ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гавриков И.В. 1, Бойченко О.В. 1
1Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Современное общество требует основательного обновления системы образования и перехода к качественно новому уровню доступности образования высокого качества. Текущее состояние сферы образования Российской Федерации и курс развития современного общества требуют немедленного нахождения решения проблемы дальнейшего развития системы образования, в особенности изменения устаревающих её элементов, на основе информационных технологий.

Возникновение и дальнейшее развитие информационных технологий влечёт за собой возникновение совершенно нового типа системы образования, которая способна предоставить образовательные услуги качественно более высокого уровня при сокращении затрат. Информатизация образовательной системы предполагает изменение сущности, содержания, методов и организационных форм образования, режимов доступа к информации. При этом необходимо решить проблему связи классических компонентов процесса обучения с новыми информационными и компьютерными технологий, нового класса взаимоотношений обучающихся, преподавателя и образовательной среды.

В настоящее время многие из студентов уже обладают вполне широкими знаниями в области информационных технологий. Каждый студент по-своему осваивает новые знания, поэтому до сих пор преподавателям приходилось к каждому находить собственный, индивидуальный подход, что требовало затрат времени и средств. Сейчас, при использовании информационных технологий в образовании, а в особенности компьютерных технологий, преподаватели могут предоставлять студентам новую информацию и знания таким образом, чтобы удовлетворить большинство индивидуальных запросов и нужд студента. Использование информационных технологий в образовании даёт возможность делать процесс обучения более интересным для студента; оно позволяет вовремя получать нужную и тематически полезную информацию; информационные технологии уже широко используются для связи студентов между собой и с преподавателями.

Актуальность данного исследования обусловлена широким распространением информационных и компьютерных технологий в современном мире, в особенности среди получателей образовательных услуг – молодых студентов.

Цель исследования: изучение основ и принципов компьютерного обучения, а также оценка экономической эффективности применения компьютерных технологий в обучении.

Объект исследования: компьютерное обучение.

Предмет исследования: устройство компьютерного обучения и экономические аспекты его применения.

Гипотеза исследования: компьютерное обучение является новым инструментом получения образования наряду с более традиционными способами.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:

  • определить понятие «компьютерное обучение»;

  • изучить распространение компьютерного обучения в мире;

  • выявить достоинства и недостатки компьютерного обучения;

  • оценить экономическую эффективность применения компьютерного обучения.

Использовались следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения, эксперимент.

1. Компьютерное обучение как форма организации учебного процесса

Ввиду растущих требований к подготовке критически мыслящих индивидов, способных постоянно обновлять свои знания и быстро переучиваться, а также самостоятельно обучаться, сегодня необходимым является создание новых концепций ведения образовательного процесса. Следовательно, необходимым становится создание новых форм представления материалов, методик взаимодействия с новыми средствами обучения. Становится актуальной потребность в новых технологиях обучения. [1]

Итак, как же современные технические и коммуникационные средства могут повлиять на образовательный процесс? Что компьютер способен привнести в учебный процесс? Как следует измениться процессу обучения? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, компьютер необходимо рассматривать не как обычное дополнение к традиционным методам обучения, а как мощный инструмент, который изменяет все сферы учебного процесса, начиная от содержания и кончая формами его организации. Внедрение компьютера в процесс обучения требует пересмотра и совершенствования существующих методик обучения, создания новой модели учебного процесса, соответствующей условиям современности.

Психолог Л.И Проколиенко отмечает: «Компьютер необходимо рассматривать не просто как добавку к существующим методам обучения, а как мощное средство, которое должно привести к изменению всех компонентов учебного процесса, начиная от содержания и кончая его организационными формами» [2, с. 43].

