X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕРВОКУРСНИКА
Волчугова А.Ю., Гармышева А.А., Никулина Т.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Современные социальные тенденции подводят общество к необходимости изучения методов формирования психологической устойчивости во всех сферах жизнедеятельности. Актуальность данной темы заключается в изучении проблемы психологически адекватного состояния, поведения и деятельности студентов первокурсников в период экстремальных ситуаций сдачи экзаменов.

Следует признать, что на современном этапе имеется достаточно обоснованные данные о воздействии экстремальных ситуаций экзаменационной сессии на личность студента первокурсника и особенности поведения в них. В частности, динамика состояния и поведения студента в экстремальных условиях сессии до настоящего времени считается не достаточно глубоко изученной.

Вместе с тем именно специфика реакций студента, а также их динамика во времени во многом определяют его поведение, как непосредственно в период экстремальной экзаменационной ситуации, так и в последующем состоянии.

Проблема психологической устойчивости личности изучена достаточно глубоко. Наиболее известны работы таких авторов, как Аболин Л.М., Васильева О.С., Дьяченко М.И., Ильин Е.П., Колесникова Т.И., Куликов Л.В., Кон И.С., Марищук В.Л., Немов Р.С., Оллпорт Г., Писаренко В.М., Рогов Е.И., Рубинштейн С.Л., Секач М.Ф., Суворова В.В., Сухов А.Н. Воздействие психологических факторов экстремальных ситуаций создает предпосылки для кумуляции и развития физического утомления и переутомления, которые могут вызвать патологические изменения в организме человека с развитием психических отклонений, вплоть до возникновения посттравматического стрессового расстройства.

Несомненно, актуальным является разработка и внедрение новых эффективных комплексных психотерапевтических методик, которые могли бы быть использованы для формирования психологической устойчивости личности студента в экстремальных условиях сдачи экзаменационной сессии. Данное направление продолжает иметь научный и практический интерес.

Практическая значимость работы заключается в рассмотрении путей развития психологической устойчивости личности студента, проведении исследования, позволившего определить практические рекомендации психологической подготовки и психологической коррекции, необходимых как в момент экстремальной ситуации, так и при работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Данное исследование позволило выявить возможное деструктивное влияние стресс-факторов, возникающих в процессе экстремальных ситуаций.

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Личность разнопланова, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят пять аспектов психологической устойчивости: стойкость, стабильность, уравновешенность, соразмерность, сопротивляемость [23].

Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться. Одна из сторон стойкости – приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная неопределенность – отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Экзистенциальная определенность – это переживание удовлетворения своих основных потребностей.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. С одной стороны, уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмерность между ощущениями удовлетворенности, соразмерность приятных и неприятных чувств, счастья, благополучия и переживаниями радости, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами страдания, грусти и печали, - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности».

Сопротивляемость является одним из показателей психологической устойчивости личности.Сопротивляемостьэто способность к противостоянию, к тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемостиявляется индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как психологический ступор. Для психологической устойчивости личности необходима способность к формированию собственной индивидуальности, саморазвитию. В понятие стабильности входят стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска, человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Уровень психологической устойчивости личности проявляется и в надежности работника, профессионала, а также в ее трудовой деятельности.

Следующей составляющей психологической устойчивости является уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уравновешенность – это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. Уравновешенность проявляется в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах, в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения. Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска.

Наконец, нельзя не отметить открытость воздействию, с одной стороны, а с другой – сопротивляемость излишне сильному взаимодействию постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между автономностью и конформностью и удерживать это равновесие [21].

Таким образом,психологическая устойчивость– это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, сопротивляемость, стойкость. Оно позволяет личности сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях, противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств.

Факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности студента

Психологическую устойчивость личности студента рассматривают как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внешние и внутренние ресурсы. Ранее были рассмотреныресурсы личности, поддерживающие ее психологическую адаптированность и устойчивость, способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к социальной среде и личностным особенностям [16].

Факторы социальной среды это условия, способствующие самореализации; факторы, поддерживающие самооценку; психологическая поддержка социального окружения; условия, способствующие адаптации.

Так же следует рассмотреть личностные факторы, способствующие формированию психологической устойчивости. Отношения личности студента понимают как активное отношение к жизненной ситуации в целом, оптимистическое; отсутствие враждебности, уверенность, открытое общение, доверие другим; терпимость, чувство общности, чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме; достаточно высокая самооценка; устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли.

