Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Печагина Т.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Развитию международной торговли способствует вмешательство государства. На протяжении всей истории, система государственного регулирования международной торговли совершенствовалась и развивалась, и продолжает формироваться. На сегодняшний день уже сформировались два основных вида торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Свобода торговли заключается в том, что государство оказывает минимальное вмешательство во внешнюю торговлю, которая в свою очередь развивается на основе свободного действия рыночного спроса и предложения.

Протекционизм в узком смысле следует понимать, как защиту национального производства от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В широком смысле под протекционизмом понимают все меры государства, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики [5]. Следует отметить, что зачастую целью протекционизма является захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Основными целями протекционизма являются:

- защита отраслей, связанных с национальной обороной;

- защита отрасли в период ее становления;

- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;

- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы и т.д.

Следует учесть, что политика протекционизма имеет определённые нюансы. Поддерживая завышенный уровень цен на продукты, высокие пошлины вызывают снижение технического прогресса в отраслях, обособленных от иностранной конкуренции. Страны партнёры могут внести ответные меры, которые в свою очередь нанесут ущерб национальному хозяйству, превышающие их выигрыш отмер таможенной защиты.

Развитие протекционизма позволило выделить его основные виды:

  1. Селективный протекционизм – направлен на защиту от отдельных стран или отдельных товаров;

  2. Отраслевой протекционизм – защищает отдельные отрасли (в первую очередь идет защита сельского хозяйства, в рамках аграрного протекционизма);

  3. Коллективный протекционизм – представляет собой объединение в союз нескольких стран, оказание взаимопомощи и защиты между собой;

  4. Скрытый протекционизм – представляет защиту, с использованием не таможенных методов, а также методов внутренней экономической политики;

  5. Местный протекционизм – защита продукции и услуг местных кампаний;

  6. Зеленый протекционизм – защита при помощи норм экологического права [6].

Протекционизм способен оказывать действие на свободу конкуренции в торговле, благодаря определенному комплексу мер. Данные меры влияют на торговлю посредством ограничений и льгот, которые направлены на поддержку и защиту национального товаропроизводителя. Протекционистские меры делятся на несколько групп, которые имеют одинаковую направленность, но разные характеристики. Таможенно-тарифное регулирование реализовывается посредством ввозных и вывозных пошлин. К нетарифному регулированию политика относится предпочтительней, так как данное регулирование не является дополнительным налогом для потребителей. Нетарифное регулирование практически не контролируется международными соглашениями. Защитное действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов. Поэтому в современном мире протекционизм чаще принимает форму нетарифных барьеров.

В рыночной экономике основными задачами политики аграрного протекционизма считаются: поддержание необходимой доходности товаропроизводителей; обеспечение рынка сбыта; создание условий для модернизации производства.

Политика аграрного протекционизма носит как положительные, так и отрицательные последствия. Начнем с аргументов в пользу аграрного протекционизма:

  1. Поддержка отечественных сельхозпроизводителей необходима, для создания более качественной сельхоз продукции, а также увеличения её количества. Поскольку при повышении ввоза импортных товаров, претерпевают убытки отечественные производители, выпускающие аналогичные товары.

  2. Увеличение бюджета страны. При вводе пошлин на импортные товары, можно существенно пополнить государственный бюджет, поскольку организационно таможенные пошлины собрать намного легче чем, например, налог на прибыль.

  3. Повышение уровня занятости населения. Это самая главная задача социальной политики. Рынку руда необходимо создать: полную занятость населения и обеспечить «гибкий рынок труда», а сельское хозяйство нуждается в новых специалистах разных областей, то есть гражданин может открыть собственное дело, тем самым сделав вклад как в занятости населения, так и в создании сельхозпродукции.

  4. Снижение конкуренции со стороны импортных товаропроизводителей. При снижении конкуренции со стороны импортных товаров, отечественные сельхозпроизводители тем самым выигрывают [7].