Однако внедрение компьютерных и информационных технологий в образовательный процесс не должно начинаться с нуля. Плодородной почвой для него должны стать подготовленный педагогический коллектив учебного заведения с его знаниями и опытом в использовании традиционных технологий обучения, а также последние достижения в сфере информационных технологий, инновации в данной сфере, передовые методики и программы обучения. Примером информатизации образовательного процесса в настоящее время является широкое использование преподавателями информации из Интернета для подготовки уроков и предоставления студентам возможности получения дополнительной информации по теме. К тому же, так как в настоящее время почти у каждого в доме имеется компьютер, преподаватель способен задать домашнее задание со страниц в Интернете, а студенты, приходя домой, включают компьютер и выполняют задание. Всевозможную информацию по вопросам и докладам они также могут получить в Интернете, при использовании специализированных ресурсов и электронных учебников. [3]

1.1. Технологические основы компьютерного обучения

Компьютерные технологии, появившиеся с созданием первых ЭВМ и дальнейшим их усовершенствованием в середине ХХ века, дали мощный толчок развитию новых методик и средств обучения. Период становления и развития компьютерных технологий обучения не столь продолжителен: первые научные работы, описывавшие применение компьютера в целях обучения, появились всего лишь в конце 50-х годов XX века. Период жизни в 50-60 лет для любого явления невелик, однако учитывая революционную роль компьютера во всех областях человеческой деятельности, приведшую к появлению и развитию современного информационного общества, и темпы, с которыми информационные технологии продолжают развиваться, то можно утверждать, что феномен компьютерных технологий требует рассмотрения вопросов применения компьютера и компьютерных технологий в образовательной деятельности в целом, а не только в учебном процессе в частности.

Можно выделить несколько этапов развития компьютерного обучения:

  1. Автоматизированные компьютерные технологии обучения. Данный этап характеризуется достаточно интенсивным поиском и выработкой разнообразных подходов и алгоритмов обучения, а также разработкой различных компьютерных программ обучения и контроля знаний. Появление компьютеров значительным образом повлияло на становление и развитие технологий компьютерного обучения.

  2. Мультимедийные технологии обучения. С расширением функциональных возможностей компьютера, которые позволили применять различные способы представления информации (графический, аудио, видео и т.д.) для подготовки информационного, а в дальнейшем и обучающего материала, появился новый термин – мультимедийные технологии обучения.

  3. Сетевые компьютерные технологии обучения. Особенностью текущего этапа развития технологий образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития человеческого общества всё большее внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям. Развитие сетевых, или коммуникационных, технологий общения дало новый толчок к развитию технологий компьютерного, а также дистанционного, обучения. Появилось новое понятие – Интернет-образование. [4]

1.2. Компьютерное обучение и Интернет

Интернет представляет собой уникальный способ получения информации. Любой человек, имеющий доступ к Интернету, способен получить доступ ко всей имеющейся в нём информации, а также к чрезвычайно мощным средствам её поиска. Таким образом возможности для образования, предлагаемые Интернетом, не имеют равных среди других технологий сегодня.

Именно на использовании сети Интернет основана такая важная форма компьютерного обучения, как дистанционное обучение. Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на взаимодействии удалённых друг от друга субъектов обучения (педагогов и учащихся), реализующемся с помощью сетевых коммуникационных технологий как таковых и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Обучение — это всегда двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие индивида. Это значит, что если речь идёт об обучении, то естественным образом подразумевается и присутствие преподавателя. В этом и заключается принципиальная разница дистанционного обучения от систем и программ самообразования, самообучения, которые обычно подразумеваются в контексте работы с компьютерными программами и курсами. В рамках этих программ и курсов пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен по своей природе, т.е. являет собой взаимодействие учителя и ученика.

1.3. Действующие системы компьютерного обучения

На сегодняшний день существует множество разнообразных систем компьютерного обучения, основанных на использовании различных элементов и аспектов информационных и компьютерных технологий. В зарубежной практике системы компьютерного обучения описываются термином CAI (computer-assisted instruction, преподавание при помощи компьютера). Наряду с акронимом CAI используются также такие термины как CBT (computer-based training, тренировка на базе компьютера), CAL (computer-assisted learning, обучение при помощи компьютера), WBI (Web-based instruction, преподавание на основе Web) и т.д.

