ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА M. E. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА M. E. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»

Колосова В.И. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сатирическая публицистика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина интересна, значительна и революционна. В 19 веке большая часть изданий писала «скучно» о происходящих в стране событиях, без «широкой» мысли и остроты высказываний. Салтыков-Щедрин же противопоставлял этому глубокий анализ общественной и политической жизни, умело используя свой сатирический талант.

Тема работы актуальна, так как каждый из периодов развития русской журналистики к мастерам слова предъявлялись определенные критерии. Творческая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина происходила в сложный пореформенный период, в годы жесткой цензуры прессы и тяжелой политической обстановки в стране. Сатирик известен широкой аудитории в первую очередь как автор сказок, но непревзойденный сатирик был еще талантливым публицистом и редактором.

Главными темами в произведениях сатирика были – социально-экономические процессы, происходящие в пореформенной русской деревне, положение народа, политические события в России и за рубежом, духовная жизнь интеллигенции в новых исторических условиях, вопросы тактики живых сил нации в борьбе за прогресс [5].

Работа Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». Произведения сатирика с 1868 по 1884 г. публиковались практически в каждом номере журнала и тем самым определяли его характер и тематическую направленность. Литературное наследие писателя 70—80-х годов состоит из циклов очерков, включающих в себя слияние элементов художественной прозы с публицистикой.

Своеобразие жанровой формы и собственный авторский стиль позволяли сатирику, мгновенно реагировать на злободневные вопросы того времени и охватывать события как внутренней жизни в стране, так и происходящего на международной арене.

Тематическая направленность произведений, публикуемых в журнале «Ответственные записки» очень многообразна:

1) состояние системы государственного управления («Письма о провинции», «Признаки времени);

2) влияние реформ на положение «простых» людей («Благонамеренные речи», «Дневник провинциала в Петербурге»);

3) варианты возможного пути развития Российского общества в сравнении с оценкой зарубежного опыта («За рубежом»);

4) нравственно-идеологические проблемы общества («Письма к тетеньке», «Современная идиллия», «История одного города»).

Сотрудничая с «Отечественными записками», публицист выпускает два цикла произведений: «Признаки времени» и «Письма о провинции». В романе «Признаки времени» Салтыков-Щедрин, анализирует пореформенное десятилетие и подводя итоги задает вопросы: Какие изменения произошли в России после отмены крепостного права? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина разгрома революционного движения? к идее патриотизма бесчисленных паразитов, наполняющих мир».

Перечисленные проблемы очень беспокоили как сотрудников журнала, так и его читателей. По мнению сатирика, основной причиной неудач в противостоянии самодержавия, являлась неоднородность «движения реформаторов». Несмотря на отмену крепостного права в России по-прежнему существовали пережитки феодализма, что сатирик обладал абсолютным правом признать: крепостное право живет во всем — «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».

Наиболее точно земскую реформу публицист охарактеризовал в своем произведении «Признаки времени», раскрыв антинародную направленность и классовое происхождение земств, он не выступал против органов местного самоуправления как таковых, его недовольство вызывали конкретные личности(помещики). В романе очень большое количество диалогов, в которых высмеиваются действия правителей: «А кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на сто тысяч, тогда как его и на сто рублей не было?» [3]

Подробно раскрывается тема развития отечественного капитализма в произведениях: «Дневник провинциала в Петербурге» и «Благонамеренные речи». В «Благонамеренных речах» сатирик с помощью сарказма описывает ужас положения «простых» людей в условиях тогдашней власти: «Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать».

В 1881 после путешествий по Европе Салтыков публикует цикл очерков «За рубежом». Так, к примеру, автор, сопоставляя быт России и запада, пишет об отечественных чиновниках используя иронию: «Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека (конечно, я разумею исключительно культурный класс, так как некультурным людям нет времени быть недовольными).

В цикле «Письма к тетеньке» Салтыков-Щедрин сатирик показывает русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. В «Современной идиллии» автор описывает нравственный упадок общества в обстановке самодержавия. Осуждает распространённость доносов и шпионаж, высмеивает неблагонадежность, автор пишет: «Что такое сатана? — это грандиознейший, презреннейший и ограниченнейший негодяй, который не может различить ни добра, ни зла, ни правды, ни лжи, ни общего, ни частного и которому ясны только чисто личные и притом ближайшие интересы».

В романе «История одного города» опубликованного на страницах «Отечественных записок», события описываются от лица глуповских летописцев, показана власть действующих градоначальников в период с 1731 по 1826 год. При этом город Глупов – является условным, с помощью одного поселения, автор в скрытой демонстрирует в целом общественно-политическую жизнь в России от самого е становления и до периода современности Салтыкова-Щедрина.

Художественная особенность заключается в своеобразном переплетении выдуманного и реального, использование фантастических гротесковых форм на ряду с публицистическим описанием злободневных(реальных) проблем. Абсурдность происходящего показана с помощью необычных, а порой и невероятных происшествий. Сатирик с невероятным мастерством использует такие приемы, как гротеск и гипербола.