Сознание личности это установка на то, что человек может распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе; вера в достижимость поставленных целей. Эмоции и чувства: переживание успешности самореализации; доминирование позитивных эмоций; эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство единства, сплоченности. Познание и опыт: возможность прогнозирования жизненной ситуации и понимание ее; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций; адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей [19].

Если факторы социальной среды поддерживают и способствуют самореализации, повышению самооценки, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует поддержанию состояния адаптированности к экстремальным ситуациям и возникновению повышенного настроения. Если же факторы социальной среды затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, снижают самооценку, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует появлению состояния дезадаптированности личности и возникновению сниженного настроения.

Непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение –основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний, относительно устойчивый компонент психических состояний. Именно настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внутренних или внешних причин, психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении [14].

Доминанты активности как опоры устойчивости личности студента

Выше было отмечено, что активность в деятельности и поведении является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности студента. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: деятельностная, коммуникативная, познавательная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, интерпретации, поведению, реагированию, деятельности.

Можно выделить различные виды направленности психологической устойчивости личности студента.

1. Направленность на деятельность:учебную, спортивную, общественную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение.

2. Направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности находить средства для самосовершенствования, повышать свою психологическую компетентность, обучаться приемам саморегуляции и т. п.

3. Интеракционная направленность – это направленность на межличностное усиление или взаимодействие социального влияния, социальных связей. Интеракционная доминанта имеет два подвида: асоциальный и просоциальный. Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвование без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Просоциальная доминанта – это альтруизм, любовь, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений. Первый подвид представляет собой манипулирование людьми, использование их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для второго характерно принятие самостоятельной ценности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопереживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результатов.

Внутреннее благополучие как одно из условий формированияпсихологической устойчивости личности студента

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному. Показано, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец, на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно [15].

Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как: агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества [21].

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и не определен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком [22].

Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств. Наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т. е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек - эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают: ответственность, сила воли, дружелюбие, открытость [22].

Зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека - его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т. п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека [22].

Устойчивость личности имеет важнейшее значение, как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личности зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, следовательно, предсказуемость ее поведения. Благодаря устойчивости личности люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности [11].

Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность, пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость и др. Относительно устойчивыми являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта [15].

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой устойчивое образование. Устойчивость личности предопределяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер. Тем не менее, во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. Показано, например, что многие черты личности на самом деле постоянными и устойчивыми не являются.

Степень устойчивости различных личностных свойств неодинакова. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие. Было также установлено, что личностная устойчивость динамически изменяется в разные возрастные периоды жизни. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет [16].

Попытки связать устойчивость поведения человека с обладанием теми или иными личностными чертами оказались неудачными. Невозможно точно предсказать, как поведет себя человек в конкретной ситуации. Хотя если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени, то с определенной степенью достоверности такое предсказание можно было бы сделать.

Выводы

Психологическая устойчивость– это качество личности, которое позволят личности сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях, противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. Выделяют такие качества как: стойкость, стабильность, уравновешенность, соразмерность, сопротивляемость.

Психологическую устойчивость личности студента рассматривают как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов, относящихся к социальной среде и личностным особенностям. Таковыми факторами являются условия, способствующие самореализации, адаптации; отношения личности; сознание личности; эмоции и чувства; познание и опыт.

Активность в учебной деятельности и поведении является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности студента. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности студента понимают как установка, предрасположенность к определенному отношению, интерпретации, поведению, реагированию. Выделяют следующие виды направленности: на деятельность, познание и самопознание, интеракционную направленность, которая имеет два вида - асоциальную и просоциальную.

Внутреннее благополучие студента является важным условием формирования психологической устойчивости. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. Было также установлено, что личностная устойчивость динамически изменяется в разные возрастные периоды жизни.

Изучение психологической устойчивости личностистудента первокурсника

В исследовании приняли участие студенты первого курса Иркутского государственного университета. В задачи исследования входило изучение психологической устойчивости личности студента в период сдачи первой сессии. В эмпирическом исследовании проанализированы критерии и показатели психологической устойчивости личности студента. В качестве основных выступила мера и степень сохранения определенных психологических качеств, таких как: психологическое самочувствие, уровень самооценки, волевая устойчивость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, темперамент, степень тревожности. Выявленные критерии позволили определить уровни психологической устойчивости.