Системы компьютерного обучения можно разделить на два основных класса: системы-репетиторы и системы-инструменты [5]. В рамках систем-репетиторов компьютер располагает информацией, преподаваемой обучаемому, и компьютер же контролирует среду обучения. С другой стороны, системы-инструменты лишь дополняют процесс обучения, фокусируясь на какой-либо одной задаче и пытаясь облегчить процесс её выполнения.

Системы компьютерного обучения из класса репетиторов могут использовать один или несколько из следующих четырёх методов обучения: повторение и практика, пособие, симуляция и игра [6]. Метод повторения и практики полагается на многоразовое повторение информации или действий для запоминания или развития навыка. Метод пособия — самый широко используемый метод обучения в системах компьютерного обучения. В его рамках компьютер представляет информацию обучаемому, позволяет ему применить новые знания на практике, а затем оценивает его. Метод симуляции используется для закрепления знаний или навыков в условиях, приближенных к реальным, особенно в случае, когда тренировка в реальных условиях дорогостояща или опасна (как, например, в случае тренировки пилотов или хирургов). В методе игры применяются игровые элементы, чаще всего нацеленные на вызов в обучаемом чувства азарта: таким элементом может выступать, например, игра наперегонки или ограничение по времени.

Одним из наиболее успешных направлений реализации систем компьютерного обучения является их использование для изучения иностранных языков. В зарубежной практике обучение иностранным языкам при помощи компьютера называют CALL (computer-assisted language learning). Одной из самых известных систем CALL является программа Rosetta Stone, обучающая пользователей иностранным языкам посредством их «погружения» в изучаемый язык. Rosetta Stone представляет информацию исключительно на целевом языке с использованием аудиовизуальных элементов для создания ассоциаций в сознании пользователя, таким образом «симулируя» иноязычную среду.

Как ещё одну успешную систему CALL можно выделить онлайн-сервис Duolingo (duolingo.com), объединяющий в себе методы пособия и игры. В результате пользователям предлагается изучать новый материал и проходить тесты для получения новых уровней в системе с целью дальнейшего сравнения уровней с другими пользователями сервиса, а также мониторингом своего собственного прогресса с течением времени.

1.4. Преимущества и недостатки компьютерного обучения

Компьютерное обучение имеет множество преимуществ по сравнению с традиционными методами, однако с ним связаны и определённые недостатки.

Одним из важных преимуществ компьютерного обучения является самостоятельность обучаемого. Поскольку обучаемый сам изучает новый материал в рамках системы компьютерного обучения, он способен самостоятельно регулировать темпы продвижения по материалу в соответствии со своими способностями. Это может быть представлено как дополнительным повторением материала, знания которого обучаемый считает недостаточными, так и ускоренное продвижение по материалу, в котором обучаемый чувствует себя комфортно.

Обратная связь представляет собой ещё одно важное преимущество компьютерного обучения. В то время как преподавателю требуется время на оценку работы обучаемого, компьютер способен предоставить ему результаты практически немедленно, что в свою очередь ускоряет процесс получения знаний. [7]

Как другие преимущества можно выделить регулируемый доступ к дополнительной информации — система компьютерного обучения способна предоставить обучаемому доступ к дополнительной информации по материалу, которой он может воспользоваться, или от которой он может воздержаться в случае информационного перенасыщения; повторение — обучаемый способен повторить материал столько раз, сколько он считает нужным для полноценного понимания; приватность — обучаемые могут чувствовать себя более комфортно в изолированной среде системы компьютерного обучения, что позволит им более полно проявить свои знания по сравнению с традиционной работой в аудитории. [8]

При этом необходимо помнить, что у компьютерного обучения есть и недостатки. Так, любая система компьютерного обучения неспособна полностью покрыть все аспекты обучения некоему предмету, и любая реализация системы компьютерного обучения будет оптимальна для лишь некоторых направлений предметной области или методов подачи материала.

Любая система компьютерного обучения также напрямую зависит от технологической базы, на которой она построена. В случае выхода из строя компьютерной системы, временного или постоянного, использование компьютерного обучения будет невозможно, что представляет собой серьёзный недостаток в зависимости от уровня интеграции компьютерного обучения в образовательный процесс. Защита от угрозы возникновения такой ситуации требует дополнительных средств.

