Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА – «ПРОЦЕСС ВЗАИМОВЛИЯНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ… И ИГРА» - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА – «ПРОЦЕСС ВЗАИМОВЛИЯНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ… И ИГРА»
Микаелян Д.А., Деева И.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В настоящее время для современного делового человека, в частности журналиста, иметь высшее образование и обладать профессиональными качествами в своей сфере – не достаточно, поэтому он стремится быть значимым в жизни общества, чтобы приносить ему пользу. В данной работе мы проанализируем этико-психологический портрет личности журналиста, на примере одного из известных российских тележурналистов, Леонида Закошанского, определим всю противоречивую гамму возможностей коммуникатора в формировании общественного мнения и поведения, которой обладает журналист в наше время. Поведение известного человека, который появляется на голубом экране каждый день, часто является калькой(возможно даже неосознаваемой) для большого количества смотрящих и слушающих его людей.

Благодаря публичности профессии журналист должен приспосабливаться к собеседнику, дабы избежать непонимания из-за разницы в культуре, воспитании, образовании, социального положения и многого другого. Профессиональное общение журналиста со своей аудиторией предполагает, что журналист обладаетразличными техниками, в том числе и актерскими.

По мнению М.И. Шостака профессиональное общение – это одновременно информативный процесс и процесс взаимовлияния, взаимодействия, демонстрация отношений... и игра1.

Также М.И. Шостак приводит перечень масок, на который мы будем опираться в практической части, рассматривая их на примере работы Леонида Закошанского:

  1. «Слушатель» – самая естественная маска. Журналист искренне заинтересован в своем собеседнике и в информации, которой обладает собеседник.

  2. «Премного благодарный слушатель» – журналист не просто демонстрирует свое внимание, а «телячий восторг» – неумеренное восхищение его личностью, его словам, охотное поддакивание.

  3. «Юный друг» – маска полной неопытности, наивности, готовности восхищаться умом и блеском собеседника. Присутствует безудержная лесть.

  4. «Ревизор» – при такой маске журналист демонстрирует «следовательский» подход к делу, подчеркнутая дотошность, бесконечные уточнения сути ответов и придирки.

  5. «Третейский судья» – маска демонстрирует подчеркнутую независимость суждений, готовность с равным вниманием выслушать все «за» и «против».

  6. «Надменный журналист» – журналист всем своим видом намекает на принадлежность к «сильным мира сего», его манера поведения не обнадеживает, когда человека постоянно «ставят на место». Он, как ему кажется, выглядит «мошкой» в глазах «могущественного» собеседника.

  7. «Функционер» – человек, которому, в общем-то, все равно, но вот, послали на задание, и надо его выполнить. Отличительная черта этой маски – постоянное подчеркивание журналистом своего безразличия к обсуждаемому предмету.

  8. «Художник» – репортер не преминет упомянуть об успехах своей творческой биографии, показать и прокомментировать «свои особые приемы» или заинтриговать необычностью формы общения.

  9. «Молодой казак» – это имидж очень энергичного, делового и напористого журналиста. Игра рассчитана на подавление возможных возражений собеседника методом «кавалерийской атаки».

  10. «Интурист» или «холодные уши» – маска представляет хоть любопытствующий, но холодный взгляд со стороны.

С 2008 Закошанский начал работу на телеканале НТВ. Он стал ведущим информационного ток-шоу «Ты не поверишь» вместе с Владимиром Тишенковым. Тематика передачи была любимая для Леонида, была построена на жанре светской хроники. Участниками этой передачи были реальные истории из жизни звезд шоу-бизнеса, ошеломляющие и часто скандальные.

Ввиду того, что ток-шоу «Ты не поверишь» является информационно-развлекательной передачей, которая построена на популярном жанре советского репортажа. Основой программы являлись сенсационные новости о богатых и известных людях. Благодаря специфике ток-шоу, ведущий Леонид Закошанский,надевал в нем маску «Ревизора», чтобы получить информацию. Он демонстрирует свой «следовательский» подход к делу, у него присутствуют бесконечные уточнения сути ответов, придирки и дополнения.

С 2011 года на НТВ Леонид становится ведущим нового проекта – ток-шоу «Давайте мириться». Предметами обсуждений в данном проекте стали скандалы между знаменитостями и поиск способа исправить отношения двух противоположных сторон. Гости данной передачи публично рассказывают свою историю и суть конфликта. Цель Леонида состояла в том, чтобы найти все способы для примирения этих пар.

С 2011 года на НТВ Леонид становится ведущим нового проекта – ток-шоу «Давайте мириться». Предметами обсуждений в данном проекте стали скандалы между знаменитостями и поиск способа исправить отношения двух противоположных сторон. Гости данной передачи публично рассказывают свою историю и суть конфликта. Целью Леонида состояла в том, чтобы найти все способы для примирения этих пар. В то время как в ток-шоу Леонид выступает в маске «Ревизора», на программе «Давайте мириться!»он совершенно перевоплощается. В данной передаче он надевает несколько масок: «Слушателя», «Юного казака» и «Надменного журналиста» чтобы продемонстрировать либо искреннюю заинтересованность, либо встроится в звездный диалог, или разрешить проблему в студии.

В программе «Говорим и показываем» Леонид меняет свой образ и имидж под стиль самой передачи. Леонид надевает маску «Слушателя» и «Третейского судьи». Он внимательно слушает каждую проблему гостя эфира и старается объективно отнестись к разным мнениям, которые озвучиваются в течение всего эфира.

