X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     






Шевелина Ирина Владимировна
пересылаю ответ авторов: "Доброго времени суток, Игорь Александрович! Благодарю за вопрос! Анализ коэффициентов частной линейной корреляции позволяет сделать вывод о том, что существует зависимость между количеством ступеней высот и возрастом посадок, а следовательно, и другими параметрами, приращаемые с увеличением возраста; знак зависимости положительный; теснота связи заметная. В ходе выполненного исследования также установлено, что различия в количестве ступеней высот не имеют существенной связи с категорией санитарного состояния деревьев, а значит, этот показатель в отдельности не отражает влияния негативных факторов окружающей среды или антропогенного воздействия на насаждения, в том числе и не может свидетельствовать о степени эффективности выполняемых ими средообразующих, санитарно-гигиенических, или оздоровительных функций. С другой же стороны, неодинаковые высоты деревьев в рядовой озеленительной посадки могут отрицательно сказываться на ее эстетическом виде. Однако одного лишь анализа распределения высот для определения степени влияния различных факторов на изменение высоты деревьев недостаточно, поэтому следует рассмотреть корреляционное отношение коэффициента вариации высот и балла санитарного состояния: знак зависимости отрицательный; теснота связи высокая. С уменьшением дифференциации исследуемых деревьев по высоте увеличивается их санитарное состояние. При этом некорректно рассматривать степень вариации какого либо признака как причину изменения другого, поскольку сама дифференциация признака является лишь следствием исходного фактора. В данном случае в роли последнего выступают шаг посадки и возраст. Было установлено, что при увеличении возраста и уменьшении шага посадки категория санитарного состояния деревьев березы на участках закономерно снижается. При чем степень влияния того или иного признака варьирует в разрезе условных возрастных диапазонах. В целом, можно сказать, что посадки березы повислой в условиях города Екатеринбурга находятся в ослабленном состоянии под действием биотических и антропогенных факторов на фоне конкурентных отношений в рядах, а в целом исследованные посадки достаточно устойчивы к негативным нагрузкам".

Шевелина Ирина Владимировна
Пересылаю ответ авторов: "Здравствуйте, Алексей Евгеньевич! Благодарю за вопрос! Диаметры оснований деревьев деревьев, а также другие биометрические параметры деревьев в ходе полевых работ измерялись с целью дальнейшего изучения строения исследуемых насаждений, частью которого является и оценка распределения высот. Однако формат настоящего Форума не предполагает раскрытия данного вопроса в полной мере, поэтому в рамках этой работы он не был затронут".




АРХИВ "Студенческий научный форум"

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Гукасова М.П., Слюсарева Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Одной из сложных проблем исследований психолого-педагогического направления в зарубежных и российских научных работах является изучение эмоционального состояния, представляющее собой универсальное явление, сопутствующее онтогенетической трансформации эмоционально-познавательной сферы и личности человека.

Специалисты в области психологии и педагогики (А. В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Н.А.Подымов, С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров и др.), изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывают на то, что развитие понимания эмоциональных состояний имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики [3].

Эмоциональные состояния рассматриваются нами как один из видов психических состояний (П.К.Анохин Л.В.Куликов, А.О.Прохоров и др.). Вся эмоциональная сфера человека сводится к эмоциональным состояниям, которые приравниваются к эмоциям (Б.И.Додонов, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев и др.) [2].

Онтогенез формирования эмоциональных состояний детей с нормальным психофизическим развитием обуславливает возрастные особенности распознавания эмоционального состояния дошкольниками.

Уровень понимания детьми различных эмоциональных состояний определяется рядом условий (О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко):

  1. Знаком и модальностью эмоции — положительные эмоции (например, радость) понимаются дошкольниками быстрее и лучше, по сравнению с отрицательными (например, гневом или печалью). Однако, несмотря на то, что эмоция удивления (интерес) относится к разряду положительных эмоций, дошкольниками она распознается плохо.

  2. Возрастом и накопленным в процессе жизни и общения опытом узнавания эмоций в многообразных жизненных ситуациях, в неодинаковом эмоциональном микроклимате и так далее. Данный опыт формируется у детей, как правило, стихийно, хотя его обогащение может быть и целенаправленно организовано, что увеличивает возможности и умение детей распознавать эмоции.

  3. Степенью владения дошкольником словесными обозначениями эмоций. Перевод с конкретно-чувственного познания эмоций на уровень их осознания вероятен при условии верной и полной вербализации переживаний и их внешних выражений.

  4. Умением ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность в определенной степени эталонов выражений состояний [4].

