X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

БИОГРАФИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА
Солощенко В.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Альфред Адлер (7 февраля 1870 - 28 мая 1937), австрийский врач и психолог, основатель школы индивидуальной психологии. Альфреду Адлеру приписали разработку ряда важных теорий мотивации поведения человека. Он основал школу индивидуальной психологии, комплексную "науку о жизни", которая фокусируется на уникальности личности и взаимоотношениях человека с обществом.

Альфред Адлер родился в предместье Вены, Австрия. Он был вторым из семи детей торговца зерном Hungarianborn. Адлеры были музыкальной семьей, и Альфред был известен своим вокальным голосом. В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в постели, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не погиб в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом. Он был очень заинтересован в психологии, социологии и философии. Он посещал классическую среднюю школу и получил степень Венского университета медицинской школы в 1895 году. В студенческие годы он присоединился к группе социалистических студентов, среди которых он нашел свою будущую жену, Раиссу Тимофеевну Эпштейн, интеллектуальную и общественную активистку из России, обучающуюся в Вене. Они поженились в 1897 году и имели четырех детей, двое из которых стали психиатрами. Их детьми были писатель, психиатр и социалист Александра Адлер; психиатр Курт Адлер; писатель и активист Валентина Адлер; и Корнелия "Нелли" Адлер. После учебы в университете он специализировался в качестве глазного врача, а затем в неврологии и психиатрии.

Адлер начал свою медицинскую карьеру в качестве офтальмолога, но вскоре перешел на общую практику и основал свой офис в менее благополучной части Вены. Среди его клиентов были цирковые люди. В 1902 году Адлер получил приглашение от Зигмунда Фрейда присоединиться к неформальной дискуссионной группе, в которую вошли Рудольф Райтлер и Вильгельм Штекель. Они сформировали Венское психоаналитическое общество. Адлер стал президентом Венского психоаналитического общества восемь лет спустя (1910). Он оставался членом Общества до 1911 года, когда он и группа его сторонников официально не вышли из круга Фрейда. Во время его ассоциации с Фрейдом, Адлер часто поддерживал его собственными идеями, которые часто отличаются от Фрейда. В то время как Адлер часто называют "учеником Фрейда", на самом деле это было не так; они были коллегами, Фрейд обращался к нему в печати в 1909 году, как "мой коллега д-р Альфред Адлер". Альфред не мог согласиться с основным предположением Фрейда о том, что гендерный (мужской или женский) фактор является главным фактором развития личности человека. В то время как Фрейд пытался объяснить человеку его сходство с машинами и животными, Адлер стремился понять и повлиять на человека с точки зрения того, что отличает человека от машин и животных, таких как понятия и ценности. Этот гуманистический взгляд характеризовал все идеи его теории [6].

Адлер покинул Венское общество и сформировал Общество свободных аналитических исследований, переименованное в Общество индивидуальной психологии в 1912 году.

Для взрослых терапия Адлера опиралась на исключение вины и внимательное отношение со стороны практикующего врача, снижение сопротивляемости путем повышения осведомленности об индивидуальном поведении и отказ стать противником. Общие терапевтические инструменты включали использование юмора, исторических примеров и парадоксальных предписаний. Популярность Адлера была связана со сравнительным оптимизмом и осмысленностью его идей. Он часто писал для мирян. Адлер всегда сохранял прагматичный подход, который был ориентирован на задачи. Эти" жизненные задачи " - это занятие/работа, общество/дружба, любовь/сексуальность. Их успех зависит от сотрудничества[9].

Еще, будучи членом Венского психоаналитического общества, он разработал теорию органической неполноценности и компенсации, которая стала прототипом его последующего обращения к феноменологии и развитию его знаменитой концепции-комплекса неполноценности. Адлерская школа, известная как "индивидуальная психология"— архаичная ссылка на латинскую индивидуальность, означающую неделимость, термин, призванный подчеркнуть холизм,— это как социальная, так и общинная психология, а также глубокая психология[3].

