ПСИХОЛИНГВИСТИКА: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЁННОЙ ИЗУЧЕНИЮ БИЛИНГВИЗМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛИНГВИСТИКА: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЁННОЙ ИЗУЧЕНИЮ БИЛИНГВИЗМА

Фрайнд А.В. 1
1Тюменский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В настоящее время мы все чаще обращаемся к зарубежному опыту в изучении различных научных дисциплин.

Логопедам-дефектологам очень важно ориентироваться в таких вопросах, как теория и онтогенез речевой деятельности, билингвизм, аутизм, методы лингвистических исследований и др. Несомненно, такой интерес представляет психолингвистика. Психолингвистика – это молодая наука, которая входит в сферу интересов лингвистов, психологов, нейропсихологов, социологов и дефектологов. Изучение психолингвистики может значительно расширить объем знаний в этих областях.

Психолингвистика как наука берет свое начало в странах Запада, где и в настоящее время активно развивается. Учеными-психолингвистами со всего мира издается множество публикаций, в которых можно почерпнуть немало полезной информации для своей учебной и профессиональной деятельности. Нам предстояло:

провести анализ публикаций зарубежных исследований по психолингвистике;

составить библиографию статей из иностранных журналов по психолингвистике;

обосновать необходимость изучения научных публикаций по психолингвистике студентами-дефектологами.

Материалы собственных исследований. Исследовано 10 зарубежных журналов по психолингвистике. Это периодические издания из стран Европы, Америки и Азии. Рассмотрено более 200 статей и сделана подборка из 28-ми наиболее актуальных статей для студентов-дефектологов.

Перечень изученных нами журналов по психолингвистике:

«Applied Psycholinguistics»;

«Bilingualism Language and Cognition»;

«Brain and Language»;

«East European Journal of Psycholinguistic»;

«Interdisciplinary Journal of Human communication‖ («International Journal of Psycholinguistics»).

«Verbal Learning and Verbal Behavior» («Memory and Language»); «Journal of Child Language»;

«Journal of Neurolinguistics»;

«Journal of Psycholinguistic Research»; «Language and Cognitive Proccess».

Обратимся к краткому анализу наиболее известных и популярных зарубежных изданий:

«Applied Psycholinguistics» («Прикладная психолингвистика»). Прикладная психолингвистика публикует оригинальные научные статьи о психологических процессах, связанных с языком. Она изучает развитие языка, использование языка и языковые расстройства у взрослых и детей. Журнал собирает лучшие работы из различных дисциплин, в том числе лингвистики, психологии, образования, изучения языка, речи и слуха и неврологии. Помимо научных докладов рассматриваются теоретические обзоры.

«Bilingualism Language and Cognition» («Билингвализм в языке и познании») – международный журнал с упором на двуязычие с точки зрения когнитивной науки. (Prediction and integration in native and second-language processing of elliptical structures; EDITH KAAN, JOSEPH KIRKHAM and FRANK WIJNEN).

«Brain and Language» («Мозг и язык») – междисциплинарный журнал, фокусирующийся на нейробиологических механизмах, лежащих в основе человеческого языка. (Cross-modal comparisons of stimulus specificity and commonality in phonological processing; Original Research Article; A. Oron, T. Wolak, T. Zeffiro, E. Szelag); (Regularity and beyond: Impaired production and comprehension of inflectional morphology in semantic dementia Original Research Article).

«East European Journal of Psycholinguistic» («Восточно-европейский журнал писхолингвистики») – журнал, в котором публикуются работы по психолингвистике ученых из стран Восточной Европы. (The Role of Explicit Interactive Metadiscourse Markers‘ Instruction in Iranian EAP Learners‘ Reading Comprehension; JA Fatalaki, E Amini, M Mirzaee).