В первой главе под названием «О корени происхождения глуповцев», начало которой имеет схожие черты с содержанием «Слову о полку Игореве», автор использует гротеск в описании предков глуповцев – головотяпов. Головотяпами их называли, из-за привычки обо все «тяпать» головой: «Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают».

Но позже за собственную глупость их переименовывают в глуповцев: «Глупые вы, глупые! – сказал он, – не головотяпами следует вам по делам вашим называться, а глуповцами!»

Главной проблемой жителей города является глупость, это корень всех их проблемы и несчастий. Глуповцы добродушные и беспечные люди: «Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл».Глуповцы несамостоятельный народ, ими всегда должен кто-то руководить. Еще одной их проблемой является – «начальстволюбие»: «...пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие.» [6].

В описании фантастически-комической жизни народа в Глупове, автор критикует их всепрощающую любовь к начальникам и с долей презрения относится к покорности(рабству) и аппатичости жителей города. Так, к примеру, если в городе несколько дней нет градоначальника, Глуповцы чувствуют себя сиротами: «...весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами» [6].

Гротесковую форму произведения можно увидеть в постоянно происходящих в городе фантастических событиях: «...кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже более, чем нужно» [6]. Гротескно и неумение, неспособность головотяпов организовать собственную жизнь. Данное описание строится на использовании фольклорных мотивов: «…Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…» [6].

«Дневнике провинциала в Петербурге» — сатира буржуазно-консервативной прессы. Высмеивая болтунов и продажных журналистов, он пользуется именем «Старейшей российской пенкоснимательницы» в изображении «Санкт-Петербургские ведомостей». Автор считает редакционный коллектив неблагонадежным и умело используя иронию пишет: «А потому полагается небесполезным подвергнуть расстрелянию нижеследующих лиц: Первое, всех несогласно мыслящих. Второе, всех, в поведении коих замечается скрытность и отсутствие чистосердечия. Третье, всех, кои угрюмым очертанием лица огорчают сердца благонамеренных обывателей. Четвертое, зубоскалов и газетчиков».

Сатирик был убежден в необходимости свержения царизма и эксплуататорского строя. Всячески поддерживал и сочувствовал «простому» народу. Этим и обусловлена резкость и беспощадность его сатиры. В своем творчестве он часто прибегает к иносказанию и пародии. Мгновенно реагировал в своих на изменения во всех сферах жизни. Это умение помогло ему создать по истине яркие и точные образы власти того времени.

На основании проведенного анализа деятельности Салтыкова-Щедрина в журнале «Отечественные записки» можно убедиться, что темы, которые сатирик поднимал в своем творчестве остаются не менее актуальны и в наше время.

Тематическая структура произведений Салтыкова-Щедрина довольно многообразна, но в каждом из произведения присутствуют различные виды гротескных форм, которые помогают выразить мысль и освящать проблемы в жесткой, но простой и понятной форме. Публикации автора имели ошеломляющий успех у массового читателя. И несмотря на сложное тематическое своеобразие были понятны людям с различным уровнем образования. В «Письма о провинции», «Признаки времени, автор используя гиперболу, едко отзывается правительственных органах власти; в произведения «Благонамеренные речи», «Дневник провинциала в Петербурге» с помощью иронии сразу становится понятна истинная жизнь «простого» народа; нравственно-идеологические проблемы общества затронуты в циклах произведений «Письма к тетеньке», «Современная идиллия», «История одного города», в которых сатирик используя сарказм и гиперболизацию высмеивал правительственные органы, пороки как общества так и каждого человека, а также высказывал собственные размышления по поводу дальнейшего развития России. Можно сделать вывод, что несмотря на обилие тем, главной темой в творчестве сатирика была – проблема тяжелого положения «простого» народа. С течением времени меняется подача материала, но своеобразный стиль сатиры Салтыкова-Щедрина уместен и понятен в наши дни, благодаря простоте изложения сложных и многообразных тем, который одновременно сочетается с «острой», подачей материалов.

Список использованной литературы:

1. Антонова Д.С. Развитие журналистики в 19 века [Текст] / Д.С. Антонова. – М.: Аспект Пресс. 2012. – 158 с.

3. Бочаров А.Н Салтыков-Щедрин полемический аспект сатиры [Текст] / Бочаров А.Н – М., 2006. – 258 с.

4. Громова Л.П. Селезнева Е.В. История русской журналистики [Текст] / Л.П.Громова. – М., 2008. – 239 с.

5. Заславский Д.И. Сатирическая публицистика. [Текст] / Д.И. Заславский. –М.: Изд-во «Феникс», 1999. – 512с.

6. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. [Текст] / Салтыков-Щедрин М.Е. – М., 1989. – 239 с.

Просмотров работы: 591