ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Морозов Д.Д. 1
1Орловский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Роль инноваций в экономике просто неисчислима, так как они являются главным фактором конкурентоспособности предприятий на рынках научной деятельности. Инновации позволяют производителю предоставлять новый продукт, улучшать производство, минимизировать расходы и т.д.; они ведут к снижению себестоимости продукции и возрастанию к ней потребительского интереса, создают новые потребности и способствуют развитию научной мысли.

Постоянный экономический рост является главным фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В связи с этим государству, в своих же интересах, необходимо:

  1. обеспечивать развитие производства на новейшей технической основе;

  2. всячески способствовать воплощению результатов научно-технических разработок и перестройке всех отраслей материального производства и сферы обслуживания на современной научно-технической основе [2].

Как показывает опыт экономически развитых стран осуществление инновационной деятельности немыслимо без инвестиций. Динамичное и эффективное развитие инновационной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. В новых условиях проблема повышения эффективности инновационной деятельности требует новых подходов. Наиболее значимый из них – учет тесной взаимосвязи инновационных и инвестиционных процессов. Существенные инновации немыслимы сегодня без крупных инвестиций, а высокоэффективные инвестиции – без инноваций. Практически любое более или менее серьезное новшество не может быть внедрено в одной изолированной подсистеме, для успешной его реализации требуется взаимодействие большинства других подсистем организационно-экономического процесса.

Как правило, самым успешным производителем на рынке является тот самый новатор, который первым внедрил на свое производство новейшую технологию, создал новый уникальный продукт и главной стратегической целью поставил разработку новых товаров и услуг. Те же, кто просто последовал за этим новатором, лидером, имели уже куда меньший экономический успех. Поэтому инновационная деятельность предприятий есть гарант его высокой конкурентоспособности и удержания и расширения своей доли на рынке. Однако, стоит сказать, что не всегда инновационная политика в организации может дать свои плоды, так как многое также зависит от актуальности нововведения, его полезности, уникальности, состояния внешней среды, возможных затрат, возможностей конкурентов и так далее. Управляющее звено должно хорошо подумать, что следует вводить и каким образом, а что следует проигнорировать, прежде чем принимать какие-либо решения о внедрении новой технологии. И в этом им могут помочь разные методы оценки инновационной деятельности предприятия, рассмотренные в работе.

1 Понятие и сущность «инновационной активности»

Для того чтобы правильно оценить инновационную активность предприятия, необходимо иметь четкое представление о том, что такое «инновации» и «инновационная активность».

Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком; является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [3]. Понятие инновационной деятельности включает в себя несколько различных категорий: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационные риски и, конечно же, инновационная активность (ИА), о которой стоит поговорить. Смысл инновационной активности состоит в том, что с ее помощью управляющее звено оценивает характер инновационной деятельности (ИД). Инновационная деятельность, как и любая другая деятельность, прежде всего, характеризуется своим уникальным содержанием, составом определенных действий, совершаемых по определенному алгоритму. Именно по этому признаку один вид деятельности отличается от другого, как, например, действия по исполнению функций маркетинга и производства.

Активность деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различиями в инновационной активности могут объясняться различные результаты инновационной деятельности при одинаковых исходных посылках.

При этом признак "инновационная активность" имеет следующие черты инновационной деятельности фирмы:

  1. Инновационная деятельность должна носить стратегический характер и управляться в реальном масштабе времени, чтобы вовремя реагировать на резкие изменения внешней среды бизнеса. Стратегический подход может обеспечить достойное качество деятельности.

  2. Инновационная деятельность в настоящем времени должна быть рациональной по последовательности действий и их своевременности, что может обеспечить требуемую по ситуации динамичность ИД. Если данные условия не выполняются, то ИД просто становится ненужной и не дает положительных последствия (например, неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов).

На рисунке 1 показано назначение категории "инновационная активность" [3].

Инновационная активность ИД; Стратегия и тактика ИД

Исходный потенциал и содержание ИД

Мобильный потенциал: результативность ИД

Рисунок 1. - Назначение категории "инновационная активность"

В стратегическом плане инновационная активность характеризуется следующими показателями:

  1. качество инновационной стратегии организации;

  2. уровень использования инновационного потенциала (мобилизации);

  3. размер привлеченных капиталовложений;

  4. качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;

  5. обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане инновационная активность определяется двумя частными показателями:

  1. соответствие действий фирмы характеру актуальной конкурентной стратегической ситуации;

  2. скорость принятия решений и проведения стратегических инновационных изменений.

