ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ)

Канцуров К.Н. 1, Шур В.В. 1, Гвоздик К.А. 1, Божинская Д.М. 1
1Ростовский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших показателей стабильного развития государства является демографическая политика, так как его сила, защищенность непосредственно зависит от количества и качества народонаселения страны. От динамика численности и воспроизводства населения зависит сила государства, его эффективность и место в мировой политической системе.

Особое геополитическое положение России, ее агропромышленное развитие с преобладанием сельских территорий обуславливает необходимость выработки особой модели демографического развития и демографической политики. В результате быстрого развития мегаполисов в России, оттока населения с сельских территорий проблема социально-экономического развития приобретает большое значение [1-2]. Данные социально-демографических исследований показывают значительное сокращение сельского населения по сравнению с советскими дореформенными данными. Справедливости ради следует отметить, что 90-е гг. XX века характеризовались общей тенденцией сокращения населения России. При этом сокращение городского населения происходило заметно меньшими темпами, чем сельского[3.С. 112].

Одним из неблагоприятных факторов развития сельских территорий является значительный дефицит трудоспособного сельского населения. Этот дефицит можно считать результатом неблагоприятной демографической ситуации в стране в целом, а можно объяснять бедностью сельского населения, возникшую в результате реформ и, как следствие, ведущую к миграции, бегству из села и дефициту трудоспособного сельского населения [4.С. 112].

Различие в уровне развития сел и городов очень большое, что отражается в заработных платах, в качестве здравоохранения, в отсутствии многих культурных и социальных объектов на селе. Основными проблемами сельских территорий являются: бедность, низкое развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, проблемы в социально-трудовой сфере, в частности формирование рынка труда и обеспечение занятости сельской молодежи. Это приводит к возникновению различных демографических проблем, которые появились уже в 90-е гг. XX века и не решены до сих пор, что можно найти в статистике: сокращение численности населения, занятого сельским хозяйством сократилось почти на 28%. Несмотря на принимаемые государством меры (привлечение молодых специалистов в сельскую местность, субсидии) мы наблюдаем продолжение падения численности сельского населения. Если в 2008 году сельское население России насчитывало 38,6 млн. человек, то на 1 января 2017 года его численность составляет 37,8 млн. человек. По данным Федеральной службы государственной статистики, уменьшение численности, проживающих в российской деревне, происходит в основном за счет естественной убыли (превышения смертности над рождаемостью).

В этой связи выработка концепции устойчивого развития сельских территорий, решение проблемы изменения численности трудоспособного населения сельской России представляется крайне актуальной. В силу этого для выработки действенных мер аграрной политики и решения проблем социального развития села требуется более обстоятельный анализ демографических показателей.

Для выхода из демографического кризиса необходимо, в первую очередь, решить проблему трудовой занятости на селе. Для того чтобы способствовать повышению доходов и улучшению качества жизни сельского населения, необходимо усовершенствовать системы регулирования занятости населения. Без создания социально равных условий жизни итрудовой деятельности между селом и городом невозможна оптимизация функционирования села как социально-территориальной подсистемы общества [5]. Необходимо продолжить работу по развитию социальной инфраструктуры села, по обеспеченности населения благоустроенным жильем, доступной и качественной медицинской помощью, наличием образовательных учреждений и объектов социально-культурного назначения, газификации населенных пунктов, наличию асфальтированных дорог и др.

Необходимо продолжить работу по изменению принципа господдержки, которая должна носить целевой характер и затрагивать все стороны сельского бытия. В сельских территориях необходима кардинальная перестройка социальной и трудовой сферы, которая станет возможна при внедрении в инновационных технологий в процессы производства и управления. Ключевыми задачами модернизации демографической и экономической политики села являются привлечение инвестиционных и предпринимательских потоков, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитие здравоохранения и социокультурной сферы.

Теперь рассмотрим эту проблему с точки зрения здравоохранения. На демографические показатели страны большое влияние оказывают факторы окружающей природной и социальной среды. Такие факторы, как атмосферное давление, температура и влажность воздуха, вспышки на солнце, скорость ветра и различные катаклизмы могут оказывать отрицательное влияние на людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, смертность от которых в последние годы достигает более 50%. Поэтому развитие здравоохранения является неотъемлемой частью развития страны, которая стремится к сохранению населения. Для этого необходимо повысить доступность медико-профилактической помощи и удовлетворить потребности населения в дорогостоящем медицинском оборудовании. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации в большей мере построена на профилактике заболеваний и основными её принципами являются: проведение профилактических мероприятий (вакцинации, профилактические осмотры, санаторно-курортные профилактики, планирование семей, диспансеризация); общие мероприятия (отчистка воздуха, фильтрование вод, витаминизирование, йодирование и фторирование пищи).

Ниже приведены основные причины смертности в РФ за 2017 год в сравнении с 2016, а также соотношение смертности и рождаемости в различные периоды времени.

Структура смертности людей трудоспособного возраста, число случаев

Показатель

2016

2017

Болезни сердечно-сосудистой системы

904 055

531 253

Злокачественные образования

295 729

171 994

Внешние причины ( несчастные случаи, самоубийства, ДТП и т.п.)

167 543

90 214

Болезни органов пищеварения

56 283

56 402

Болезни органов дыхания

38 564

41 737

Демографические показатели рождаемости и смертности в России

Год

Население,

чел.

Родившихся,

чел.

Умерших, чел.

Естественный прирост, чел.

Общий прирост, чел.

Рождаемость, %

Смертность, %

2010

142.833.502

1.761.687

2.010.543

−248.856

96.000

12,3

14,1

2011

142.865.433

1.788.948

2.028.516

−239.568

31.000

12,5

14,2

2012

143.056.383

1.796.629

1.925.720

−129.091

191.000

12,6

13,5

2013

143.347.059

1.902.084

1.906.335

−4.251

291.000

13,3

13,3

2014

143.666.931

1.895.822

1.871.809

24.010

320.000

13,2

13,0

2015

146.267.288

1.942.683

1.912.347

30.340

2.600.357

13,3

13,1

2016

146.544.710

1.940.579

1.908.541

32.040

277.000

13,3

13,0

2017

146.804.372

1.888.729

1.891.015

−2.286

260.000

12,9

12,9

Список литературы:

1. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Формирование жизненных стратегий сельской молодежи: тенденции и возможности государственного влияния // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2012. - № 4. - С. 152.

2. Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России / И.Е. Абрамова // Власть. – 2008. – № 10. – С. 76-80.

3. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // - Зерноград. – 2011. – С. 112.

4. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // - Зерноград. – 2011. – С. 112.

5. Абрамова И.Е. Механизмы формирования и реализации государственной аграрной политики России в современных условиях / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2007. - № 3. – С. 154-161.

6. Абрамова И.Е. Приоритеты развития государства и национальные интересы в контексте развития сельских территорий / И.Е. Абрамова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 199-205.

7. Абрамова И.Е. Государственная региональная и муниципальная политика как фактор стабильного развития России / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - №2. – С. 7-10.

8. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.

9. Тимейчук Л.Н. Здоровьесбережение населения как фактор социально-экономического развития страны / Л.Н. Тимейчук // Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону. – 2017. – С. 601-605.

10. Керимов А.А. Роль образования в формировании экологической культуры у молодежи / А.А. Керимов // Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону. – 2017. – С. 405 – 409.

11. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. - М., 2005.

12. Статистика смертности в России [Электронный ресурс]. URL: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/statistika-smertnosti-v-rossii/ (дата обращения 25.02.2018).

Просмотров работы: 153