«Interdisciplinary Journal of Human» («International Journal of Psycholinguistics») - «Международный психолингвистический журнал». Это междисциплинарный журнал, издававшийся с 1972 г. по 1981 г. и снова выходящий с 1993 г. при поддержке Японского центра академических наук в Осаке. Главный редактор: Т. Слама–Казаку. Редакционный комитет работает в тесном сотрудничестве с Международным обществом прикладной психолингвистики, Японским обществом речевых наук, AILA комиссией по психолингвистике. Задачей журнала является координационное содействие исследователям всех аспектов (в том числе невербальных) коммуникативного акта. Здесь публикуются статьи фундаментального характера, экспериментальные исследования и прикладные разработки. Журнал предназначен для психолингвистов, психологов, дефектологов, преподавателей иностранных языков, фонетистов, специалистов по техническим средствам распознавания речи.

«Verbal Learning and Verbal Behavior», 1963 («Вербальное обучение и вербальное поведение» (Memory and Language, 1985. «Память и язык»). Переименование журнала обосновывалось углубленными изучениями роли памяти в процессе порождения речи. Выход данного журнала в 1963 ознаменовал становление психолингвистики как самостоятельной науки. В журнале рассматривались такие проблемы, как:

Исследование взаимосвязи различных типов предложений с ситуациями их употребления.

Роль памяти и контекста в обработке предложений, а именно, что эта обработка происходит на нескольких уровнях и поверхностная структура не является достаточной для интерпретации предложений.

Основными предметными областями публикуемых статей являются языки и лингвистика, искусственный интеллект, экспериментальная и когнитивная психология, нейропсихология, психолингвистика.

«Journal of Child Language» («Журнал детской речи») – журнал, в котором публикуются научные исследования языкового поведения детей. (Morphological encoding in German children's language production: evidence from event-related brain potentials; ANNA JESSEN, ELISABETH FLEISCHHAUER and HARALD CLAHSEN).

«Journal of Neurolinguistics» («Журнал нейролингвистики») – международный журнал экспериментальных, клинических и теоретических исследований языка и головного мозга. (Neural correlates of age of acquisition on visual word recognition in Persian; Mehdi Bakhtiar, I-Fan Su, Hyun Kyung Lee, Brendan Stuart Weekes).

«Journal of Psycholinguistic Research» («Журнал психолингвистических исследований»). Он охватывает широкий спектр подходов к изучению коммуникативного процесса, в т.ч. социальные и антропологические основания коммуникации, развитие речи и языка, семантикуи биологические основы речи. Также в журнале рассматривается психопатология языка и познания, а также нейропсихология.

(Phonotactics Constraints and the Spoken Word Recognition of Chinese Words in Speech ; Michael C. W. Yip (April 2016) (Semantic Richness and Aging: The Effect of Number of Features in the Lexical Decision Task; Christelle Robert, Liliana Rico Duarte (April 2016), Noémie Auclair-Ouellet, Joël Macoir, Robert Laforce Jr., Nathalie Bier, Marion Fossard).

«Language and Cognitive Proccess» («Языковые и когнитивные процессы»). Журнал включает в себя теоретические и экспериментальные исследования в области психических процессов и представлений, связанных с использованием языка.

(The neuroanatomy of bilingualism: how to turn a hazy view into the full picture.Lorna García-Pentón, Yuriem Fernández García, Brendan Costello, Jon Andoni Duñabeitia& Manuel Carreiras).

Как уже было сказано выше, после изучения журналов по психолингвистике мы рассмотрели более 200-сот статей из этих журналов и сделали подборку из 28 наиболее актуальных статей для студентов-дефектологов.

Приведем примеры анализа работ, отражающие речевые дисфункции у билингвов.

• Kheirzadeh S., Hajiabed M. Differential Language Functioning of Monolinguals and Bilinguals on Positive–Negative Emotional Expression / S. Kheirzadeh, M. Hajiabed // Journal of Psycholinguistic Research, 2016 № 45. -p. 55-69.

Вданной статьеисследуется разницамеждуэмоциональнымвыражениемречи у людей, говорящих на одном и на двух языках.

Существенных различий выявлено не было, однако в одной и той же речевой ситуации негативные эмоции билингвов были более выраженными. Этот результат подтвердил утверждение о том, что второй язык является предпочтительным для выражения негативных эмоций.

• Breadmore H.L., Carroll J.M., Morphological spelling in spite of phonological deficits: Evidence from children with dyslexia and otitis media / H.L. Breadmore, J.M. Carroll // Applied Psycholinguistics, 2016.