Также выявлены факторы оптимизации развития психологической устойчивости личности студента: факторы социальной среды, влияющие на психологическую устойчивость; личностные факторы, которые включают сознание личности, проявление эмоций и чувств, познание и накопленный опыт, поведение и деятельность.

Выделены следующие факторы психологической устойчивости: эмоциональный, познавательный, волевой, прогностический. Эмоциональный компонент характеризуется умением управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, не допускать психологической деформации личности. Когнитивный компонент обеспечивает устойчивость функционирования познавательных процессов личности. Он включает умения определить начало психотравмирующей ситуации, умение сводить к минимуму психотравмирующее воздействие. Волевой компонент позволяет регулировать свое психологическое состояние и поведение под воздействием опасных факторов. Прогностический компонент обеспечивает принятие оптимального решения, выделяет главную проблему и пути ее решения.

Многолетние исследования стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы.

Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития эмоционального стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры, психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров в период сессии, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды.

Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны, повседневные жизненные события, в силу их индивидуальной значимости, могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья.

Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие; ситуации потери, которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения и испытания, требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные, такие как новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в высшее учебное заведение, а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.

Отмечено, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче экзаменов. Ожидание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент неопределенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычного образа жизни в период сессии.

С учетом всего вышеизложенного, можно заключить, что во время экзаменационной сессии студентам приходится сталкиваться с широким спектром стрессогенных факторов, приводящих в итоге к снижению психологической устойчивости. Наиболее подвержены стрессу студенты с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят молодые люди с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может коснуться не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных студентов с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.

Независимо от характера и успеваемости студенты оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества.

В данном исследовании было использовано несколько различных эмпирических методов – сравнительный, методы сбора информации (анкетирование, тестирование, беседа).

Количественный анализ результатов испытуемых позволил выделить три группы испытуемых с разным уровнем нервно-психической устойчивости: высокие показатели степени нервно-психической устойчивости имеют только 33,33 % испытуемых, средние показатели – 47,22%, а низкие – 19,44 %.

Таким образом, можно предположить, что 33,33 % испытуемых имеют высокую нервно-психическую устойчивость, у них практически нет риска дезадаптации в стрессе. Большинство испытуемых – 47,22% от общего числа обладают средними показателями нервно-психической устойчивости, следовательно, у них выше риск дезадаптации в условиях стресса, чем у предыдущей группы с высокими показателями НПУ. 19,44 % от общего числа испытуемых обладают нервно-психической неустойчивостью, у них высокий риск дезадаптации в стрессе.

Следующим фактором, влияющим на стрессоустойчивость, который исследовался, является тип темперамента и свойства нервной системы. Мы измеряли показатели экстраверсии – интроверсии и нейротизма. Исследуемый показатель «экстраверсия – интроверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир. Количественный анализ результатов исследования позволил выделить три группы испытуемых с разным уровнем экстраверсии – интроверсии: экстравертов-25%, интровертов- 36,1% и амбивертов- 38,9%. 38,9 % испытуемых являются амбивертами, 36,1% - потенциальные интроверты и 25% являются потенциальными экстравертами. 38,9% испытуемых не имеют ярко выраженных проявления амбиверси.

36,1% испытуемых можно охарактеризовать как потенциальных интровертов, которым присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Такие студенты лучше справляются с монотонной учебной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны. 25% испытуемых являются потенциальными экстравертами, им свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированность. В процессе беседы было выявлено, что данная категория студентов обладает внешним обаянием, они прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, хорошо справляются с работой требующей быстрого принятия решений.

Количественный анализ результатов испытуемых по шкале «эмоциональная стабильность – нейротизм» дал основание для выделения двух групп испытуемых: 69,44 % испытуемых являются эмоционально-стабильными, и 30,56 % - эмоционально нестабильными. Из них 67,44 % не склонны к беспокойству, устойчивы по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, имеют склонность к лидерству, 30,56 % испытуемых эмоциональны, чувствительны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Подробный количественный анализ результатов студентов по шкалам «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – эмоциональная стабильность» позволил выделить четыре группы испытуемых с разными типами темперамента. Большинство испытуемых – 44,45 % по типу темперамента являются сангвиниками, 25 % - флегматиками, 19,44 % - холериками и 11,11% - меланхоликами. Необходимо принимать во внимание показатели всех трех шкал, т.к. некоторые испытуемые могут иметь смешанный тип темперамента, поскольку в жизни темпераменты встречаются редко. Как правило, следует говорить лишь о преобладании тех или иных черт. 44,45 % испытуемых, относящихся к сангвиникам, можно охарактеризовать как общительные, быстро приспосабливающиеся к новым условиям, быстро сходящиеся с людьми. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Однако при отсутствии у них серьезных целей, глубоких идей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