Исследование А. М. Щетининой позволило описать шесть комплексных типов восприятия детьми эмоционального состояния человека, а на их основе – устойчивые возрастные различия способов восприятия эмоциональных состояний, доступных детям от 4 до 7 лет:

  1. Довербальный (4-5 лет). Эмоция не обозначается словами, ее осознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («...он мультики смотрит»).

  2. Диффузно-аморфный (4-5 лет). Дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко («...он веселится»).

  3. Диффузно-локальный (4-5 лет). Восприятие выражения эмоции глобально и поверхностно. Дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (преимущественно глаза).

  4. Аналитический (6-7 лет). Дети с восприятием этого типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии.

  5. Синтетический (6-7 лет). Обобщенное, целостное восприятие эмоции. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности («...вся злая: и лицо, и стоит зло»).

  6. Аналитико-синтетический (6-7 лет). Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. Данный тип восприятия экспрессии является ведущим типом восприятия для детей старшего дошкольного возраста [5].

На основании теоретического анализа литературы с целью апробации диагностического инструментария был организован и проведён пилотный эксперимент.

В эксперименте приняли участие два ребенка, имеющие комплексные нарушения в развитии (слуха и зрения):

- мальчик (5 лет 8 месяцев) Диагноз: Сенсоневральная тугоухость IV степени. Миопия высокой степени. Астигматизм. Частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз.

- девочка (3 года 4 мес.). Диагноз: дефицитарное развитие. Сенсоневральная тугоухость III степени. Гиперметропия средней степени.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выделены следующие критерии оценки уровней сформированности понимания эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием: восприятие эмоций - адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей; распознавание эмоций, их дифференциация; вербализация эмоций (адекватность передачи эмоционального состояния в речи); отображение эмоционального состояния.

В качестве диагностического материала нами была использована методика диагностики эмоциональной сферы из комплекта диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста академика М.М.Безруких [1].

Методика проводится в два этапа:

1 этап - анкетирование педагогов. Но, в связи с тем, что дети с комплексными нарушениями слуха и зрения в большинстве случаев находятся на индивидуальном обучении, нами в качестве экспертов были выбраны родители.

2 этап – углубленное обследование по вышеуказанным показателям.

Адаптация методик проводилась в соответствии с имеющимися у ребенка нарушениями сенсорных систем (увеличение картинок, использование альтернативных средств коммуникации и т.д.).

Оценка результатов проводилась по уровням, предложенным А.М.Щетининой:

1. Неадекватный - дети не понимают эмоциональное состояние, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

2. Ситуативно-конкретный - понимание эмоций происходит в контексте конкретной ситуации, отсутствует словесное обозначение эмоций или происходит выбор слов из предложенных.

3. Уровень словесного обозначения и описания экспрессии – ребенок самостоятельно называет эмоциональные состояния или осуществляет точный выбор определений из предложенных, перечисляет некоторые элементы экспрессии.

4. Уровень осмысления в форме описания – дети самостоятельно называют эмоциональное состояние человека, выделяют и описывают экспрессию, ситуации ее проявления.

5. Уровень осмысления в форме истолкования и проявления эмпатии – дети самостоятельно обозначают эмоциональное состояние, проводят анализ экспрессии, домысливание соответствующей ситуации, высказывают суждения от лица изображенного человека, проявляют к нему эмоциональное отношение [5].

Проведенный пилотный эксперимент позволил выявить следующие особенности понимания эмоциональных состояний детьми с комплексными нарушениями слуха и зрения.

В ходе проведения первого задания методики «Лица», цель которого - изучение особенностей восприятия графических изображений эмоциональных состояний с помощью узнавания эмоций по картинкам, мальчик и девочка показали результаты, соответствующие неадекватному уровню понимания эмоциональных состояний.

Качественный анализ позволил выделить следующие характеристики процесса выполнения задания: во время обследования мальчик не проявлял интереса к заданию, тогда как девочка была достаточно активна, внимательно рассматривала картинки с изображением различных эмоциональных состояний, но ответить на вопрос «Какое настроение у человека с таким выражением лица?» она не могла. Чтобы сделать выводы о наличии способности адекватного восприятия эмоционального состояния, нами анализировалась невербальная экспрессия ребенка: мимика, взгляд, двигательное поведение в целом.