В исследовании анализируется вопрос о том, влияет ли грамотность и фонетические дефекты на правописание морфем по принципу их последовательности в словах.

Дети с нарушениями фонетического слуха показали определенныетрудности в словообразовании с помощью суффиксов из-за нарушений правильного восприятия звуков.

• Vandenborre D., Dun K.V., Engelborghs S., Mariën P. Apraxic agraphia following thalamic damage: Three new cases / D. Vandenborre, K.V. Dun, S. Engelborghs, P. Mariën // Brain and Language, 2015 №150. -p. 153-165.

В статье доказано, что относящаяся к апраксии аграфия (так называемое периферическое расстройство письма) может произойти после инсульта таламуса. Различные исследования доказали важность участия передней части таламуса внутри нейронной сети для процесса письма.

Зарубежная аналитика [1, 2, 3] сопоставлялась с материалами российских исследований [29,30,31,32,33,34,35,36]. Так, в статье «Psychophysiological mechanisms of languageline words Tatars-bilingual taking into account the specifics of accidents consonants in native language» рассматриваются механизмы речевых нарушений, связанных с аттракционными процессами у билинвов-татар. Поливара З.В. показала, что речевые ошибки в ряде случаев являются отражением заимствований из родного языка [30,32]. В статье «Intraethnic Installation of Ukrainian Labour Migrants in the Preservation of Linguistic and Cultural Identity» рассматриваются орфоэпические дифференциации близкоструктурных славянских языков и анализируются произносительные дисфункции в речи билингвов-украинцев, которые в большинстве случаев являются «кальковым переносом» произносительной нормы украинского языка [31]. В статье «Психолингвистические аспекты валентности глагольной лексики у детей-билингвов» представлен анализ специфики употребления предикативной лексики школьниками-билингвами. Автором выявлены затруднения в подборе валентностей глаголов, показаны особенности речемыслительной деятельности на родном и иностранном языках [33]. В работе «Анализ нейропсихологического механизма нарушений вербальной деятельности детей-билингвов, имеющих речевые дисфункции» выявлены базовые затруднения процессов кодирования и декодирования речевых сигналов инофонами [34]. В статье «Специфика формирования связной письменной речи у младших школьников-билингвов» представлены данные исследования, отражающие затруднения при формировании письменной речи [35]. Статья «Этноинтонологическая характеристика речи украинцев-билингвов в условиях иноэтничной среды России» отражает этнолингвистические особенности закономерности функционирования этноментального сознания инофонов [36], которые коррелируют с исследованиями Kheirzadeh S., Hajiabed M. Differential Language Functioning of Monolinguals and Bilinguals on Positive–Negative Emotional Expression [3].

Заключение. Изучение зарубежных журналов по психолингвистике и анализ составленной библиографии позволили сделать следующие выводы:

выполненный сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме отражает общие тенденции речевых аттрикций, связанных с бидингвизмом;

составлена библиография статей из иностранных журналов по психолингвистике, которая имеет очень широкую тематику и несомненно представляет интерес для специалистов, работающих над данной проблематикой;

изучение зарубежных журналов по психолингвистике может помочь лучше разобраться в сложном механизме речевых дисфункций у инофонов в иноэтничном окружении;

работа с зарубежными периодическими изданиями дает возможность не только ориентироваться в иностранных источниках литературы, но и пользоваться полученной информацией в различных областях учебной и профессиональной деятельности специалистов разных направлений;

выявлены общие закономерности функционирования этноментального сознания при формировании картины мира.

Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов, изучающих речевые процессы, поскольку выполнен сравнительно-сопоставительный анализ публикаций зарубежных и российских исследований по психолингвистике, отражающий разнообразную специфику речевых процессов у билингвов разных национальностей.

Списоклитературы

1.Breadmore H.L., Carroll J.M., Morphological spelling in spite of phonological deficits: Evidence from children with dyslexia and otitis media / H.L. Breadmore, J.M. Carroll // Applied Psycholinguistics, 2016.

2.Vandenborre D., Dun K.V., Engelborghs S., Mariën P. Apraxic agraphia following thalamic damage: Three new cases / D. Vandenborre, K.V. Dun, S. Engelborghs, P. Mariën // Brain and Language, 2015 №150. -p. 153-165.

