Недостаточность финансирования развития телемедицины, возможно вследствие отсутствия фундаментального экономического анализа эффективности и обоснованности внедрения телемедицины на территории Республики Саха (Якутия);

  • Отсутствие или низкая скорость сети «Интернет» в отдаленных и арктических районах республики. Данная проблема, возможно, будет решена с помощью распространения спутниковой связи.

  • Недостаточное количество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок консультирования пациента на расстоянии.

  • Не проработанность системы оказания платных телемедицинских консультаций, отсутствие установленной тарификации в системе обязательного медицинского страхования на оказание телемедицинских консультаций.

В заключении, хотелось бы сказать, что телемедицина имеет огромные перспективы развития, как в республике, так и в стране. Это обусловлено, прежде всего, сосредоточенностью федеральных специализированных медицинских клиник в центральной части России и расстояниями этих клиник от периферийных населенных пунктов.

Список литературы:

1. Приказ Минздрава России и Российской академии медицинских наук от 27.08.01 № 344/76 «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федера­ции»;

2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова №982 от 12.10.2011 г. «Об утверждении Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

3. Указ Главы РС (Я) №2283 от 15.12.2017 г. «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы»;

4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья";

5. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Тенденции развития виртуальных форм обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента – 2015 - №1- С.43;

Просмотров работы: 188