SCRUM МЕТОД И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

SCRUM МЕТОД И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

Толпеев А.В. 1
1АНО ВПО СК(И)Ф «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях, основные факторы, влияющие, на финансовую стабильность и кредитную политику банковского сектора в любом совокупно взятом регионе воздействуют и на экономическое развитие субъекта. Основополагающим фактором является, информационно-аналитическая и технологическая поддержка, которая прогрессирует, меняя наши стандартные представления о структуре управления банком.

Гибкая методология Agile на базе революционных методов управления Scrum, Kanban, Lean ,всего лишь за несколько лет своего внедрения, доказала свою полезность в банковской сфере.

Стало предельно ясно, что при оценке структуры финансовой устойчивости банка, брать во внимание необходимо стандартно-рассматриваемые показатели, но и про внедрение разработок пришедших из IT-сферы забывать не стоит. Ведь они связанны не только с изменением структуры построения процессов информационно-аналитической обработки, но и принятием стратегически важных, управленческих решений, которые в свою очередь, оказывают прямое воздействие на формирование показателей финансовой устойчивости банка [1. С.283].

Структурно доклад представлен следующими основными узловыми моментами:

  • изучение финансовой устойчивости и кредитной политики банка;

  • знакомство с гибкой методологией Agile и ее основным методом, используемым в банковской сфере;

  • перспективы развития регионального банковского сектора в связи с внедрением гибких методологий.

Кредитная политика коммерческого банка — это совокупность факторов, документов и действий, определяющих развитие коммерческого банка в области кредитования своих клиентов.

К общим ее функциям относятся:

  1. Коммерческая функция заключается в получении банком прибыли от проведения различных операций, в частности, кредитных.

  2. Стимулирующая функция заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств в банке и их рациональное использование.

  3. Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов.

  4. Специфическая функция кредитной политики всего одна, это функция оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики.

Для российских банков в настоящее время наиболее актуальны вопросы контроля качества кредитного портфеля, что предопределяет необходимость уделять особое внимание следующим вопросам:

  • анализу кредитного рынка и разработке мер по привлечению и отбору наиболее выгодных для банка кредитных заявок;

  • анализу финансового состояния заемщиков;

  • организации работы по управлению и ликвидации залоговых средств и обеспечения;

  • периодическому тестированию выданного кредита на предмет его возвратности (мониторинг состояния заемщика, целевых рынков, экономической ситуации и т. д.);

  • анализу структуры кредитного портфеля;

  • выявлению проблемных кредитов и разработке мероприятий по ликвидации задолженности;

  • кредитованию в условиях риска, связанного с экономическим кризисом, инфляцией и т. д.

Таким образом, к целям кредитной политики коммерческого банка можно отнести, во-первых, определение видов кредита, которые банк будет предоставлять определенным заемщикам на определенных условиях, и, во-вторых, поддержание оптимального соотношения между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом банка.

Финансовая устойчивость банка может быть раскрыта через интегральные финансово-экономические параметры и результаты деятельности.

Если говорить о финансовой устойчивости банка более подробно, то она зависит от внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам, которые влияют на финансовую стабильность как отдельного банка, так и банковской системы в целом , относят:

  • устойчивость национальной валюты;

  • низкий уровень инфляции;

  • доверие граждан к кредитно-финансовой системе страны;

  • незначительные объемы оттока капитала за границу;

  • благоприятный инвестиционный климат при наличии источников для долгосрочного кредитования.

Внутренним факторам влияющими на финансовую устойчивость банка являются качество менеджмента, связанное с правильной кредитной и учетной политикой банка, грамотным распределением труда, стратегией банка, эффективным банковским маркетингом, соблюдением существующих экономических нормативов, установленных действующим законодательством, профессиональными качествами руководства банка и т.д. [2. С.128].

Как же повысить показатели финансовой устойчивости банка, при условно-стабильных факторах воздействия? Верно, речь пойдет об IT-Сфере, благодаря которой происходит усовершенствование информационно-аналитического и функционально-технологического обеспечения, что позволяет банкам выйти на новый уровень в решении постоянно возникающих задач [4].

Одной из самых действенных инноваций, пришедшей из IT-Сферы, стали методы гибкого управления Agile. Данная методология включает в себя множество методов. Самые популярные и часто используемые методы представлены на диаграмме:

Рис. 1. Популярность методов управления Agile в России в процентном соотношении за 2016 год (источник: составлено автором по данным Росстата).

Scrum – является наиболее популярной методологией гибкой разработки. Данный подход был разработан американским специалистом Джеффом Сазерлендом в 1993 году, однако широкое распространение получил совсем недавно, после внедрения системы «Страж» (Sentinel) в ФБР в 2012 году. В данной методологии существуют и взаимодействуют следующие роли:

Scrum Master - в методологии ему отводится самая важная роль. Именно он отвечает за результаты в проекте. В Agile члены команды не получает навязанных заданий, функциональные решения основаны на самоуправляемой и самоорганизующейся командной стратегии.

Product Owner - это человек, менеджер проекта для внутренней разработки и представитель заказчика для заказной разработки, отвечающий за разработку продукта. Его роль заключается в принятии окончательных решений в проекте для команды, он взаимодействует с командой и заказчиком.

Команда(Team) - команда является самоорганизующейся и самоуправляемой. Она выполняет основной объем работ. В Scrum вклад отдельных членов проектной команды не оценивается, так как это разваливает самоорганизацию команды. Команда состоит из разносторонних сотрудников, которые вносят свой вклад в общий успех проекта в соответствии со своими способностями и проектной необходимостью.

Приступая к работе, нужно создать максимально полный список всех требований, предъявляемых к продукту или цели. Пункты этого списка должны быть расставлены по приоритету. Список носит название «Бэклог продукта». Он может развиваться и изменяться на протяжении всего срока реализации проекта.