  5. Усиление экономической безопасности страны. Каждая отрасль вносит свой вклад в обеспечение безопасности страны, в том числе и АПК.

Аргументы против протекционизма:

  1. Повышение цен на импортные товары. Граждане покупают меньше импортных товаров, как следствие снижается их благосостояние.

  2. Препятствует развитию экономических и политических отношений между странами. Сотрудничество между странами становиться крайне затруднительным в условиях протекционизма.

  3. Нарастание недовольства граждан из-за сокращения импортных товаров и поднятия цен на них. Из-за сложившейся обстановки, может сложиться политическая нестабильность в стране, граждане могут проигнорировать выборы, создать забастовки и т.д.

  4. Неэффективность производства. При политике протекционизма возникают условия, ограничивающие конкуренцию, что способствует неэффективности производства.

  5. Увеличение монополизма среди сельхозпроизводителей. Отсутствие конкуренции приводит к еще одной проблеме – монополизм среди сельскохозяйственных производителей.

  6. Не применяются преимущества международного разделения труда. При протекционизме обмен отечественных товаров на импортные минимален. Таких товаров, для которых у страны существуют благоприятные условия.

  7. Разрушаются условия для формирования автаркии. Режим самостоятельного обеспечения страны, в котором внешний товарный оборот минимальный. При автаркии, стране не нужен импорт или экспорт, а при протекционизме главная задача сводиться к экспорту продукции.

Отсюда следует, политика аграрного протекционизма неоднозначна, нельзя определённо сказать, что протекционизм носит положительный или отрицательных характер. При политики аграрного протекционизма стране следует учитывать каждый нюанс, и выбирать нечто среднее между свободной торговлей и протекционизмом, для дальнейшего сотрудничества со странами, учитывая МРТ при производстве сельхозпродукции, поддержке отечественных сельхозпроизводителей и создании рынка сбыта для отечественных товаропроизводителей.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира [3].

Приверженцами протекционизма чаще всего являются страны, которые меньшей степени развиты, и не способны составлять свободную конкуренцию на мировой арене. Благодаря политики протекционизма в данных странах формируется национальное производство.

Как показывает мировая практика, затяжной период протекционизма может привести к неконкурентоспособному производству даже на внутреннем рынке, к формированию неадекватной структуры хозяйства современным реалиям, к отставанию в экономическом развитии [8].

Мировая практика демонстрирует характерную особенность, в которой, страны своевременно отказавшись от политики протекционизма, и направив свои отрасли в систему свободной конкуренции, достигают колоссальных результатов.

Следует также обратить внимание на определённую нелогичность протекционизма: приняв решение достигнуть положительного сальдо торгового баланса, протекционизм частично сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров в результате чего сокращаются объёмы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса [4].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что не нужно злоупотреблять политикой протекционизма в международной торговле. Потому как чрезмерное использование протекционизма ведёт к тому, что производство становится неконкурентоспособным даже на внутреннем рынке, и международные партнеры в свою очередь могут аналогично начать применять политику протекционизма. Если не использовать политику протекционизма на территории страны, то можно лишиться отраслей экономики страны.

На территории России находится практически двадцать процентов водных, около пятидесяти пяти процентов черноземных почв, и примерно одиннадцать процентов пашни и все эти показатели рассчитаны от общего количества ресурсов планеты.

Обладая таким количеством ресурсов, стратегия развития страны должна быть направлена на результативное и осторожное применение данного потенциала. В России существуют определенные недостатки в аграрном секторе:

  1. Обладая данным количеством аграрного потенциала, иметь низкую сельскохозяйственную производительность;

  2. Дефицит специалистов, способных поддерживать стабильное развитие экономики, и создавать конкурентоспособность;

  3. Иметь довольно слабую техническую и технологическую базу для производства, недостаточную конкурентоспособность, при довольно высоких энергетических ресурсах и достаточном количестве сырья.