Не стоит забывать и об угрозе развития асоциальных склонностей в обучаемых. Процесс обучения напрямую связан с общением, а использование систем компьютерного обучения исключает социальный элемент из образовательного процесса. Это может быть частично компенсировано использованием Интернета в системе с целью общения с другими обучаемыми или специалистами, однако такая ситуация не является оптимальной, и компьютерное обучение должно быть дополнено живым общением. [9]

2. Экономическая эффективность компьютерного обучения

Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам.

Экономическая эффективность — категория, оцениваемая по изменению ряда показателей: результативности, интенсивности, деловой активности, социальной эффективности и др. Оценка эффективности происходит путём сравнения достигнутых результатов (абсолютных, статических, динамических) с эталонными. Эталонные показатели определяются либо как планируемые (заложенные в бюджет), либо как критические для изначально поставленных целей.

В текущем столетии рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня занятого населения стал важным фактором повышения эффективности общественного производства. Поэтому назрела задача теоретического и практического решения проблемы экономической эффективности образования. Самое весомое начало исследованию такого подхода к этому вопросу с разработкой методики оценки отдачи затрат на просвещение было положено академиком С. Г. Струмилиным ещё в 20-е годы прошлого века [11].

Изыскания Струмилина были предприняты в связи с разработкой десятилетнего плана развития общеобразовательной школы нашей страны. Цель этого плана состояла в том, чтобы обеспечить всеобщее и обязательное обучение детей (на первом этапе – не ниже четырёхлетнего начального образования). Расчёты и практические исследования того времени показали, что уже простая грамотность, достигнутая за год обучения, способствовала повышению производительности труда рабочего в среднем до 30%. За то же время заводская выучка неграмотных рабочих у станка повышала производительность их труда не более, чем на 12–16%. Один год школьного обучения обусловливал рост квалификации рабочих в 2,6 раза больше, чем год заводской выучки.

По данным 1924 года, затраты на обучение школьников за 10 лет были определены в 1622 млн руб., а прирост национального дохода за счёт повышения квалификации обученных за эти годы школьников только за 5 лет их работы достигал свыше 2 млрд руб., то есть с избытком окупил затраты.

Такой подход к выявлению народнохозяйственной отдачи затрат на образование был первым в экономической литературе и на практике. Особенно ценным стал сравнительный анализ эффективности школьной подготовки и производственной выучки, а также расчёт рентабельности различных учреждений образования – от начальных до высших.

С развитием техники, информационных и компьютерных технологий, они становятся важным элементом в оценке экономической эффективности образования в целом. Несмотря на это, большинство образовательных методик и концепций уделяют этому фактору мало внимания, предпочитая фокусироваться на сравнении эффективности традиционных методов образования с новыми, использующими компьютерные технологии.

Важным моментом в рассмотрении экономической эффективности компьютерных технологий является их специфика. Возрастающая предельная доходность использования информационных технологий означает, что динамика доходов растёт быстрее, чем затрат. Отсюда внедрение информационных технологий подразумевает высокие начальные затраты, но и высокую прибыль в будущем. [12]

В современных условиях классификация затрат и ресурсов в мировой практике рассматривает следующие её виды: затраты живого труда, материальные затраты, производственные фонды, капитальные вложения, инвестиции, природные ресурсы, информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория. Среди перечисленных ресурсов немаловажную роль занимает время. Как отмечал К. Маркс, «Всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени. Стало быть, экономия времени по различным отраслям производства, остаётся первым экономическим законом на основе коллективного производства». Поэтому, именно в условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных технологии закон экономии времени ещё раз доказывает правоту высказывания К. Маркса.

2.1. Требования к реализации

Внедрение компонентов компьютерного обучения требует наличия определённой инфраструктуры, а также навыков у педагогического коллектива и студентов.