Книга Адлера, über dеn nervösen характер (невротического характера) определяет его ранее ключевые идеи. Он утверждал, что человеческая личность может быть объяснена телеологически: части бессознательного самосознания индивида в идеале работают, чтобы преобразовать чувства неполноценности в превосходство (точнее полноту). Желания идеала самопожертвования противоречили социальным и этическим требованиям. Если бы корректирующие факторы игнорировались, а индивида чрезмерно компенсировали, то возникал бы комплекс неполноценности, способствовавший опасности того, что индивида станет эгоцентричным, властолюбивым и агрессивным или еще хуже[7].

Адлер разработал схему так называемых типов личности, которые, однако, всегда воспринимались как временные или эвристические, так как он, по сути, не верил в типы личности, а в разное время предлагал разные и одинаково предварительные системы. Опасность с типологией заключается в том, чтобы не упустить из виду уникальность личности и смотреть сокращенно. Тем не менее, Адлер намеревался проиллюстрировать закономерности, которые могли бы обозначить характерные черты, регулируемые общим стилем жизни. Поэтому американские адлеры, такие как Гарольд Мосак, использовали типологию Адлера в этом временном смысле:

* Получать или опираться. Такие люди чувствительные,они создалираковину вокруг себя, которая защищает их, но они должны положиться на других для того чтобы снести её через трудности жизни. Они имеют низкий энергетический уровень и поэтому становятся зависимыми. Когда они эмоционально истощены, у них проявляются невротические симптомы: фобии, одержимости и навязчивости, общая тревожность

* Предотвращение типов являются те люди, которые ненавидят быть побежденным. Они могут быть успешными, но решают не рисковать. Они, вероятно, имеют низкий социальный контакт, боятся неприятия в обществе или поражения.

* Правящий или доминирующий. Эти люди стремятся к власти и готовы манипулировать ситуациями и людьми, и все для того, чтобы добиться своих целей. Люди этого типа также склонны к антисоциальному поведению.

* Социально полезными типами являются те, кто искренен и очень активны. Они имеют много социальных контактов и стремятся внести изменения во благо.

Эти типы обычно формируются в детстве и являются выражением стиля жизни[1].

Знакомство Адлера с порядком рождения, компенсацией и вопросами, касающимися восприятия индивидом общности, также побудило его исследовать причины и лечение злоупотреблений психоактивными веществами, в частности алкоголизмом и морфинизмом, которые уже были серьезными социальными проблемами его времени. Работа Адлера с наркоманами была значительной, так как большинство других видных сторонников психоанализа вкладывали относительно мало времени и мысли в эту широко распространенную болезнь современного и постмодернистского возраста. Помимо применения своего индивидуального психологического подхода к органной неполноценности, например, к возникновению и причинам привыкания к поведению, он также пытался найти четкую связь наркотической тяги к сексуальным удовольствиям или их замене. Рано была использована фармако-терапевтическая классификация лекарственных средств, так как абстинентные симптомы объясняются формой "вода-отравление", что сделало использование мочегонных средств, необходимых вмешательств с Non-вызывающий привыкание веществ, таких как neuphyllin. Адлер и его жена прагматично подходили, и, казалось бы, высокие показатели успеха их лечения основывались на их идеях социального функционирования и благополучия. Очевидно, что были подчеркнуты выбор образа жизни и ситуации, например необходимость расслабления или негативные последствия конфликтов в раннем детстве, которые по сравнению с другими авторитарными или религиозными режимами обращения являются явно современными подходами. Несомненно, некоторые из его наблюдений, например, о том, что психопаты чаще всего становятся наркоманами, несовместимы с существующими методологиями и теориями лечения наркомании, но самоконцентрируемые атрибуты болезни и явный побег от социальной ответственности патологических наркоманов четко ставят методы лечения Адлера в современное контекстуальное обоснование [4].