На примере данной программы мы просмотрим этико-психологический портрет и принципы, которым придерживается ЛеонидЗакошанский. Для этой цели мы взяли несколько выпусков от начала существования данной передачи до сегодняшних дней.

Программа от 22 сентября 2012 года под названием «Зверски изуродованные». Цель этой программы показать обществу – как живут дети, которые стали инвалидами при различных обстоятельствах. Начинает передачу Ленонид словами «Они жили как все, пока не стали жертвами преступления». Первая история была о маленькой девочке Соне Куливец, которая попала в реанимацию в двухмесячном возрасте с диагнозом коклюш. После указаний врача медсестре установить катетер в руку, чтобы вводить через него лекарство. Однако медсестра по ошибке установила его в артерию, а не в вену. У девочки началась гангрена и возникла необходимость ампутировать руку. Леонид сначала задает вопросы отцу и узнает происходящее в прямом эфире. Леонид задает вопрос: «А, правда, что врач повесился в местах заключения. Отец девочки отвечает: «Нет, насколько я знаю, он вскрыл вены». Этот диалог показывает, что Леонид уважает право людей знать правду. Он отделяет факты от мнений и оценок, он узнает информацию от первых лиц без искажения. Он использует маску «слушатель»: искренне заинтересован в своем собеседнике и в информации, которой обладает собеседник. Когда выходит сама Соня с мамой, он общается с ребенком как с взрослым человеком, при этом старается избегать вопросов о ее травме. Он спрашивает: «Вы впервые пришли на телевидение? Вам нравится?». После ответа девочки он спрашивает о времяпрепровождении ребенка и о любимых увлечениях и предметах. Затем просит ее нарисовать, пока разговор будет продолжаться с мамой. Эта часть разговора показывает зрителям то, что Леонид уважает морально-ценностные и культурные стандарты. В данной ситуации он надевает маску «Юный друг»: восхищается умом и блеском собеседника, ребенка.

Передача от 17 июня 2014 года названная «Писаные красавицы». Начинается передача фразой «зачем люди сами добровольно превращают себя в монстров из ночных кошмаров?». Одной из гостей передачи стала Евдокия Воронина, которая сама набила на свое тело и даже лицо татуировки. Евдокия рассказала свою историю, после которой она заработала психологическую травму. С самого детства ее сначала избивали дети в садике, затем в школе. Но и дома родная мать и даже бабушка занимались рукоприкладством. Татуировки на ее теле стали защитной реакцией от всех проблем в жизни. В данной передаче Леонид уважает право человека в самоопределение и ориентировку в мире и не осуждает за содеянные действия героиню. Маска в этой передаче «Третейский судья»: он демонстрирует подчеркнутую независимость суждений, готовность с равным вниманием выслушать все «за» и «против».

Тема передачи от 27августа 2014 года, с названием «Бархатный сезон» – как звезды тратят свои миллионы, в то время, как другие считают копейки. Одной из главных героинь этой передачи была Анастасия Волочкова, которая ездила в Турцию со своей дочерью Ариадной. Она рассказывала, как они проводили время и что приобрели на отдыхе. Но после данной передачи знаменитая балерина утверждает, что Леонид оскорбил ее своими вопросами о приобретенном унитазе для дочери. В этой передаче Л. Закошанским не соблюден этический принцип «Уважение личности человека, который стал заинтересованным для зрителей». Леонид использует маску «надменного журналиста»: всем своим видом намекает на принадлежность к «сильным мира сего», его манера поведения не обнадеживает, когда человека постоянно «ставят на место».

Частым гостем передач Леонида является Никита Джигурда. В передаче от 11 февраля 2013 года он, например, рассказал о своей пластической операции, а в передаче от 2 февраля 2015 года мы видим, как Джигурда рассказывает истинные причины развода со своей женой, но за свою исповедь герой попросил 1 миллион 200 тысяч. Л. Закошанского возмутило поведение артиста, и он отказал ему прямо в эфире. Данная передача показывает, что журналист бережет не только свою репутацию, но и передачи, канала. Леонид использует маску «молодого казака» – очень энергичного, делового и напористого журналиста.

Передача от 6 мая 2016 года, названная «Дочь из соцсети», рассказывает зрителям о женщине Елена Лихойда, которая родила в пятнадцатилетнем возрасте и оставила ребенка в родильном доме. Но спустя 22 года в интернете ее находит дочь, которая родилась в том же роддоме, в то же время с таким же отчеством. Но женщина не верит в то, что эта девушка ее дочь. Закошанский удивляется тому, что женщина не хочет обнять и пожалеть свою дочь, которая бросила когда-то. Но в итоге оказывается, тест-ДНК подтвердил, что дочь не ее. В данной передаче ведущий сохраняет принцип авторского своеобразия. Маска «Интурист» (маска представляет хоть любопытствующий, но холодный взгляд со стороны) главенствующая в данной передаче.

Мы рассмотрели демонстрацию взаимодействия журналиста Леонида Закошанского с целевой аудиторией в нескольких проектах в роли ведущего и выявили его этико-психологический портрет. Также, на примере нескольких выпусков из программы «Говорим и показываем» (выходит в эфир с 1 декабря 2011 года по апрель 2017), мы определили соблюдение журналистом этических норм и принципов в своей работе.

1 Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – 165 с.