С точки зрения инфраструктуры требования к внедрению компьютерного обучения зависят от конкретной реализации концепции. Так, вполне очевидно, что тестирование или обучение при помощи компьютеров в рамках учебного заведения требует наличия в нём самих компьютеров, причём количества, достаточного для того, чтобы сделать возможным их одновременное использование значительным количеством студентов. Помимо компьютеров как таковых требуется также наличие сетевой инфраструктуры, причём как внутренней для связи внутри учебного заведения, так и внешней для связи со внешним миром.

На этом уровне также возникает потребность в рассмотрении проблем информационной безопасности. Использование систем компьютерного обучения подразумевает ограничение пользовательских привилегий в целях предотвращения нарушения целостности системы и данных в ней. Настройка прав доступа во внутренней сети и сетевых экранов или VPN для защиты во время работы в Интернете также является важным слоем защиты информационной безопасности системы и инфраструктуры от умышленных атак и случайных нарушений целостности и доступности.

Бесспорным остаётся влияние человеческого фактора на эффективность и целостность работы любой системы. Из этого следует, что обучение студентов и преподавателей важным основам использования компьютерных технологий является столь же важным требованием к внедрению системы компьютерного обучения, как и создание эффективной и надёжной инфраструктуры. Так, по оценкам IBM, в более 95% случаев нарушения информационной безопасности «человеческая ошибка» была одним из главных факторов, сделавших эти нарушения возможными [13]. Это лишь подчёркивает важность проведения тренингов и регулярной проверки навыков обращения с компьютерными системами.

Помимо требований на этапе внедрения системы компьютерного обучения существуют также определённые моменты, требующие внимания ещё на стадии разработки системы. Зачастую разработчики систем компьютерного обучения работают лишь друг с другом, не привлекая в проект специалистов-педагогов. Из-за этого многие системы оказываются технически эффективными, но недостаточно разработанными с точки зрения педагогических требований. Сотрудничество разработчиков и педагогов на этапе разработки системы компьютерного обучения позволяет создать систему, соответствующую как техническим, так и педагогическим стандартам.

3. Тематическое исследование: компьютерная учебная система «Виртуальная обучающая среда BI»

Принимая вышеизложенное в учёт, была проведена работа по созданию систем компьютерного обучения для университетов и внедрению их в учебный процесс.

На кафедре бизнес-информатики и математического моделирования Института экономики и управления КФУ для самостоятельной работы студентов-первокурсников была внедрена система электронного онлайн-тестирования «Виртуальная обучающая среда BI». В качестве дисциплины, по которой предлагались учебные материалы, была выбрана информатика, на что повлиял ряд причин. Во-первых, формат электронного тестирования соответствует целям и содержанию обучения курсу информатики; во-вторых, в современных условиях технического развития электронное тестирование отвечает требованиям эффективной организации самостоятельной работы студентов. В процессе планирования и разработки системы часть традиционно используемых в преподавании материалов была заменена медиа-материалами и интерактивными упражнениями специализированных Интернет-сайтов, а часть упражнений по проверке знаний студентов была заменена компьютерным онлайн-тестированием с использованием среды BI. Проведение тестирования по выходным дням между занятиями было одобрено самими студентами и соответствовало поставленным целям: осуществление поточного контроля знаний, активизация учебной деятельности студентов, совершенствование форм организации учебного процесса, рациональная организация личного времени студентов.

Виртуальная обучающая среда BI – веб-приложение, написанное на языке PHP с использованием элементов JavaScript. Для хранения данных о тестах и пользователях используется база данных MySQL. Система была реализована в виде веб-приложения для обеспечения максимальной доступности, т.к. создание нейтивных приложений для каждой широко используемой платформы (PC/Mac, iOS, Android) сегодня подразумевало бы высокие производственные затраты, в частности ввиду высокой стоимости средств разработки, как в случае с Mac и iOS, и высокого уровня фрагментации целевых устройств, как в случае с PC и Android. [14]

Одной из важных функций, реализованных в системе BI, является перемешивание вопросов. В рамках системы каждый тест, проходимый студентом, по-своему уникален: вопросы случайным образом набираются из банка вопросов (количество вопросов в банке больше количества вопросов в тесте), а ответы на них представляются в случайном порядке. Это позволяет минимизировать эффект нечестного прохождения тестов обучаемыми, исключая возможность запоминания точного порядка вопросов и ответов на них. Перемешивание вопросов как средство противодействия угрозе создания списка правильных ответов эффективно ввиду невысоких затрат на внедрение, приносящие намного более значимый результат.