Следует помнить, что развитие аграрного потенциала во многом зависит от политики государства. Но также не стоит забывать о том, что в условиях вызовов и угроз экономической и национальной безопасности аграрный потенциал используется совершенно недостаточно также в силу того, что сложившийся механизм социально-экономических отношений крестьянства с государством, как и система государственного хозяйственного управления аграрным сектором, несовершенны. В результате выделяемые бюджетные средства для села не обеспечивают должной отдачи [1].

Я считаю, что государству необходимо поддерживать сельхозпроизводителей, поскольку в настоящее время, идёт отток из сёл в города, а сельские поселения являются основными производителями аграрной продукции, в то время как городские жители – потребители, произведенных продуктов. На данный период наступает дисбаланс, производителей становиться меньше, а число потребителей растет, поэтому нужно пересмотреть аграрную стратегию и направить её на усовершенствование агропромышленного комплекса. Сформировать более устойчивую систему отношений государства и крестьянства, чтобы в дальнейшем получать прибыль от инвестиций, а не убытки. В последние годы, государство разработало множество различных программ, законов, для поддержки сельхозпроизводителей.

Например, в законе «О развитии сельского хозяйства» разработана совокупность способов по осуществлению государственной аграрной политики.

Существует также не менее значимая проблема в секторе аграрного протекционизма в создании продовольственной безопасности в социально-экономической сфере. То есть государству необходимо сформировать основные цели развития аграрного сектора, которые в дальнейшем будут благоприятствовать росту национальной безопасности. Для этого государство применяет политику аграрного протекционизма.

В современной российской ситуации государственный протекционизм выступает как приоритет аграрной политики в обеспечении экономической и национальной безопасности, обретая тем самым политический характер [1].

Работа государства и бизнес-структур по обеспечению продовольственной безопасности должна иметь четко поставленные цели и согласовать действий. Как показывает опыт рыночного реформирования, государство должно уделять достаточно внимания аграрному сектору. Поскольку именно при устойчивом аграрном секторе в полной мере можно добиться необходимых объёмов продукции отечественного производства. То есть, государству необходимо прибегать к политике протекционизма, чтобы поддержать отечественных сельхозпроизводителей. Поддержка может проявляться как в административной форме, так и в бюджетной, либо государство будет оказывать влияние через интересы субъектов рынка, используя экономические рычаги. Всё эти мероприятия необходимы для достижения конкурентоспособности аграрного сектора внутри страны и на международной арене, для формирования предпринимательской деятельности и высокого производства, а также для создания достойного уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности.

Итак, на современном этапе развития России необходимо провести некоторые реформы по улучшению аграрного сектора. Для дальнейшего роста продовольственной безопасности. Необходимо сократить к минимуму отток из сельской местности в города, увеличив привлекательность жизни в сельской местности, для дальнейшего развивая сельскохозяйственного производства. Разработать различные программы, которые будут способствовать развитию аграрного сектора страны. Политика аграрного протекционизма в России довольно актуальна, но не стоит злоупотреблять ей, забывая о международном сотрудничестве, которое также немаловажно в наше время. Поэтому политика государства должна учитывать каждый нюанс, чтобы не сделать ошибку в дальнейшем развитии.

Список литературы

  1. Аграрная политика России в контексте государственной безопасности (политологический анализ): монография / И.М. Зейналов. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 243 с. 10стр; 224стр

  2. Международная торговля: учебное пособие / Е.Е. Семёнова, Ю.П. Соболева.-М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.-260 с. стр5

  3. Мировая экономика и международные экономические отношения. Конспект лекций: Под ред Л.С. Шаховской. – КноРус, 2015.-176с.

  4. Николаенко А.Е. Н62 Международная торговля и мировой рынок. — М.: Лаборатория Книги, 2011. — 102 с. 85стр

  5. Шипкова О. Т. , Шатаева О. В. , Мошкин А. С. Россия в мировом экономическом пространстве: учебное пособие Директ-Медиа, 2015. – 333 с. 90стр

  6. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2377102/

  7. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.su/7_44384_regulirovanie-vneshney-torgovli.html