X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     


Шевелина Ирина Владимировна
пересылаю ответ авторов: "Доброго времени суток, Игорь Александрович! Благодарю за вопрос! Анализ коэффициентов частной линейной корреляции позволяет сделать вывод о том, что существует зависимость между количеством ступеней высот и возрастом посадок, а следовательно, и другими параметрами, приращаемые с увеличением возраста; знак зависимости положительный; теснота связи заметная. В ходе выполненного исследования также установлено, что различия в количестве ступеней высот не имеют существенной связи с категорией санитарного состояния деревьев, а значит, этот показатель в отдельности не отражает влияния негативных факторов окружающей среды или антропогенного воздействия на насаждения, в том числе и не может свидетельствовать о степени эффективности выполняемых ими средообразующих, санитарно-гигиенических, или оздоровительных функций. С другой же стороны, неодинаковые высоты деревьев в рядовой озеленительной посадки могут отрицательно сказываться на ее эстетическом виде. Однако одного лишь анализа распределения высот для определения степени влияния различных факторов на изменение высоты деревьев недостаточно, поэтому следует рассмотреть корреляционное отношение коэффициента вариации высот и балла санитарного состояния: знак зависимости отрицательный; теснота связи высокая. С уменьшением дифференциации исследуемых деревьев по высоте увеличивается их санитарное состояние. При этом некорректно рассматривать степень вариации какого либо признака как причину изменения другого, поскольку сама дифференциация признака является лишь следствием исходного фактора. В данном случае в роли последнего выступают шаг посадки и возраст. Было установлено, что при увеличении возраста и уменьшении шага посадки категория санитарного состояния деревьев березы на участках закономерно снижается. При чем степень влияния того или иного признака варьирует в разрезе условных возрастных диапазонах. В целом, можно сказать, что посадки березы повислой в условиях города Екатеринбурга находятся в ослабленном состоянии под действием биотических и антропогенных факторов на фоне конкурентных отношений в рядах, а в целом исследованные посадки достаточно устойчивы к негативным нагрузкам".

Шевелина Ирина Владимировна
Пересылаю ответ авторов: "Здравствуйте, Алексей Евгеньевич! Благодарю за вопрос! Диаметры оснований деревьев деревьев, а также другие биометрические параметры деревьев в ходе полевых работ измерялись с целью дальнейшего изучения строения исследуемых насаждений, частью которого является и оценка распределения высот. Однако формат настоящего Форума не предполагает раскрытия данного вопроса в полной мере, поэтому в рамках этой работы он не был затронут".








АРХИВ "Студенческий научный форум"

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМОВ ПУБЛИЦИСТИКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО.
Кручинина Е.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Публицистика, журналистика, публицистические приемы, публицистические методы, Максим Горький, журналист, цикл очерков «В Америке», анализ, публицистические свойства текста.

Journalism, journalism, journalistic methods, journalistic techniques, Maxim Gorky, a journalist, a cycle of sketches "In America," analysis of journalistic text properties.

Публицистика – часть журналистики, рассматривающая острые и злободневные проблемы, с целью вызвать интерес читателя к ним и повлиять на общественное мнение. Журналистика и публицистика - единый механизм информационного взаимодействия с обществом, который помогает возникновению определенных отношений, взглядов и интересов, активизирующих процессы, протекающие в обществе.

Соподчинение журналистики и публицистики благоприятно влияет на взаимодействие СМИ и СМК в пределах информационно-коммуникативного пространства. Результатом этого взаимодействия является непрерывный процесс обновления инструментов обработки жизненного материала и его поступления к аудитории. В качестве продукта такой обработки выступает публицистическое произведение.

Публицистический текст - текст-рассуждение, который передает общественно значимую информацию и воздействует на читателя. Публицистический стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Основополагающими свойствами публицистического произведения являются метареферентность, антиэнтропийность, релятивность, дискурсивность, диалоговость, интертекстуальность, конвенционность, нарративность.

Публицистика Максима Горького - одна из главных частей его творчества. Яркими публицистическими текстами считаются: «Мои интервью», цикл очерков «В Америке», цикл статей «Несвоевременные мысли».

В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Актуальность работы заключается в поиске свойств, методов и приемов формирования публицистических текстов на основе анализа цикла очерков «В Америке».

Цикл очерков «В Америке» впервые был напечатан в «Сборнике товарищества «Знание» за 1906 год». Издан был за границей, отдельной книгой: «М.Горький. В Америке (Очерки). Часть первая». Первоначально в состав книги входили: «Город Жёлтого Дьявола», «Царство скуки», «МоЬ», «Чарли Мэн». Позднее, последний очерк в цикл не включался.