В целях более точного контроля успеваемости обучаемых и получения информации для корректирования учебного плана виртуальная среда BI включает в себя возможность получения детальной статистики прохождения тестов обучаемыми. В частности, преподаватель может просмотреть оценки, полученные обучаемым, и время, за которое обучаемый прошёл тест. Помимо статистики по отдельным студентам система также предоставляет доступ к общей статистике по группам и тестам, что позволяет быстро оценить успеваемость всех студентов по определённой теме. Данные о прохождении тестов студентами могут быть экспортированы в ряд часто используемых форматов для использования в обработке данных или печати.

В конце семестра с целью подведения итогов эксперимента по внедрению системы в учебный процесс кафедр среди студентов был проведён опрос. В результате было обнаружено, что 88% опрошенных предпочитали бы проходить тесты в режиме онлайн, что показывает высокий уровень готовности студентов к использованию технологий компьютерного обучения на практике. Необходимость внедрения современных технологий подчёркивают 70,5% опрошенных студентов, а 50% изъявили желание адаптировать онлайн-тестирование для использования в модульном контроле.

Использование технологий компьютерного обучения требует наличия у обучаемых некоторого уровня навыков. Среди опрошенных в рамках исследования студентов 65% описали свои навыки «неплохими», а 17,5% чувствовали себя «комфортно», используя онлайн-тестирование вместо традиционного бумажного.

Полученные данные подтвердили наличие высокой степени готовности студентов к регулярному использованию электронного тестирования, в том числе в изучении иностранного языка, а также о своевременности введения электронного тестирования в учебный процесс. Более того, выявленный высокий уровень готовности респондентов определяет актуальность подготовки соответствующих учебных материалов и исследование различных направлений учебно-воспитательной деятельности в контексте обозначенной проблемы.

В процессе работы с виртуальной обучающей средой BI у студентов улучшились навыки самостоятельной работы, появилось желание в подготовке презентаций, соответствующих высоким стандартам дизайна и содержимого, а также интерес в наполнении программы собственными материалами. Это позволило Медицинской академии перейти от массового обучения к индивидуальному подходу к студентам, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, а также усовершенствовать процесс становления профессиональной компетентности.

Заключение

В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни значительно усилилось. Изменились и требования, предъявляемые к образованию: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы.

Одной из основных проблем современного образования является адаптация традиционных его методов к постоянно изменяющимся условиям в мире. Ключом к решению этой проблемы является использование в образовательном процессе современных технологий. Новые технологии позволяют сделать образование более доступным и более эффективным в условиях современного общества.

Важнейшей технологией, интегрируемой в учебный процесс сегодня, является компьютерное обучение. Компьютерное обучение продолжает бурно развиваться, находясь на пересечении нескольких научных отраслей, главными из которых являются, вне сомнения, информатика и педагогика. Система современного образования представляет собой инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, оборудование, наличие Интернета и конечно людей, которые должны обладать знаниями и определённым практическим опытом не только в сфере информационных технологий, но и в сфере педагогики.

Сегодня многие переступившие порог вуза студенты уже обладают зачастую немалыми знаниями в области информационных технологий. Каждый студент осваивает новые знания по-своему, что ставит преподавателей перед дилеммой: пытаться находить индивидуальный подход к каждому студенту или использовать некий общий шаблон, применяя его ко всем студентам. Однако благодаря появлению и развитию информационных технологий, от преподавателей больше не требуется жертвовать одним в пользу другого, поскольку новые методы представления информации, проверки знаний и пр. позволяют использовать одну базу для удовлетворения индивидуальных требований и запросов каждого студента.