Как уже было сказано, главными источниками инноваций являются научно-техническая и опытно-конструктивная деятельностью (которая связана непосредственно с разработкой и внедрением новейших изобретений). С целью экономического развития в них нужно вкладывать средства и постоянно совершенствовать, но стоит также иметь в виду, что многие российский предприятия даже на сегодняшний день не способны к быстрому внедрению самых современных инноваций, поэтому организациям сначала следует научиться своевременно реагировать на изменение потребностей. Однако эта стратегия дает лишь временное преимущество, так как в скором времени может быть использована конкурентами. В идеале, руководство, настроенное на инновационную деятельность, должно предвидеть будущие желания потребителей и контур рынка, а уже после этого принимать решения о внедрении той или иной инновации, которая эти желания и обеспечит. Только тогда предприятие сможет некоторое время не иметь конкурентов и получить значительную прибыль, вдоволь окупив тем самым затраты на внедрение технологии.

Инновационная активность предприятия зависит от множества различных факторов, важнейший из которых называется «инновационно-кредитный потенциал сотрудников предприятия». Если судить из исследований современных ученых, то успех введения инновации примерно на 90% зависит от уровня подготовки рабочих организации, в особенности управляющего звена, поэтому следует больше развивать и поддерживать индивидуальные творчески инициативы, нежели чем делать упор на коллективный уровень квалификации работников и их общий профессиональный опыт. Так, не подавляя созидательной энергии каждого отдельного участника рабочего процесса и используя с умом свежие идеи и наработки, организация может добиться очень высокой конкурентоспособности.

По сути, инновационная активность – это состояние внутренней среды организации, которым, используя идеи и наработки креативного персонала, можно управлять и которому возможно придавать свою форму. Отражением же внешней среды является такой показатель, как конкурентоспособность предприятия, которым управляющие не могут регулировать напрямую, а могут лишь оказывать на него влияние повышением или понижением инновационной активности.

Ознакомившись с некоторыми аспектами такого понятия, как «инновационная активность», можно сделать вывод, что инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.

2 Оценка инновационной активности предприятий Основой для проведения оценки инновационной активности на предприятии явились общепринятые принципы анализа финансово-экономического состояния. Использовались также особенности системы деловой активности предприятий. Схожим образом, в работе представлены расчеты различных коэффициентов и проводится их проверка на соответствие принятой норме, в результате дается оценка состояния предприятия. От нее зависит, какой тактике следует придерживаться справляющему звену: если предприятие в отличном состоянии, то может быть выбрана стратегия лидера, а если предприятие в недостаточно хорошем состоянии, то логичнее всего применить стратегию последователя. Базовыми величинами чаще всего считают показатели за предыдущий год, показатели по прошлым инновационным проектам, среднеотраслевые значения или показатели конкурентов. Показатели оценки инновационной активности, приведенные ниже, следует принимать за ориентирующие и максимально приближенными к идеалу, но не следует рассматривать их как эталон [5]. Таким образом, система экономических показателей инновационной активности может включать в себя следующие коэффициенты:
  1. Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он показывает то, насколько предприятие обеспечено уникальной интеллектуальной собственностью в виде патентов, лицензий на пользование определенным изобретением, современных видов программного обеспечения, товарных знаков и иных средств, необходимых для результативного экономического развития. Коэффициент выражает отношение вышеперечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам (Авн) предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства.

Величина Кис имеет следующий вид:

Кис = Си / Авн, (1)

где - Си – это интеллектуальная собственность, руб.

Рекомендуемое значение коэффициента должно находиться в промежутке от 0,05 до 0,15; от него зависит выбор стратегии:

Если Кис ≥ от 0,10 до 0,15 - стратегия лидера;

Если Кис ≤ от 0,10 до 0,05 - стратегия последователя.

  1. Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР.

Данный коэффициент определяет состав персонала предприятия. Он показывает долю сотрудников организации, напрямую занятых разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, которые в ближайшем будущем можно будет внедрить в предприятие, по отношению ко всем работникам. Его формула:

Кпр= Пн/ Чр,(2)

Где - Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

Чр - средняя численность работников предприятия, чел.

При этом, если:

Кпр ≥ от 0,20 до 0,25 – предприятие избирает стратегию лидера;

Кпр ≤ от 0,20 до 0,15 - предприятие избирает стратегию последователя.

  1. Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества, необходимого для научной деятельности, (например, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями) в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. Вычисляется он по формуле:

Книоп / Опн,(3)

Где - Ооп – это стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;

Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.

При этом, если:

Кни ≥ от 0,25 до 0,30 - стратегия лидера;

Кни ≤ от 0,25 до 0,20 - стратегия последователя.

  1. Кот- коэффициент освоения новой техники.