В цикле Горький необычно изображает Америку: пугающая и холодная, безжизненная и отчужденная, отталкивающая. Сквозь простое, но эмоциональное описание, чувствуется настроение автора с элементами оценки происходящего. «Это - город, это - Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные "скребницы неба". Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей…» [7].

В детальной картине города, прослеживается антиэнтропийность текста: стираются временные границы и создается впечатление, что все происходит здесь и сейчас. Из хаоса разрозненных мыслей и деталей образуется общее гармоничное описание, яркая «картинка» видимого. «Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной железом, запачканной жирными пятнами нефти, засоренной щепами, стружками, соломой и остатками пищи - работает невидимая глазом холодная и злая сила. Она сурово и однообразно дает толчки всей этой необъятной машине, в ней корабли и доки - только маленькие части, а человек - ничтожный винт, невидимая точка среди уродливых, грязных сплетений железа, дерева, в хаосе судов, лодок и каких-то плоских барок, нагруженных вагонами…» [7].

Горький не жалеет красок. Правда, здесь они чаще тусклого, грязного - черного и серого оттенков. Он насыщает текст обилием метафор, сравнений, антитез, гипербол, эпитетов, метонимий, придавая ему образности. Текст оживает.

Писатель ресоздаёт галерею образов, которые в совокупности символизируют ужас нищеты и покорности судьбе. Это и старуха со свинцовыми погасшими глазами, и рыжеволосая девушка, считающая петли чулка, который вяжет, и два мальчика, строящие дом из щепок, который разрушается у них на глазах. Вершина обезличения – лысый череп, тускло блеснувший за стеклом.

Уменье раскрывать перед нами потрясающие драмы и трагедии, незаметно скрывающиеся в мелочах повседневной жизни, проходит сквозь почти все тексты Горького. Как ни мрачны трагические сюжеты, мы все-таки выносим из них чувство бодрости и нравственного примирения - перед вами не толпа безнадежно погибших полу-людей, полу-зверей, а просто люди, задавленные обстоятельствами жизни. Горький любит своих несчастных героев и, тщательно анализируя их до самой сокровенной глубины душ и сердец.

Но, ожидаемое противостояние между городом и «ничтожными винтами» - людьми, не ощущается. Это удивляет и возмущает автора. Люди не только не борются, а более того, не видят, зачем нужно вступать в борьбу, за что и с кем?! Все, что волнует их – еда, работа и то, что можно купить на зарплату, еще – развлечения. Улица напоминает «алчное горло», в которое плывут «темные куски пищи – люди». В подобном описание использованы приемы гиперболизации и антитезы живого (людей) и мёртвого (города), метафоричность, что еще более усиливает нарротивность текста.

Врага Горький видит в хищных тёмных силах, превращающих людей в рабов удовольствий: люди идут на зов «Жёлтого Дьявола», покупают не нужные им вещи, смотрят отупляющее зрелища. «О людях страшно и больно говорить» - пишет Горький.

Он использует приём контраста, усиливая релятивное свойство текста: призрачный город из тысяч огней словно бы возникает из океана ночью, манит к себе людей, искушает их развлечениями – люди становятся пленниками, но на самом деле не знают, не научены отдыхать. «Жизнь устроена для того, чтобы народ шесть дней работал, а в седьмой грешил и – платил за грехи свои, исповедовался и платил за исповедь,– вот и всё...» [7].

В «Царстве скуки» Горький описывает американскую индустрию развлечений, направленную на выхолащивание душевно-духовного начала в человеке, на превращение личности в часть толпы. Ад для Горького - мимолетные человеческие утехи - все то, что легко достать и требует только денег. «Вот девушка купила новую шляпку и смотрит на себя в зеркало, довольная и веселая. Но сзади к ней подкрадывается пара небольших, видимо, очень голодных чертей, они схватывают ее под мышки, она визжит,– поздно! Черти кладут ее в длинный гладкий жёлоб, который круто опускается в яму среди пещеры, из ямы идет серый пар, поднимаются языки огня, сделанного из красной бумаги, и девушка, вместе с зеркалом и шляпой, съезжает на спине по жёлобу в эту яму. Молодой парень выпил стакан водки – черти немедленно спускают и его туда же, под пол сцены…»[8].