25 % испытуемых можно охарактеризовать как флегматиков. Они спокойны, редко «выходят из себя», не склонны к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях могут возникнуть положительные черты; в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безразличие.19,44 % испытуемых – холерики. Их отличает повышенная возбудимость, большая эмоциональность, порывистость, импульсивность. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. Людей с общественными интересами отличает инициативность, энергичность, принципиальность. Там, где нет богатства духовной жизни, наблюдаются раздражительность, аффективность.

11,11 % от числа испытуемых – меланхолики, особенностью которых является то, что их реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно внешнее торможение. Им трудно долго на чем-либо сосредоточится. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни человек этого типа темперамента – глубокий, содержательный; при неблагоприятных условиях – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Следующий исследуемый фактор стрессоустойчивости - тревожность. Результатом межличностного конфликта в большинстве случаев является актуализация состояния личностной тревоги. При этом степень адаптированности личности определяется характером ее эмоционального самочувствия, уровнем эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Известно, что высокая личностная тревожность прямо корелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Однако, тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревожности».

Количественный анализ результатов испытуемых позволил выделить три группы испытуемых с разным уровнем тревожности. Уровень тревожности у большинства испытуемых – 63,89 % можно охарактеризовать как средний. 16,67 % испытуемых показали высокий уровень тревожности и 19,44 % - низкий уровень тревожности. 63,89 % испытуемых, показавших средний уровень тревожности, имеют оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

Испытуемые, показавшие высокий уровень тревожности, имеют склонность к появлению состояний тревоги, особенно в ситуациях, сопряженных с трудностями в учебе и во время сессии. В отдельных ситуациях их тревожность может выполнять мотивирующую функцию. В ряде случаев следует снизить субъективную значимость сложной ситуации и задач и перенести акцент на осмысление учебной деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. 19,44 % испытуемых с низким уровнем тревожности требуют повышения внимания к мотивам учебной деятельности и повышения чувства ответственности. Можно предполагать у этих студентов высокую эмоциональную устойчивость и стрессоустойчивость.

Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя лучше, чем он есть. Подобное спокойствие может носить компенсаторный, защитный характер. При скрытой тревожности эмоциональное неблагополучие сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, студент не допускает неприятный опыт в сознание, что отрицательно может сказаться на продуктивности учебной деятельности. Замаскированная тревожность может быть обусловлена скрытностью молодого человека, отсутствием желания отвечать на вопросы теста, отсутствием доверия к экспериментатору, отсутствием искренности.

Таким образом, большинство испытуемых (более 50 %) имеют средние и низкие показатели тревожности, что может носить компенсаторный характер. Учитывая средние и высокие показатели нервно-психической устойчивости большинства испытуемых, можно предположить, что они склонны отрицать проявления тревоги в сложных ситуациях обучения в вузе, не допускать в сознание неудачный учебный опыт, т.е. склонны к отрицанию субъективной значимости сложных ситуаций, которые непрерывно сопровождают их учебную деятельность.

Выводы

Психологическая устойчивость - сложное образование, включающее в себя следующие компоненты: нервно - психическую устойчивость, тип темперамента и свойства нервной системы, уровень личностной тревожности и уровень самооценки личности.

Психологический анализ стрессоустойчивости студентов позволяет сделать выводы, что у большинства первокурсников средний уровень нервно-психической устойчивости. Большинство 58% испытуемых являются амбивертами; сангвиниками и флегматиками; им присущ низкий и средний уровень тревожности. Низкие значения тревожности могут свидетельствовать о защитной реакции отрицания проблем, страхов, тревоги в экстремальных экзаменационных ситуациях.

В целом результаты исследования психологической устойчивости студентов свидетельствуют о недостаточной устойчивости, что может быть обусловлено внутриличностными и внешними факторами. Необходима специально организованная психологическая помощь по развитию психологической устойчивости первокурсников, которая должна быть направлена: на развитие способности осознавать и контролировать свои эмоции; на развитие адекватного представления о самом себе как личности; на формирование способности преодоления стрессовых ситуаций в период экзаменационной сессии и на коррекцию самооценки.

Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть учтены при разработке коррекционной программы, направленной на развитие психологической устойчивости студентов первого курса с низкой психологической устойчивостью.

