Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Валенцев Д.К.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Любое производство можно представить в виде системы, часто имеющей новые ка-чественные характеристики, которые могут и не содержаться в ее частях. Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, нахо-дящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качеством любой системы является эмерджентностъ — наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей исследования таких систем заключается в том, что почти не существует объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.

Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Агропромышленное производство страны обладает всеми признаками очень сложной системы.

Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы. Сложность данной системы иногда рассматривалась как обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.

Любая система работает в окружении среды, из которой на нее оказывается внешнее воздействие, как управляемое, так и случайное, искажающее результаты управления (рис. 2.1). Подсистема — самостоятельно функционирующий объект, не подлежащий декомпозиции.

Моделирование — это метод научного исследования явлений, процессов, объектов и сложных систем, заключающийся в их подмене заведомо упрощенными образами (моделями) с целью изучения их свойств и последующего переноса полученных результатов на объекты и явления реального мира.

Одно из достоинств метода моделирования состоит в возможности построения моделей с «удобной» структурой, что делает исследование модели более легким, чем исследование оригинала.

Математическое моделирование — это методология формализованного описания реальных систем в виде систем уравнений, неравенств и другими математическими способами.

В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различные характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: 1) информация о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и 2) о будущем развитии объектов, включающая данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.

Библиографический список:

Волков С.Н. Землеустройство. Экономико-математические методы и модели. Т. 4. М.: Колос, 2001.

ПелихА.С., Терехов Л.Л., Терехова Л.А. Экономико-математические методы и модели в управлении производством.

Ростов н/Д: Феникс, 2005. Кондратьев А.С., Филип-пов М.Э. Мате-матическое моделирование реальных процессов // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 1. С. 5

Романов М.Ф., Федоров М.П. Математические методы в экологии: учеб, пособие. М.; СПб.: Academia, 2004.