X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мишина М.Ю., Межова Л.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Инновационная деятельность является мощным рычагом, помогающим преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и наполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Если фирма не сумеет вовремя предвидеть изменяющиеся обстоятельства и быстро среагировать на них, может оказаться в кризисе. В современных условиях рынка руководителю мало выпускать хороший продукт, необходимо еще и внимательно отслеживать появление новых технологий, планировать их внедрение на своем предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен обладать определенным инновационным потенциалом, быть менеджментом инновационного типа. Рыночной экономике в настоящем времени свойствены тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения числа и разнообразия изменений. Важно, чтобы управление успевало за изменениями, реально происходящими в настоящей действительности. И фактором такого соответствия является инновационный потенциал управления. Он формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

Понятиями «инновации» и «инновационная деятельность» активно оперируют на рынке в последнее десятилетие. Одной из главнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко, адекватно и быстро реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, использование новейших маркетинговых стратегий, внедрение новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.

Чтобы достичь коммерческого успеха, предпринимательским структурам нужно создавать товары и услуги, которые смогут привлечь внимание потребителей, несмотря на существование огромного количества их аналогов. Это особенно важно для структур малого и среднего бизнеса, которые не могут конкурировать с большими компаниями в сфере расходов и ценовой политики.

Актуальность темы обусловлена тем, что в динамичной внешней экономической и социально-политической среде деятельности организации достижение долгосрочных положительных результатов невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Активность инновационной деятельности, которая наблюдалась в мире с середины XX века, обусловила начало научно-технической революции, которая привела к внедрению новейших технологий в производственный и управленческий процесс, использованию новых видов энергии и материалов.

Согласно международным стандартам инновация является конечным результатом инновационной деятельности, получившим воплощение в форме нового или усовершенствованного продукта, выведенного на рынок, нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Несмотря на его абстрактность, данное определение включает три важных момента: инновация - новое явление для людей; инновация - новое явление, осознанное людьми; инновация - новое явление, которое можно использовать.

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Под новшеством понимается оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, экспериментальных работ или разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут быть оформлены как открытия, изобретения, товарные знаки, патенты, рационализаторские предложений и так далее.

Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве для пoлучения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются иннoвации[6].

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов НИОКР для пoлучения прибыли на базе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (тoваров, услуг) и усовершенствования ее качества, технологии изготовления и организации производства.

Главная отличительная черта абсoлютной новизны - отсутствие аналогов данному новшеству. Относительная новизна - новшество, которое уже было внедрено на других предприятиях, но впервые используется на данном. Частная новизна подразумевает обновление элемента изделия, процесса или его модификацию.

Экономическим достоинством нововведения является то, что выгода от внедрения выше издержек на его создание. [1].

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и, поэтому, необходимо тщательно продумывать осуществление всех последующих стадий, находясь еще на первой.

Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью организации. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.

Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения[3]. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:

1)Целевая ориентация всех участников. Частные цели отдельных исполнителей направлены на достижение генеральных целей инновационной программы или организации в целом.

2)Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Ориентация стратегии фирмы на будущее, построение которой происходит на базе обоснованных прогнозов развития ситуации.

3)Координация деятельности всех участников инноваций, осуществляемая как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, программная, инициативнаяи бюджетная.

4)Подготовка управленческих решений. При подготовке планов как управленческих решений проводится глубокий анализ проблем, составляются прогнозы, исследуются альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента в организации.

5)Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

Для успешного выполнения планов каждый участник должен быть осведомлен о целях, сроках, альтернативах, прогнозах, ресурсных и административных условиях проведения инновации.

6) Мотивация участников. Особое мотивирование, стимулирования создает действенные мотивы для эффективной и скоординированной деятельности всех исполнителей.

7) Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт—план». Тогда контроль становится предметным, направленным на обеспечение целевого состояния системы.

На этапе планирования происходит обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организаций в целом и для каждой структурной единицы в отдельности: формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; распределение программ отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями; установление календарных сроков проведения работ по программам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Суть стратегического планирования как элемента стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций.

Оперативное планирование инноваций включает в себя поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реакции принятой стратегии развития организации, предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля организации, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным программам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. [2].

Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни организации. Различают сводное или комплексное планирование деятельности организации в целом, планирование структурных единиц, планирование отдельных инновационных программ и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Все уровни различны между собой степенью детализации планируемых параметров, составом и методами разработки.

Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

Исходя из принятой концепции планирования инноваций, формируются состав и сочетание различных видов планов в контексте отдельной организации. В отечественной и зарубежной практике широко распространены следующие формы планирования инноваций: программно-целевой подход, сетевые методы управления, системное управление (management by system), управление по целям (management by objectives) и пр.

Разберем планирование инновационной деятельности на примере барнаульской компании «Пластика» по производству ПВХ-изделий (пластиковые окна, двери, пластиковые конструкции и т.п.) и занимающейся розничными продажами пластиковых изделий, входных и межкомнатных дверей:

ООО «Пластика» успешно существует на рынке 11 лет. На одном из собраний директоров было предложено провести диверсификацию сферы бизнеса. Генеральный директор поддержал данное предложение, но с поправкой на то, что компания будет продолжать работать в своей сфере, поскольку имеет значительную долю рынка и положительные перспективы роста. Сферой бизнеса, в сторону которой решили расширять деятельность компании, стала фуд-индустрия (общественное питание). Планирование именно этой сферы деятельности было обусловлено тем, что по прогнозам аналитиков, ожидается увеличение спроса на услуги общепита на 20-25% в ближайшие 1-5 лет.

Рисунок 1 - Оборот рынка общественного питания в РФ

Поскольку «Пластика» ранее не имела отношение к сфере общественного питания, то все последующее планирование сети общественного питания можно назвать инновационной деятельностью, т.к. это и есть процесс создания нового товара: от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта.

 

Strenght (Сила):

-Домашняя кухня

-Высокое качество продукции

-Крупная целевая аудитория

-Современные IT- технологии

-Удобный сервис

-Оптимальное соотношение цены и качества

Weakness (Слабости):

-Текучка курьеров

-Сильные раскрученные конкуренты

-Низкая лояльность клиентов на начальном этапе

-Большие вложения для запуска проекта

Составив SWOT-анализ, получили следующие критерии:

 

 

SWOT

 

 

Opportunities (Возможности):

-Рост аудитории -Вывод нового товара на рынок -Упаковка/продажа франшизы -Расширение меню

Troubles (Угрозы):

-Выход на рынок новых конкурентов

-Замедление роста аудитории

-Увеличение налогообложения

-Риски при доставке быстро портящихсяпродуктов

 

Рисунок 2 – SWOT- анализ

Наша цель - создание нового продукта, имеющего хорошее соотношение цены и качества. Главной особенностью инновационной деятельности является внедрение IT- технологий, которые позволяют потребителю через функциональный сайт или мобильное приложение ознакомиться с имеющимися продуктами и сделать заказ онлайн с доставкой по городу. Главной задачей является правильное позиционирование и раскрутка «общепит-ресторана» / франшизы.

Требуется найти поставщиков сырья, продуктов, которые бы удовлетворяли высокому качеству производимой продукции, ввести высокоэффективную маркетинговую и рекламную политику по привлечению клиентов.

Завершающим этапом в создании инновационного проекта является учет рисков и их особенностей. В SWOT-анализе мы отразили наиболее значимые и видимые угрозы, риски инновационного проекта, которые рассмотрели с двух позиций: по классификационным признакам и по основным приёмам управления.

Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Риск инновационных проектов - неопределенность, которая связана с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени.

Для построения классификации рисков из-за их многообразия используется блочный принцип, который предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам, и другим уровням. Для нашего инновационного проекта очень важным является риск невостребованности новой продукции (нового проектного решения и др). Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для предприятия изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного организацией по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.

Чтобы снизить уровень риска, необходимо провести исследования, выполнить расчеты, сделать прогнозы, составить анализы новой продукции (коммерческий, технический, экологический, организационный, экономический, социальный), организовывать защиту коммерческой тайны в организации.

Выбор конкретного пути минимизации риска в инновационной деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации. Как правило, чтобы достичь наиболее эффективный результат, используется сразу несколько методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.

Список литературы

  1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело, 2013. - 528 с.

  2. Планирование инновационной деятельности [Электронный ресурс] http://studbooks.net/31782/ekonomika/planirovanie_innovatsionnoy_deyatelnosti

  3. Сергеев В.А.,Кипчарская Е.В.,. Подымало Д.К. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / Ульяновск, 2010: УлГТУ. – 48 с

  4. Статистические и финансовые показатели, данные ООО «Пластика»

  5. Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net), «Теоретические основы инновационной деятельности предприятия», 2017.

  6. Тулинова Е.И., Слепокуров А.А. Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности. Сборник «Проблемы региональной экономики», 2017