Участники команды должны оценить по своей системе оценок каждый пункт на предмет сложности и затрат, которые потребуются для его выполнения.

Затем участники, скрам-мастер и владелец продукта должны провести первое скрам-собрание, на котором они запланируют спринт — определенное время для выполнения части заданий. Продолжительность спринта не должна превышать один месяц. Команда должна постоянно стремиться к тому, чтобы превзойти в новом спринте количество наработанных баллов за предыдущий спринт, то есть ее цель — постоянно превосходить свои собственные результаты — «наращивать динамику производительности».

Чтобы все участники были в курсе состояния дел нужно завести скрам-доску с тремя колонками: «Нужно сделать, или бэклог»; «В работе»; «Сделано». На доску участники клеят стикеры с заданиями, которые в процессе работы поочередно перемещаются из колонки «Бэклог» в колонку «в работе», а затем в «сделано».

Ежедневно проводится скрам-собрание. По выражению Джеффа Сазерленда «это пульс всего процесса Scrum». Суть его проста — ежедневно, на ходу, пятнадцать минут на то, чтобы все дали ответы на три вопроса: «Что ты делал вчера, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Какие препятствия встают на пути команды?».

По завершении спринта команда делает его обзор — проводит встречу, на которой участники рассказывают, что сделано за спринт. После показа результатов работы за спринт участники проводят ретроспективное собрание.

В настоящее время большинство признанных во всем мире инновационных компаний и крупных банков, отдает предпочтение именно этому или похожим на него методам управления [3. С. 226-230].

Когда речь идет о выявлении тенденции, всегда не хватает строгой статистики, и остается полагаться на качественные экспертные оценки. Так, например, Герман Греф, глава Сбербанка, часть своего выступления на Гайдаровском форуме в январе 2016 года посвятил перспективе развития ИТ-технологий:

«Мы поняли, что нам надо поменять все наши процессы. Теперь все будет построено на Agile, наши люди все сидят в данной технологии, потому что по другому такой объем сделать нельзя. Все процессы должны быть перестроены. Те, кто не освоит Agile сегодня в куче бизнес-процессов – будет лузерами завтра».

Применимы ли гибкие методологии Agile на просторах нашего округа и чем же они могут нам быть полезны сегодня? Ответ да, могут. На наш взгляд внедрение гибкой методологии Agile в региональные банки позволит обеспечить:

  1. Прозрачность создания продукта или услуги (заказчик может вносить изменения при создании продукта).

  2. Разгрузка сферы менеджмента, принятие решений доступно на командном уровне.

  3. Возрастает скорость принятия управленческих решений и скорость выхода готовой продукции или услуг.

Но если банк или компания следует моде, не слишком хорошо понимая, чего она хочет в итоге достигнуть, внедрение Agile обернется пустой тратой денег. Многие признаются, что на протяжении первых месяцев Agile-трансформации в компаниях царит неразбериха, сотрудникам, которые так не работали раньше, это непривычно и дискомфортно [5].

Рис. 2. Тенденция спада ипотечного кредита в процентном соотношении за 2016 год (источник: составлено автором по данным Росстата).

С какими еще сложностями может столкнуться гибкая методология на территории нашего округа? Дело все в том, что региональный банковский сектор слабо развит в Северо-Кавказском Федеральном округе.

За основу такого суждения была взята тенденция спада показателей одному из ключевых банковских продуктов - ипотечному кредиту.

Нехватка информационно-аналитической и технологической поддержки управления банком в регионе отражается на низких показателях внедрения банковских продуктов и как следствие вызывает снижение деятельности малого и среднего бизнеса, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятий и организаций Северо-Кавказского Федерального округа [4].

Подытоживая выше сказанное, хотелось бы обозначить некоторые оздоровительные меры повышения уровня финансовой устойчивости банковского сектора в регионе, необходимые для прогрессивного роста информационно-аналитической структуры банков и внедрения гибкой методологии Agile:

  • увеличение активов путем реструктуризации портфеля банка.

  • совершенствовать подходы к надзору за рисками по операциям и сделкам внутри банковской группы;

  • мероприятия по повышению качества капитала и недопущение фиктивного капитала в банковском секторе;

  • проводить расчет, анализ и оценку рекомендуемых МВФ показателей финансовой устойчивости.

  • Реформирование информационно-аналитической и технологической поддержки управления банком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной причиной низких показателей внедрения банковских продуктов на территории Северо-Кавказского Федерального округа, является необходимость внедрения прямых государственных инновационных программ. Необходимо совершенствование российской банковской системы, в том числе посредствам внедрения гибкой методологии Agile или ее отечественных аналогов, отвечающих потребностям развития рынка на отдельных этапах его функционирования.

Список литературы:

  1. Черниченко А.Н., Черниченко ЛЛ., Лапаев Д.Н. Финансовая политика организации: теория и практика. Учебное пособие для магистров и бакалавров. РОСЖЕЛДОР ГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Минеральные Воды, 2015.-448с.

  2. Шихалиева Д.С. Экономика строительства: управление развитием (монография):аннотация. Международный журнал экспериментального образования. Издательство: Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза).- 2015.-№2.-С.144-145.

  3. Шихалиева Д.С. Основные пути возрождения российской экономики. Актуальные проблемы экономического развития: сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции. Издательство: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Белгород), 14-17 апреля 2015г.-С. 226-230.

  4. Ипотечное кредитование Сбербанка. Источник:http://ipoteka-expert.com/sberbank-ipotekana-vtorichnoe-zhile/(дата обращения 10.12.2017).

  5. Обзор методологии SCRUM. Источник: http://citforum.ru/SE/project/scrum/ (дата обращения 10.12.17).

Просмотров работы: 71909