Заключение

Психологическая устойчивость личности позволяет сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость - это качество личности студента, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Она позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия. Психологическая устойчивость студента непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье. Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

Предпринятый в работе анализ научных публикаций по проблеме психологической устойчивости личности студента позволил убедиться в том, что исследования, проводимые в этом направлении, являются актуальными.

Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Важным компонентом психологической устойчивости личности являются: уровень нервно-психической устойчивости, тип темперамента и свойства нервной системы, уровень тревожности, уровень самооценки.

Студентам первого курса свойственен средний и низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о том, что они склонны переживать стресс в ситуациях ожидания, скорости принятия решения, фрустраций. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях: агрессию, обиду, смятение, чувство вины. Частые переживания стресса приводят к головным болям, нарушениям сна, хронической усталости.

Полученные нами данные могут оказать существенную помощь практическим психологам, занимающимся изучением проблем психологической устойчивости студентов, их психологического здоровья в сложных ситуациях обучения в вузе. Необходимо дальнейшее проведение исследований в этой области, поскольку полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть использованы для разработки коррекционной программы по развитию стрессоустойчивости личности студента первокурсника, а также для разработки программ и мероприятий по достижению психологического благополучия лиц, осуществляющих сложные виды деятельности. Анализ полученных результатов предполагает в дальнейшем разработку специальной психокоррекционной программы, направленной на развитие психологической устойчивости личности студента первокурсника.

Список использованной литературы
  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С Абрамова. - М.: «Просвещение», 2005. – 319 с.

  2. Березина, В. А. Стресс. Эффективные методы избавления [Текст] / В. А. Березина. - М.: Эксмо, 2009. - 264 с.

  3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: «Академия», 2006. - 528 с.

  4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М. Водолей, 2007. – 128 с.

  5. Величковский, Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу [Текст] / Б. Б. Величковский. – М.: Вестник МГОУ №3. «Психологические науки», 2007. – 112 с.

  6. Волович, А. С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы [Текст] /А. С. Волович. - М.: «Академия», 2004. - 138 с.

  7. Гаткин, Е. Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска [Текст] / Гаткин, Е. Я. – М.: «АСТ: Астрель»,2005. – 510 с.

  8. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности [Текст] : учеб. пособие / Ж.М. Глозман. – М.: «Академия», 2005. – 208 с.

  9. Гринберг, Дж. С. Управление стрессом [Текст] / Дж.С. Гринберг. - СПб.: «Питер», 2004. - 496 с.

  10. Джордж, М. Семь шагов к жизни без стресса [Текст] / М. Джордж. - М.: ООО «Издательство София», 2007. - 160 с.

  11. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии [Текст] / М.И, Дьяченко. – СПб.: «Питер», 2003. – № 1. – 106 с.

  12. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки [Текст] /А. В. Захарова. – Минск: «Нестор», 2006. – 328 с.

  13. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] /

Е.П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2005. – 127 с.

  1. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 385 с.

  2. Ионин, Л. Г. Социология культуры [Текст] /Л. Г. Ионин. - М.: «Наука», 2007. – 191 с.

  3. Кижаев - Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Кижаев-Смык. - М.: Наука, 2005. – 252 с.

  4. Клецина, И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы [Текст] /И. С. Клецина. – СПб.: «СПбГУ», 2004. – 202 с.

  5. Клонингер, С. Теории личности: познание человека [Текст] / С. Клонингер. – СПб.: «Питер»,2005. – 176 с.

  6. Колесникова, Т. И. Психологический мир личности и его безопасность [Текст] / Т.И. Колесникова. – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010. – 176 с.

  7. Корнилова, А. А. Особенности субъективной картины профессиональной жизни человека в период взрослости [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук : 05.03.2007/ А. А. Корнилова. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 26 с.

  8. Костандов, Э. А. Восприятие и эмоции [Текст] / Э. А. Костандов. - М.: Медицина, 2007. - 470 с.

  9. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б. И. Кочубей. - М.: «Наука», 2006. – 313 с.

  10. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Е. П. Крупник. – М.: «Слово», 2004. –

102 с.

  1. Леонова, А. Б. Профессиональный стресс: психологические технологии диагностики и коррекции. Психологические и психоаналитические исследования [Текст] / А. Б. Леонова. - М.: Гнозис, 2008. – 148 с.

  2. Малкина - Пых, И. Г. Психосоматика [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2008. - 624 с.