Анализ выполнения задания показал, что лучше всего воспринимались графические изображения таких эмоций как радость и грусть. При рассмотрении изображения радостного лица, девочка улыбалась и смеялась. При показе изображения грустного лица, ребенок на некоторое время перестал улыбаться. Наблюдаемую нами идентификацию данных эмоций можно объяснить и тем, что они появляются первыми в онтогенезе и являются отражением потребностей в безопасности, защите, общении и принятии и на протяжении всей жизни индивида сохраняют свое основное предназначение. Наименее узнаваемыми оказались эмоции испуга и удивления. Эти данные согласуются с результатами В. Петшака, в исследованиях которого выделено, что наиболее точно распознаются те эмоции, которые вызывают целостные мимические изменения во всех лицевых зонах одновременно (глаз, бровей, зоны лба и нижней части лица).

Следующее задание «Какое лицо подходит каждому мальчику» было направлено на изучение способности подобрать картинки к ситуациям (изучается критерий «распознавание эмоций»). Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что исследуемые дети не дифференцируют представления об эмоциях, не могут установить взаимосвязь между действием и эмоцией, что говорит о низкой степени осознанности переживаний. Уровень распознавания эмоций – неадекватный.

И мальчик, и девочка рассматривали некоторое время предложенные им картинки, но не понимали задания. После значительной помощи со стороны взрослого, девочка смогла указать, что для радостного мальчика подходит радостное выражение лица. Другие эмоции дети распознать не смогли.

В следующем задании «Покажи какое у тебя лицо, когда ты…», детям предлагалось показать с помощью мимики такие эмоции, как радость, удивление, испуг. Таким образом определялся уровень сформированности эмоциональной сферы по критерию «воспроизведение эмоций».

Результаты данной методики показали идентичные результаты с предыдущими методиками. Уровень сформированности воспроизведения эмоций – неадекватный.

Мальчик понимал задание, но не воспроизводил эмоции. Девочка испытывала затруднение в понимании задания. Однако после объяснения и помощи со стороны педагога смогла показать эмоцию радости - она улыбалась, подпрыгивала и хлопала в ладоши. Следовательно, можно сделать вывод, что дети не имеют представления об основных эмоциях, не знают их характерных признаков, не имеют мимических навыков воспроизведения эмоций.

Заключительная методика «Бабушка и котенок» вызвала значительные трудности у обоих детей. Характеризуя процесс выполнения задания, необходимо отметить, что ни один ребенок не смог выполнить задание даже с помощью взрослого. Мальчик с интересом рассматривал предложенные ему картинки, но понять задания он не мог. Девочка также проявляла активность, с интересом рассматривала картинки, однако разложить картинки так, чтобы получилась история, она не могла. После помощи взрослого, ребенку давалась инструкция: «Посмотри, котенок испортил бабушкину работу. Тебе жалко бабушку?». Таким образом, это задание оценивалось по параметру эмоционального развития (умение сопереживать). Девочка кивнула головой, что означает «да». Но развернутого ответа она дать не могла. Таким образом, по результатам данной методики у детей также зарегистрирован неадекватный уровень понимания эмоциональных состояний.

Следует отметить, что задание «Закончи предложение» мы не смогли провести с детьми, так как у них отсутствует устная речь.

Таким образом, результаты пилотного эксперимента свидетельствуют о том, что у детей с комплексными нарушениями отмечается недоразвитие процесса понимания эмоциональных состояний человека:

1. Девочка (3г.4м.) - тип восприятия эмоционального состояния человека – довербальный, что соответствует возрастному нормативу. Ребенку доступно понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинах: девочка могла различить эмоцию радости, веселья и грусти. Однако уровень сформированности понимания - неадекватный.

2. Мальчик (5 л. 8 м.) – тип восприятия - довербальный, что не соответствует возрастному нормативу. Ребенку недоступно понимание эмоциональных состояний Уровень сформированности понимания - неадекватный.

Данные результаты, на наш взгляд, обусловлены: степенью и тяжестью сочетанных нарушений (чем тяжелее нарушение, тем меньше возможностей понимания эмоциональных состояний детьми); уровнем развития речи (несформированность устной речи у детей с бисенсорными нарушениями ограничивает использование ряда диагностических процедур); системностью и последовательностью обучения и воспитания ребенка в семье, дошкольной образовательной организации.

Выявленные особенности послужили основой для адаптации методики обследования эмоциональных состояний детей и использования ее в последующей диагностике репрезентативной группы детей с бисенсорными нарушениями.

Список литературы:

  1. Безруких М.М. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. − М., 2016. – 133 с.

  2. Изотова Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. психол. н. − М., 2012.

  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: 2014. – 752 с.

  4. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. – М., 2014.

  5. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: автореф. канд. дис. психол. н. – М., 2013.