X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: РИСКИ И ВЫЗОВЫ
Юшина И.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


"Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным."

Сенека. Зачастую мы с вами задаемся вопросом, почему в мире происходит так, что нет настоящих специалистов, которые работают с энтузиазмом, и проанализировав все факты современной действительности, начинаешь задумываться: в чем причина этих неудач, а так же разочарований молодых людей? Основной причиной является неверный выбор профессии в юности. Юность (14-18 лет) – это возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Количество профессий очень великое, и юности каждый из нас стоит перед выбором своей профессии из нескольких десятков. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека различных и противоречивых качеств. Так, в одном случае это способность контактировать с людьми, подчиняться им или управлять ими, а в другом – это высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека" потому что от этого выбора зависит его жизненный путь, общественная ценность, удовлетворенность работой, его место среди других людей, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Для старшеклассника выбор профессии является самым важным, неотложным и очень трудным делом. В юношеском возрасте все отчетливей проявляются индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад личности человека.Старшеклассники очень сильно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Выбор профессии начинается с профессионального самоопределения, в результате которого ученики должны сформировать для себя задачу о выборе будущей сферы деятельности. В это время учащиеся формируют отношение к различным профессиям, осуществляют выбор учебных предметов необходимых им для ознакомления с профессией.

Огромную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников, так как он помогает создать и формировать профессиональные намерения и первоначальные ориентировки в различных сферах труда.

Школьный психолог помогает ребятам старшего возраста познавать себя, так как самопознание – это одно из необходимых условий для осуществления личностного подхода к выбору будущей профессии. Сравнение себя с другими людьми, осознание своих возможностей, достижений и сравнение их с успехами и достижениями окружающих людей. Это так же помогает человеку познать и другого человека. Нельзя стать лучше, не зная, качества характера, которые необходимы. Без самопознания нельзя правильно наметить программу саморазвития и самовоспитания, тяжело выбрать работу по душе. Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Так, по мнению профессора Е.А. Климова существует 7 углов ситуации выбора профессии:1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, но бывает и такое, что родители не согласны с выбором ребенка и предлагают ему сделать другой выбор, который по их мнению будет более правильным. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, потому что они не смогли полностью себя проявить и им кажется, что их детям по силам проявить себя в полной мере. Конечно в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, и при этом они забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.2) Школьный коллектив.

Дружеские отношения старшеклассников очень крепкие и влияние их на выбор профессии так же не исключено. Внимание на профессиональное будущее сверстников возрастает и может стать решающим в выборе будущей профессии.

3) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, его особенности зависят от склада ума и характера человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, а так же способы их достижения.

4) Способности.

Таланты учащихся старших классов нужно рассматривать не только в учебе, но и в других видах общественной деятельности, потому что именно способности могут сильно повлиять на их будущую профессиональную пригодность.

5) Уровень притязаний на общественное признание.

Реальность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

6) Полная информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

7) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения.

Психологи сходят во мнении, что при выборе профессии важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.

Прожить студенческую жизнь – это заветная мечта, которая не покидает каждого школьника.

Студенческая жизнь – это время открытых перспектив, возможность жить мечтами о прекрасном будущем, вера в исполнение всех желаний и надежда на открытость всех дверей.

Студенчество дает возможность своими глазами увидеть мир, попав в программу международного обмена студентов. Это также прекрасная возможность укрепить знание иностранного языка.

Студенты, которые выбрали профессию по душе, стремятся осуществить свою мечту и добиться поставленных целей. Они готовы грызть гранит науки, быть активистами. К сожалению, есть студенты, которые по каким-то причинам теряют интерес к учебе и покидают выбранное образовательное учреждение. Бывают случаи, когда студенты понимают, что данная профессия не их и переводятся на другой факультет или переходят в другой в ВУЗ.Студенческая пора – это то, что не забывается и будет хранить все яркие краски с течением жизни.

Таким образом, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов.

Данную статью мне хотелось бы закончить словами известного Эрнеста Хемингуэя: «Каждый человек рождается для какого-то дела».