ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Кудряшов А.В. 1, Чепрасова Т.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.

Содержание воспитания военнослужащих находит отражение в планах и программах общественно-гуманитарной подготовки, во всех других мероприятиях и действиях субъектов воспитания.

Все виды и направления воспитания способствуют реализации цели развития личности военнослужащих, формируют морально-боевые и физические качества, необходимые для вооруженного защитника Родины.

Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов государственно-патритическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание.

В содержательном плане процесс воспитания военнослужащих включает следующие компоненты:

  • Информационно – воспитательную работу;

  • Работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

  • Военно – социальную работу;

  • Психологическую работу;

  • Культурно – досуговую работу.

Нравственное воспитание — это оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания выступают:

  • разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;

  • стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;

  • использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания.

Формы воспитательной работы:

  • лекции, доклады, беседы, собрания, митинги, информирования;

  • тематические и вечера вопросов и ответов, диспуты, викторины;

  • экскурсия, культпоход, читательская конференция, слеты;

  • стенная печать, радиогазета, соревнования

  • реализация разнообразных проектов, деловых игр.

В ходе проведения воспитательных мероприятий формируется определенный коллектив, который в дальнейшем может стать командой.

В чем же отличие группы от команды?

В группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность.

Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии. Члены команды объедены единой целью, они работают сообща для достижения результата (например, выпуска продукции, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат.

В то время, когда члены групп могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели. Более того, эти цели часто рассматриваются, как возможность победить в реализации той или иной цели (быть первыми или лучшими в чем-либо). Например, в процессе подготовки и проведения ДИ “Moral Ethical Development” сформировалась команда участников, где каждый стремился найти реальное решение проблемы «Списывания», члены команды пытались найти свое собственное решение, а так же читали литературу по психологии, касающуюся данного вопроса. Затем они все вместе обсуждали «реальность» своих предложений и решений. Сформировавшаяся команда стремилась через поставленные цели продемонстрировать уровень своих навыков и знаний.

Команды отличаются от групп характером своей связи с руководителем. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от руководителя проекта.

Успешная команда имеет следующие характеристики:

  • Креативность. Участники проекта сами подбирали материал, корректировали собранную информацию, составляли сценарий ДИ, распределяли роли, проигрывали эти роли, обсуждали соответствие этих ролей с жизнью, выбирали соответствующий регистр языка и т.д.

  • Организованность. Курсанты, несмотря на занятость, своевременно выполняли задания по поиску информации, находили время для репетиций.

  • Мотивация. В рабочем коллективе мотивацией может быть повышение по службе, денежное вознаграждение и т.д. Для курсантов военной Академии мотивацией к объединению в команду служит успешное выполнение проекта, ответственность перед товарищами, фиксирование на видео носитель с дальнейшим просмотром в группах, обозначение фамилий участников, устная благодарность перед строем и т.д.

  • Самореализация. В военном коллективе, где имеется жесткая субординация званий и обязанностей курсанты не имеют широких возможностей к самореализации и креативности. В рамках проекта или ДИ курсанты имеют возможность самостоятельно, без руководства выработать стратегию игры (или проекта), проявить творчество, использовать чувство юмора.

  • Взаимовыручка. В процессе реализации проекта иногда кто-либо из курсантов не мог присутствовать на репетиции (назначение в наряд, командировка). Другие курсанты с готовностью и пониманием брали на себя исполнение ролей отсутствующих. Если у кого-либо возникали трудности с английским произношением, или не могли найти подходящее слово или выражение, более сильные курсанты старались помочь курсантам с меньшими иноязычными навыками.

  • Желание учиться. Ответственность перед коллективом, желание выполнить проект на высшем уровне мотивирует курсантов к учебе. Они осознают, что без знаний они не станут достойными членами общества.

  • Компетентность. В процессе работы в команде курсанты приобретают навыки коллективной формы общения, знакомятся на практике с теорией конфликтологии, с проблемой лидерства и адаптации к разным социальным ситуациям.

Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Существует три основных фактора эффективной работы команды:

  • Удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды

  • Успешное взаимодействие в команде;

  • Решение задач, поставленных перед командой.

Команда образуется не сразу, а в процессе проекта. Сначала выделяется рабочая группа. И только в процессе решения поставленной задачи возникают межличностные отношения, которые приводят к формированию команды. С окончанием проекта команда часто распадается.

Участвуя в реализации проекта, курсанты приобретают не только навыки работы в команде, но и опыт формирования команды, что будет крайне полезно в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Военная педагогика. Ефремов О.Ю. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2014.

  2. Кузнецова Г.Д., Манихин В.В., Огнев А.С. Лидерство и командообразование. Конспект лекций. МГГУ им. М.А.Шолохова. Москва 2008.

  3. Трофимчук А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей.//дис.канд.пед.наук,195 с., 1999 г.

  4. Военная педагогика: учеб. Пособие; под общ. Ред. А.А. Башлакова. - М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008.

  5. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.Г. Маклакова - СПб.: Питер, 2009.

Просмотров работы: 20