3. Kheirzadeh S., Hajiabed M. Differential Language Functioning of Monolinguals and Bilinguals on Positive–Negative Emotional Expression / S. Kheirzadeh, M. Hajiabed // Journal of Psycholinguistic Research, 2016 № 45. -p. 55-69.

4.Michael C. W. Y. Phonotactics Constraints and the Spoken Word Recognition of ChineseWords in Speech / C. W. Y. Michael // Journal ofPsycholinguistic Research, 2016 №4. 5.Christelle R., Liliana R.D. Semantic Richness and Aging: The Effect of Number of Features in the Lexical Decision Task / R. Christelle, R.D Liliana // Journal of Psycholinguistic

Research, 2016 №4.

6.Li T., Wang Y., Tong X., McBride C. A Developmental Study of Chinese Children‘s Word and Character Reading / T. Li, Y. Wang, X. Tong, C. McBride // Journal of Psycholinguistic Research, 2016 №4.

7.Yakup Ç., Griffiths С., Zeynep E. Y. Ö., Hüseyin K. Affective Overload: The Effect of Emotive Visual Stimuli on Target Vocabulary Retrieval / C. Yakup, C. Griffiths, E.Y.O Zeynep., K. Hüseyin // Journal of Psycholinguistic Research, 2016 №4.

8.Oron A., Wolak T., Zeffiro T., Szelag E. Cross-modal comparisons of stimulus specificity and commonality in phonological processing / A. Oron, T. Wolak, T. Zeffiro, E. Szelag // Brain and Language, 2016.

9.Noémie A.O, Macoir J., Laforce R. Jr., Bier N., Fossard M. Regularity and beyond: Impaired production and comprehension of inflectional morphology in semantic dementia / A.O Noémie, J. Macoir, R. Jr. Laforce, N. Bier, M. Fossard // Brain and Language, 2016.

10.Rodríguez-Aranda C., Waterloo K., Johnsen S.H., Eldevik P., Sparr S., Wikran G.C., Herder M., Vangberg T.R. Neuroanatomical correlates of verbal fluency in early Alzheimer‘s disease and normal aging Original Research Article / C. Rodríguez-Aranda, K. Waterloo , S.H. Johnsen, P. Eldevik, S. Sparr, G.C. Wikran, M. Herder, T.R. Vangberg // Brain and Language, 2016 №3. Pages 24-35.

11.Fatalaki J.A., Amini E., Mirzaee M. The Role of Explicit Interactive Metadiscourse Markers‘ Instruction in Iranian EAP Learners‘ Reading Comprehension / J.A. Fatalaki, E. Amini, M. Mirzaee // East European Journal of Psycholinguistic, 2016 №2.

12.Zasiekin S.V. Literary translation universals: a psycholinguistic study of the novice translators' common choices / S.V Zasiekin // East European Journal of Psycholinguistic, 2016 №2.

13.Дячук Н.В. Psycholinguistic Features of Creative Literary Translation / Н.В. Дячук // East European Journal of Psycholinguistic, 2016 №2.

14.Lorna G.P., Yuriem F.G, Costello B., Duñabeitia J.A., Carreiras M. The neuroanatomy of bilingualism: how to turn a hazy view into the full picture / G.P. Lorna, F.G. Yuriem, B. Costello, J.A. Duñabeitia, M. Carreiras // Language and Cognitive Process, 2016. 15.Bruin A., Sala S.D The importance of language use when studying the neuroanatomical basis of bilingualism / A. Bruin, S.D. Sala // Language and Cognitive Process,

2015.

16.Green D.W., Abutalebi J. Language control and the neuroanatomy of bilingualism: in praise of variety / D.W. Green, J. Abutalebi // Language and Cognitive Process, 2016.

17. Bakhtiar M., I-Fan Su, Lee H.K., Weekes B.S. neural correlates of age of acquisition on visual word recognition in Persian / M. Bakhtiar, I-Fan Su, H.K. Lee, B.S. Weekes // Journal of Neurolinguistics, 2015.