Помимо преимуществ информационных технологий применительно к образованию, их использование само по себе является важным элементом подготовки студентов: компьютерные технологии сегодня становятся всё более распространёнными во всех сферах жизни человечества, и развитие навыков работы с ними в период обучения в вузе подготавливает студентов к успешному дальнейшему ведению профессиональной деятельности.

Необходимо отметить также и важный экономический аспект использования технологий компьютерного обучения в образовательном процессе. Внедряя эффективную инфраструктуру и хорошо разработанное программное обеспечение, образовательные учреждения способны значительно сократить расходы и освободить время преподавателей. Кроме того, системы компьютерного обучения, а в частности Интернет-обучения, позволяют использовать для обработки материала время студентов, проводимое ими вне образовательного учреждения.

Эти предположения были исследованы и доказаны на практике при разработке и применении в учебном процессе системы компьютерного обучения «Виртуальная обучающая среда BI» на кафедре бизнес-информатики и математического моделирования Института экономики и управления Крымского федерального университета. Из опыта их использования преподавателями для проведения контроля знаний и закрепления нового учебного материала стало очевидно, что применение компьютерного обучения в образовательном процессе эффективно и актуально. Система компьютерного обучения «Виртуальная обучающая среда BI» позволила упростить процесс непосредственной проверки знаний и оценки результатов студентов, групп и потоков в целом, устранили ряд проблем, связанных с традиционными методами оценки знаний, в особенности проблем нечестного прохождения студентами тестов и фальсификации результатов, а также сделали процесс обучения более современным и доступным для студентов.

Список использованной литературы

  1. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов. — М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.

  2. Проколиенко Л.И. Методологические проблемы использования компьютера в обучении / Л.И. Проколиенво. // Вопросы психологии — 1986. — № 6. — С. 42-44.

  3. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и образования. / В.А. Красильникова. — М.: Дом педагогики, 2009. — 327 с.

  4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.

  5. Levy M. Computer-Assisted Language Learning (Context and Conceptualization). / M. Levy. — Oxford: Oxford University Press, 1997. — 298 с.

  6. Gloor P.A. Hypermedia-Anwendungsentwicklung. / P.A. Gloor. — Stuttgart: Teubner Verlag, 1990. — 309 с.

  7. Kulik, J.A. Meta-analytic studies of findings on computer-based instruction. / J.A. Kulik // Technology assessment in education and training. / E. L. Baker and H. F. O'Neil, Jr. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1994. — С. 9-25.

  8. Wood, F. Information skills, searching behaviour and cognitive styles for student-centred learning: a computer-assisted learning approach. / F. Wood, N. Ford, D. Miller, G. Sobczyk, R. Duffin. // Journal of Information Science. — 1996. — №22. — С. 79-92.

  9. Кулагин, В.П. Информационные технологии в образовании / В.П. Кулагин, В.В. Найханов, Б.Б. Овезов, И.В. Роберт, Г.В. Кольцова, В. Г. Юрасов. — М.: Янус-К, 2004. — 248 с.

  10. Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. Том 3. / Н.Г. Чернышевский. — М.: Госполитиздат, 1948. — 512 с.

  11. Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. / С.Г. Струмилин. — М.—Л.: Экон. жизнь, 1924. — 203 с.

  12. Bialo, E.R. The effectiveness of technology in schools: A summary of recent research. / E.R. Bialo, J. Sivin-Kachala. — Washington, DC: Software Publishers Association, 1996. — 210 с.

  13. IBM Security Services 2014 Cyber Security Intelligence Index [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/library/se-cyberindex2014/index.html — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 18.03.2016).

  14. Han D. Understanding Android Fragmentation with Topic Analysis of Vendor-Specific Bugs. / D. Han, C. Zhang, X. Fan, A. Hindle, K. Wong, E. Stroulia. — Edmonton: University of Alberta, 2012. — 10 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Рис. 1. Концептуальная схема системы компьютерного обучения «Виртуальная обучающая среда BI».

Просмотров работы: 208