СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Березняк Г.П. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционального здоровья первокассников в период адаптации в школе. Приводятся данные психодиагностического обследования первоклассников, раскрывающие особенности их эмоционального здоровья и факторы его нарушения.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, первоклассник, адаптация, отношение к школе, тревожность.

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

На наш взгляд, целесообразно одной из основных целей психологической службы образования, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Эмоциональная сфера ребёнка является важным критерием психологического здоровья первоклассников, предполагая полное удовлетворение потребности в межличностном общении, доброжелательных отношений в коллективе, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств. Негативное эмоциональное самочувствие вызывает появление эмоциональной отстранённости, разрыв межличностных взаимоотношений вызывает одиночество и снижает жизненный тонус личности.

Особенности эмоционального развития школьников изучаются в педагогической психологии как отечественными (Ш. А. Амонашвили, О. В. Дашкевич, Л. Н. Митина, А. О. Прохоров, Г. А. Цукерман, В. Н. Чебыкин и др.), так и зарубежными исследователями (У. Глассер, А. Маслоу, Р. Берне, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).

По мнению В.И. Медведева, Ф.Б Березина, Ф.З. Меерсон, иногда весь ход адаптации определяют эмоции, так как их направленность обращена на мобилизацию вегетативного обеспечения адаптации и на формирование ее адекватного поведенческого и двигательного компонента.

На анализа психологической были определены эмоционального детей:

- позитивное ;

- способность адекватного окружающей среды;

- , работоспособность, ;

- социально приемлемые самоутверждения и самовыражения;

- эмоциональный фон, оптимистичный , способность к сопереживанию;

- доброжелательное к окружающим, полноценное , характер которого возрастным .

Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение научного исследования, направленного на разработку психолого-педагогических условий сохранения эмоционального здоровья первоклассников в период адаптации в школе.

Для определения эмоционального здоровья современных дошкольников был использован следующий психодиагностический инструментарий: «Домики» Автор: О.А. Орехова, «Цветовой полученных тест Люшера», «Лесенка» В.Г. Щур, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки , В. Амен), Методика Рене Жиля.

Анализ результатов эмоционального здоровья на констатирующем эксперимента позволил следующие выводы:

- в классах не выявлено различий в процесса адаптации в , уровне сформированности мотивации, эмоциональных учащихся.

- дальнейшая работа, на сохранение эмоционального первоклассников в период в школе.

Была составлена и проведена программа направленная на сохранение эмоционального здоровья в период адаптации первокассников в школе

После программы, направленной на эмоционального здоровья в адаптации в школе, был проведён этап исследования, которого были и сделаны выводы:

- сравнительный результатов констатирующего и этапов по критерию « к школе» констатировать, что в экспериментальной произошла положительная по всем уровням критерия. заметно снижение испытуемых на низком (с 27,8% до 20,2%). В группе наблюдается изменение испытуемых на среднем и уровнях. Однако эти несколько , чем в экспериментальной группе (в 3,5%).

- сравнительный результатов констатирующего и этапов по «эмоциональная устойчивость» констатировать, что в экспериментальной произошла положительная по всем исследуемого критерия. заметно снижение испытуемых на низком (с 31,6% до В контрольной группе наблюдается изменение испытуемых на высоком и уровнях (в на 3,5%). На низком изменений не произошло.

- анализ результатов и контрольного по критерию «уровень » позволяет констатировать, что в группе произошла динамика по и низкому уровням критерия (на 7,6% на каждом ). В контрольной группе не изменения испытуемых ни на одном из данного критерия.

- анализ результатов и контрольного по критерию «уровень » позволяет констатировать, что в группе произошла динамика по уровням исследуемого . Особенно заметно количества испытуемых на уровне (на В контрольной группе наблюдается незначительное количества испытуемых на и низком . На среднем уровне не произошло.

- сравнительный результатов констатирующего и этапов по «социальная приспособленность и с окружающими» позволяет следующее. В экспериментальной произошла динамика. Особенно снижение количества на низком уровне (на Заметно количество испытуемых на уровне (с 43,7% до Хорошая динамика на высоком (с 25,7% до 29,5%). В группе также незначительное изменение испытуемых на и низком уровнях ( 0,9% и 1,9%). На среднем изменений не произошло.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что своевременно проведённая диагностика уровня эмоционального здоровья первоклассников, и использование комплексной программы по эмоционального здоровья в период адаптации в , указывает на то, что требуется проведение систематической работы специалистов по гармонизации психологического развития детей и переосмысление психолого-педагогических условий их обучения.

Список использованных источников и литературы

  1. Бадулина О.И., Миляева Т.В. Эмоциональное благополучие первоклассников // Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» / Отв. ред. Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. - 2015. - С. 217-222.

  2. Безруких М.М. Какой он – современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования // Школьный психолог. - 2013. - №2. - С. 25-26.

  3. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2004 - с. 258.

  4. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. – 2016. - №6(7). – С. 135-136.

  5. Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. - №25-1. – С. 20-23.

Просмотров работы: 169