18.Jessen A., Fleischhauer E., Clahsen H. Morphological encoding in German children's language production: evidence from event-related brain potentials / A. Jessen, E. Fleischhauer, H. Clahsen // Journal of Child Language, 2014 №7.

19.Habib R. Parents and their children's variable language: Is it acquisition or more? / R. Habib // Journal of Child Language, 2016.

20. Schwarz A.L., Van Kleeck A., Maguire M.J., Abdi H. Do actingout verbs with dolls and comparison learning between scenes boost toddlers‘ verb comprehension? / A.L. Schwar, A. Van Kleeck, M.J. Maguire, H. Abdi // Journal of Child Language, 2016.

21.Kaan E., Kirkham J., Wijnen F. Prediction and integration in native and second-language processing of elliptical structures / E. Kaan, J. Kirkham, F. Wijnen // Bilingualism Language and Cognition, 2015.

22.GrayT., Kiran S. The relationship between language control and cognitive control in bilingual aphasia / T. Gray, S. Kiran // Bilingualism Language and Cognition, 2015.

23.Coderre E.L., Smith J.F., Walter J.B., Horwitz B. The functional overlap of executive control and language processing in bilinguals / E.L. Coderre, J.F Smith, J.B. Walter, B. Horwitz // Bilingualism Language and Cognition, 2016 №2.

24.Rosselli M., Ardila A., Lalwani L.N., Uribe I.V. The effect of language proficiency on executive functions in balanced and unbalanced Spanish–English bilinguals / M. Rosselli, A. Ardila, L.N. Lalwani, I.V. Uribe // Bilingualism Language and Cognition, 2016 №2.

25.Bleses D., MakranskyG., Dale P.S., Højen A., Ari B.A. Earlyproductive vocabulary predicts academic achievement 10 years later / D. Bleses, G. Makransky, P.S. Dale, A. Højen, B.A. Ari // Applied Psycholinguistics, 2015 №3.

26.Durrleman S., Marinis T., Franck J. Syntactic complexity in the comprehension of wh-questions and relative clauses in typical language development and autism / S. Durrleman, T. Marinis, J. Franck // Applied Psycholinguistics, 2016 №2.

27.Corey E., Subramanian R. Bilingualism / E. Corey, R. Subramanian // Encyclopedia of Child Behavior and Development, 2016. -p. 240-241.

28.Conwell E. Prosodic disambiguation of noun/verb homophones in child-directed speech / E. Conwell // Journal of Child Language, 2015.

29. Поливара З.В. Языковая личность билингвов в иноэтничном окружении (монография). Lambert. Academic publishimg Germany. 2012. – 461 с.

30.Поливара, З.В., Карабулатова И.С.Психолингвистические аспекты коррекции речевых дисфункций у детей-билингвов. 2012. In: Специальное образование, Екатеринбург, 2012. № 3(27). – С.93-101.

31. Поливара, З.В. Psychophysiological mechanisms of languageline words Tatars-bilingual taking into account the specifics of accidents consonants in native language. // Middle-East Journal Advances in Environmental Biology, 8 (10 ) June 2014: Pages: 508-512

32. Поливара, З.В. Intraethnic Installation of Ukrainian Labour Migrants in the Preservation of Linguistic and Cultural Identity. Mediterranean Journal of Social Sciences, Rime, Italy. Vol. 6, No. 3, Supplement 2, May 2015.

33.Поливара, З.В. Психолингвистические аспекты валентности глагольной лексики у детей-билингвов. Международная научная конференция молодых учѐных. Чехия, Карловы Вары - Россия, г. Москва, 11-12 февраля 2016 г. С. 225-232.

34.Поливара З.В. Анализ нейропсихологического механизма нарушений вербальной деятельности детей-билингвов, имеющих речевые дисфункции. X International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education».Бостон, США, 2.02.2016. Pages: 175-181.

35. Поливара, З.В. Специфика формирования связной письменной речи у младших школьников-билингвов. XI International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education». Нью-Йорк, США.2016, Pages: 159-164.

36.Этноинтонологическая характеристика речи украинцев- билингвов в условиях иноэтничной среды России// Материалы 10-й Международной конференции «Развитие науки в 21 веке»,15февраля 2016. Украина. Харьков.

Просмотров работы: 225