Исследуя психологию толпы в очерке «Моb», автор говорит: «Так рождается страшное животное, которое носит тупое имя "Mob" – толпа…»[9]. Излюбленный приём контраста здесь способствует более глубокому и точному пониманию поведенческих мотивов толпы. Именно поэтому толпа всегда противопоставлена тем, кто на неё не похож. Это и порождает у толпы зависть и враждебность.

Горький использует образы-символы, чтобы оживить собственные тексты, добавить четкости картинке, завершить ее: плотное чёрное тело, тусклое лицо, страшное животное. Для усиления впечатления в описании использует гиперболизацию: толпа следит за другими, не похожими на неё людьми, поворачивая в их сторону «сотни своих голов», изучая их «всеобнимающим взглядом». Через своих героев автор вступает в диалог с нами – читателями. Излагая факты и свое отношение к ним, соотнося нейтральную лексику с эмоциональными пластами, он не позволяет оставаться равнодушными к написанному, пытается пробудить, заставить мыслить, смотреть, и, главное, видеть в повседневном то, что разрушает нас.

Публицистика объединяет журналистские произведения под злободневной, особо востребованной, острой темой. «В Америке» Горького – пример образного осмысления фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности. Образно осмысливая окружающий мир, Горький формирует в нас с вами различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов.

Психологизм героев позволяет нам установить внутренние связи с многомерной действительностью. Вступить в диалог с героями и со своим внутренним «я».

За свою жизнь Горький долго работал в различных изданиях, много писал, имел хороший журналистский опыт. Он хотел и умел видеть вечные общественные проблемы, через жизнь одного, возможно, даже случайно встретившегося ему героя. Благодаря насыщенности текстов художественными средствами: эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, метонимиями. А также, использованию приемов внутренних диалогов, риторических вопросов, обращений, призывов, цикл «В Америке» и сегодня служит примером формирования эффектного публицистического текста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Энциклопедический лингвистический словарь [Текст] - Москва, 1990г., с. 136.

  2. Бахтин Μ. М. Эстетика словесного творчества. [Текст] - Москва, 1979г. с. 285;

  3. Горький. Полное собрание сочинений. [Текст] / М. Горький – Москва, 1968 г. - 1976 г, - с. 415;

  4. Дацюк С. Коммуникативные стратегии. 19.12.2004. URL: dere.ldev.ua/library /datsyuk/komm_strat.shtml (дата обращения 10.10.2017)

  5. Дейк ван Т. – А. Язык. Познание. Коммуникация. [Текст] - Москва, 1989г. с. 161.

  6. Десницкий, Муратова. Горький М. Материалы и исследования [Текст]/ В.А. Десницкий, К.Д. Муратова - АН СССР, -1936г. – Т 2, - с. 484;

  7. Журнально-публицистическая деятельность М. Горького. Проблемы революции и культуры на основе анализа цикла «Несвоевременные мысли» // [электронный ресурс] URL: http://studme.org/38283/literatura/naturalnaya_shkola (дата обращения 1.10.17);

  8. История русской литературы XIX века. Натуральная школа // [электронный ресурс] / URL: http://studme.org/38283/literatura/naturalnaya_shkola (дата обращения 1.12.17);

  9. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. [Текст] - 197г., с. 488.

  10. М. Горький Цикл «В Америке»: «Город Желтого Дьявола» // [электронный ресурс] / URL:http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения 14.11.17);

  11. М. Горький Цикл «В Америке»: «Царство скуки» // [электронный ресурс] / URL: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения 14.04.17);

  12. М.Горький Цикл очерков «в Америке»: «Mob» // [электронный ресурс] / URL: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-367.htm (дата обращения (17.09.17)];

  13. Прохоров. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. [Текст] / Е.П. Прохоров – Москва, 2011г., – с. 351;

  14. Публицистика М. Горького // [электронный ресурс] URL: http://lit-helper.com/p_publicistika_m_yu__gor-kogo (дата обращения 5.05.17);

  15. Резников. О книге М. Горького "Несвоевременные мысли". [Текст] / Л. Резников. – СПб, 1988г., - N 1, с. 169;

  16. Резников. О книге М. Горького "Несвоевременные мысли". [Текст]/ Л. Резников. – Москва, 1988г., с. 169;

  17. Романтизм и реализм в текстах Горького // [электронный ресурс]/ URL: http://mirznanii.com/a/135672/romantizm-i-realizm-v-tvorchestve-mgorkogo (дата обращения 5.09.17);

  18. Судьба интеллигенции в русской революции: Методические рекомендации по изучению публицистики М. Горького в школе и вузе.