Адлер подчеркивал как лечение, так и профилактику. Как психодинамическая психология, адлеры подчеркивают основополагающее значение детства в развитии личности и любой тенденции к различным формам психопатологии. Лучший способ привить против того, что теперь называется "расстройства личности" (то, что Адлер называл "невротическим характером"), или склонность к различным невротическим состояниям (депрессии, тревожность и т. д.), заключается в том, чтобы обучить ребенка быть и чувствовать себя равной частью семьи. Ответственность за оптимальное развитие ребенка лежит не только на матери или отце, но и на учителях и обществе в целом. В связи с этим Адлер утверждал, что учителя, медсестры, социальные работники и так далее требуют подготовки по вопросам родительского образования в дополнение к работе семьи по укреплению демократического характера. Когда ребенок не чувствует себя равным, он склонен к развитию неполноценности или превосходства, комплексам и различным сопутствующим стратегиям компенсации. Эти стратегии приводят к социальному ущербу путем более высоких показателей развода, распад семьи, преступные тенденции, и субъективные страдания в различных формах психопатологии[5].

В сотрудничестве с Зигмундом Фрейдом и небольшой группой коллег Фрейда Адлер был одним из соучредителей психоаналитического движения и одним из основных членов Венского психоаналитического общества: действительно, для Фрейда он был "единственной личностью". Он был первым крупным деятелем, оторвавшимся от психоанализа, чтобы сформировать независимую школу психотерапии и теории личности, которую он назвал индивидуальной психологией, потому что считал человека неделимым целым. Он также представлял себе человека, который должен быть связан или связан с окружающим миром. Адлер подчеркнул важность равенства в предотвращении различных форм психопатологии и поддержал развитие социальных интересов и демократических семейных структур для воспитания детей. Его самой известной концепцией является комплекс неполноценности, который говорит о проблеме самооценки и ее негативных последствиях для здоровья человека (например, иногда порождая парадоксальное превосходство стремящихся). Его акцент на динамике власти уходит корнями в философию Ницше, чьи работы были опубликованы за несколько десятилетий до Адлера. В частности, концепция Адлера о "воле к власти" фокусируется на творческой способности человека меняться к лучшему. Адлер выступал за холизм, рассматривая индивидуума целостно, а не сокращенно, последний являлся доминирующей линзой для просмотра человеческой психологии[8].

Адлер скоропостижно скончался в Абердине, Шотландия, в мае 1937 года, во время трехнедельного визита в Абердинский университет. Идя по улице, мужчина увидел, что человек рухнул и лежал неподвижно на тротуаре. Когда мужчина подбежал к нему и ослабил воротник, Адлер бормотал "Курт", имя сына и умер. Вскрытие определило, его смерть была вызвана разрывом сердечной мышцы. Его тело было кремировано в крематории Уорристон в Эдинбурге, но пепел так и не был восстановлен. В 2007 году его прах был вновь обнаружен в гробу в крематории Уорристон и вернулся в Вену для захоронения в 2011 году[2].

Его ключевыми публикациями были Практика и теория индивидуальной психологии (1927) и Понимание природы человека (1927).

Список использованной литературы:

  1. Hoffman, E (1994). The Drive for Self: Alfred Adler and the Founding of Individual Psychology. Reading, MA: Addison-Wesley. pp. 41–91.

  2. Alfred Adler, Understanding Human Nature (1992) Chapter 6

  3. Rattner, Josef. Alfred Adler.New York: F. Ungar, 1983.

  4. Adler, A. (1932). Narcotic Abuse and Alcoholism, Chapter VII. p. 50-65. The Collected Clinical Works of Alfred Adler: Journal articles: 1931-1937. Transl. by G.L.Liebenau. T.Stein (2005).

  5. Gerald Corey, Theory and Practice of Counselling and Psychotherapy (1991)p. 155 and p. 385

  6. Stepansky, P (1983). In Freud's Shadow: Adler in Context. New Jersey: Lawrence Erlbaum. p. 325.

  7. Grey, Loren. Alfred Adler, the Forgotten Prophet: A Vision for the 21st Century. Westport, CT: Praeger, 1998.

  8. The Individual Psychology of Alfred Adler, 1956, edited by H. L. Ansbacher, R. R. Ansbacher, pp. 132–133

  9. Slavik, S. & King, R. (2007). Adlerian therapeutic strategy. The Canadian Journal of Adlerian Psychology, 37(1), 3-16.