Любовь к познавательному туризму нам прививают ещё со школьной скамьи – информация, полученная во время экскурсий, лучше усваивается, да и сами дети предпочитают личное знакомство с предметом исследования просиживанию за партой. Поэтому разработка данного экскурсионного маршрута является актуальной в настоящее время.
Экскурсия «Хлеб – всему голова» была разработана при помощи изучения имеющихся экскурсий турфирм работающих в городе Уфе, методических рекомендаций по составлению экскурсий, методических приемов проведения экскурсий, анализа отзывов и замечаний экскурсий турфирм города Уфы.
На первом этапе разработке были поставлены цель и задачи предстоящей экскурсии. Целью экскурсии выбрана культурно – просветительная, так как задача являлась в повышение уровня знаний о происхождение хлеба и хлебобулочных изделий в целом. Формой проведения была выбрана обзорная многоплановая экскурсия на автобусе.
На следующем этапе был составлен список посещаемых объектов во время экскурсионного маршрута: Уфимский комбинат хлебопродуктов, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Элеваторная, 1; ООО «Зерновые технологии», находящийся по адресу: г. Уфа, ул. Пархоменко, 155/2; магазин Уфимского хлебозавода №7, по адресу: г. Уфа, Индустриальное шоссе, 28; поле с посеянной пшеницей (озимой и яровой) близь села Зубово. Был составлен последовательный список посещаемых объектов.
При разработке туристического маршрута были учтены основные требования, которые применяются при составлении маршрута, а именно организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Был выбран тематический вариант построения маршрута [2]. Была составлена карта экскурсионного маршрута, произведен расчет километража и времени использования автобуса и составлена методическая разработка экскурсии (Таблица 1).
Таблица 1. Методическая разработка экскурсии.
Маршрут |
Остановка |
Объекты показа |
Время |
Наименование подтем и перечень основных вопросов |
Организационные указания |
Методические указания |
К месту встречи с группой. |
У дороги. |
- |
5 |
Вступительная беседа: знакомство с группой, тема экскурсии, ее продолжительность, цели и задачи. |
Ознакомить экскурсантов с правилами техники безопасности, правилами поведения на экскурсии. |
Начинать без движения. |
От автобуса К магазину Хлебозавода № 7. |
В магазине Хлебозавода № 7. |
Ассортимент магазина. |
15 |
Рассказ про разнообразие хлебобулочных изделий, их отличие. |
Расположить группу полукругом перед прилавком, чтобы было видно всем. |
Приемы: предварительный осмотр, экскурсионная справка, объяснение. |
от магазина Хлебозавода № 7 К Хлебозаводу №7 хлебобулочный цех. |
хлебобулочный цех Хлебозавода № 7. |
оборудование для производства хлеба и хлебобулочных изделий. |
30 |
Рассказ о превращение муки в хлеб поэтапно. Дегустация свежеиспеченного хлеба. |
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. Стоя при включенном микрофоне. |
Использование приема объяснения, приема осмотр. |
От Хлебозавода №7 хлебобулочный цех К Хлебозаводу № 7 кондитерский цех. |
кондитерский цех Хлебозавода № 7. |
оборудование для производства кондитерских изделий. |
25 |
Рассказ о создание различных кондитерских изделий. |
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. Стоя при включенном микрофоне. |
Приемы: осмотр, экскурсионная справка, объяснение. |
От Хлебозавода № 7 кондитерский цех К «Уфимский комбинат хлебопродуктов». |
зерноперерабатывающие комплексы. |
оборудование зерноперерабатывающего комплекса. |
50 |
Рассказ о процессе переработки зерна в муку. |
Стоя при включенном микрофоне. |
Прием вопроса и ответа, прием цитирования, экскурсионная справка. |
От «Уфимский комбинат хлебопродуктов» К полям с посеянной пшеницей (озимой и яровой) близь села Зубово. |
поле с яровой пшеницей; поле с озимой пшеницей. |
поле с яровой пшеницей; поле с озимой пшеницей. |
60 |
Рассказ о видах пшеницах. |
Постановка группы для осмотра полей |
Логический переход: сообщить экскурсантам, что после осмотра всем необходимо вернуться к автобусу, который отправиться в обратный путь |
От полей с посеянной пшеницей (озимой и яровой) близь села Зубово К месту встречи с группой. |
30 |
Заключительная беседа. Перечислить посещенные объекты, сделать выводы. Внести свои предложения Ответы на вопросы. Прощание |
Проводится на обратном пути |
Необходимо кратко подвести итоги экскурсии |
На наш взгляд, данная экскурсия будет востребована на туристическом рынке Уфы, так как молодое поколение заинтересовано в изучении своей истории, культуре и быте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Святославский, А. В. Городская экскурсия: Основы теории и практики [Текст] : учебник / А. В. Святославский. – 2 – е изд. – М. : Академия, 2006. – 234 с.
Святославский, А. В. Образ местности в литературной экскурсии // Культурное и природное наследие и его освоение в учебно – воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. / Под ред. С.И. Козленко. – М. : МИОО, 2006. – 83 с.
Скобельцина, А. С. Экскурсоведение [Текст] : учеб. пособие / А. С. Скобельцина. – СПб. : Герда, 2007. – 165 с.