Характеризует способность организации к освоению новейшего оборудования и быстрой адаптации к нему со стороны персонала. Он находится как соотношение основных производственно-технологических фондов, введенных в эксплуатацию за последние три года, с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт и т.д., по формуле:

Кот = ОФн / ОФср,(4)

где - ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;

ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.

Рекомендуемое значение коэффициента должно находиться в промежутке от 0,30 до 0,40; от него зависит выбор стратегии:

Кот ≥ от 0,35 до 0,40 - стратегия лидера;

Кот ≤ от 0,35 до 0,30 - стратегия последователя.

  1. Коп - коэффициент освоения новой продукции.

Данный показатель определяет способность предприятия к внедрению новейшей или технологически измененной продукции. Рассчитывается следующим образом:

Коп = ВРнп / ВРоб, (5)

где ВРнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции и продукции, произведенной с использованием инновационных технологий, руб.;

ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции, руб.

Рекомендуемое значение коэффициента должно находиться в промежутке от 0,40 до 0,50; от него зависит выбор стратегии:

Кот ≥ от 0,45 до 0,50 - стратегия лидера;

Кот ≤ от 0,45 до 0,40 - стратегия последователя.

  1. Кир - коэффициент инновационного роста.

Коэффициент показывает, насколько устойчивы технологический рост и производственное развитие и свидетельствует о развитии предприятия в области управления инновационными проектами; определяет долю средств, которое предприятие выделяет на разработку инновационных технологий и обучение персонала в общем объеме всех совершаемых инвестиций

Находится по формуле:

Кир= Иис/ Иоб, , (6)

где Иис– это стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб- общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

Рекомендуемое значение коэффициента должно находиться в промежутке от 0,50 до 0,60 от него зависит выбор стратегии:

Кот ≥ от 0,55 до 0,60 - стратегия лидера;

Кот ≤ от 0,55 до 0,50 - стратегия последователя.

Как можно заметить, для того, чтобы выбирать стратегию лидера, необходимо вкладывать в инновационную деятельность больше 55% своих инвестиций.

Таким образом, использовав данный метод и получив все коэффициенты, управляющее звено должно сделать для себя вывод о состоянии инновационной активности предприятия и, исходя из него, принять обдуманные решения об изменениях в инновационной политике организации. Адекватная оценка своего состояния позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Заключение Каждое предприятие стремится получить максимальную прибыль от своей деятельности и максимально сократить свои расходы. Достижению этой цели запросто может поспособствовать грамотная инновационная политика, призванная модифицировать производство, улучшить применяемые технологии, минимизировать расходы, снизить себестоимость продукции, повысить к ней потребительского интерес, а также создать новые потребности. Степень вовлеченности предприятия в инновационную деятельность определяется уровнем его инновационной активности, из чего можно сделать вывод о том, что чем больше внимания организация уделяет инновационной активности, тем больше вероятность экономического успеха. Подробно изучив понятие "инновационная активность", ему можно дать такое определение: инновационная активность предприятия - это комплексная характеристика его инновационной деятельности, включающая в себя такие показатели, как степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Значение оценки инновационной активности невозможно переоценить, так как она является одним из важнейших показателей развития предприятия. Она особенно актуальна в наше время, так как именно сейчас мировое научно-техническое развитие движется с огромной скоростью и необходимо всячески следовать тенденциям времени, чтобы оставаться на плаву. Для оценки инновационной оценки следует использовать следующие коэффициенты:
  1. Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.

  2. Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР.

  3. Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР.

  4. Кот - коэффициент освоения новой техники.

  5. Коп - коэффициент освоения новой продукции.

  6. Кир - коэффициент инновационного роста.

Сравнив каждый из них с рекомендуемой нормой, менеджер может оценить актуальное состояние своей организации; исходя из их значений, руководство будет принимать соответствующие решения о реализации необходимой инновационной стратегии предприятия: стратегии лидера или стратегии последователя.

Список использованных источников
  1. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность"- Мн., 2008. - 103с.

  2. Инновационная деятельность предприятия: Учебник / А.Ф. Наумов, А.А. Захарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16 + (Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-009521-9, 500 экз.

  3. Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир., магистр. и соискат.../ В.П.Старжинский, В.В.Цепкало - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013 - 327с.: ил.; 60x90 1/16 - (Высш. обр.: Магистр.). (п) ISBN 978-5-16-006464-2, 500 экз.

  4. Управление инновациями / В.Н. Гунин. - М.,2009.

  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

  6. Федоров О. В. Стратегии инновационной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Федоров. - М.: Инфра-М, 2012. - 275 с. - ISBN 978-5-16-005562-6

Просмотров работы: 2013