Первый мост был сооружен в Санкт-Петербурге в 1703 году - год основания города. Его настил поддерживали бревна, уложенные на деревянные барки — плашкоуты (рис.1). В 1706 году началось строительство новых, кирпичных бастионов Петропавловской крепости, и мост решили заменить более прочным, тоже деревянным, но опирающимся на сваи.
Рис.1 Первоначальный вид Петрова моста, 1703-1706г.г.
Рис. 2 Иоанновский мост, 1980-1990г.г.
В 1738 году его снова перестроили: средняя часть по-прежнему оставалась деревянной, а у берегов соорудили каменные арки, которые можно увидеть и сейчас (хотя их пролеты уже давно заложены). Эти старые каменные конструкции стали прибрежными устоями современного Иоанновского моста, который ведет от Петроградской стороны к восточным, Иоанновским, воротам Петропавловской крепости. Первоначально этот мост именовался Петровым, и долгое время являлся первой постоянной и старейшей переправой в Петербурге. Его деревянный настил был разделен на проезжую и пешеходные части. К концу 1760-х годов практически вся поверхность Петровского моста была выложена булыжником, за исключением его разводной части, которая по-прежнему оставалась деревянной. Петровский мост был перестоен в 1887 году. В следующий раз, Иоанновский мост реконструировали в 1953 году, под руководством архитектора-реставратора А.Л. Рогача и инженера П.В. Баженова. Тогда на мосту были установлены новые фонари, аналогичные фонарям, оставшимся от Суворовского наплавного моста, существовавшего в 1824–1897 годах, а так же обновлены составляющие части решетки, сделанные металлическими (рис.2). Интересно, что декоративное оформление одной части Иоанновского моста имеет некоторые сходства с оформлением решеток набережных Кронверкского пролива. Другая же часть этого мостового строения имеет решетку, по нижней и верхней кромке которой проходят затейливо витые растительные орнаменты, ограничиваемые полуокружностями. Сама решетка представляет собой ромбы, образуемые пересекающимися стержнями, в точках сообщения которых имеются розетки, овальной формы. Сделанные в виде ликторских свитков, стойки моста, венчают двусторонние боевые топоры.Последний капитальный реставрационный ремонт Иоанновского моста был произведен в 2001-2003 годах, который коснулся в первую очередь аркады моста, когда произошла замена мостового полотна и устройства гидроизоляции, облицовки аркады, а так же был произведен ремонт облицовки устоев. Тогда же был усилен свод мостового сооружения, с помощью использования технологии инъектирования - укрепления кладки. Кроме того, открытый внутренний свод Иоанновского моста обработали специальным химическим составом, способным предохранить камень от губительного воздействия влаги. Отреставрированы были и установленные на мосту торшеры-фонари, на которых вновь появились воссозданные позолоченные фигурки орлов, а лампы и плафоны заменены новыми. Чугунная решетка Иоанновского моста так же была обновлена и отреставрирована. Длина русловой части моста составила 74 метра, общая его длина – 152 метра, а ширина – 10 метров. Всего, на ремонтные работы по восстановлению Иоанновского моста, было израсходовано около 75-ти миллионов рублей, выделенных из городского бюджета. В мае 2003 года, возле одной из свай моста была установлена бронзовая скульптура Зайчика, спасшегося от наводнения, высотой в 58 сантиметров, выполненная скульптором С. Петченко.
Рис.3 Современный Иоанновский мост, 2016г.
Нынешний Иоанновский мост — прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Но с тех пор облик его стал иным: на новых деревянных опорах теперь покоятся стальные балки. В 1950-х годах на нем установлены изящные металлические фонари и перила, выполненные по образцам первой четверти XIX века (рис.3).
Список литературы
Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов. – Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. – 152 с., ил.
Петропавловский А.А. Проектирование металлических мостов. – М.: Транспорт,1982. – 320с.: ил.
http://www.most-spb.ru/