X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     











АРХИВ "Студенческий научный форум"

РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Назмутдинов Т.Р., Валиев М.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Новые формы военных действий, реализуемые СшА и странами блока НАТО в рамках концепции сетецентрических операций, стали возможными благодаря широкому применению в военных системах современных радиоэлектронных и информационных технологий и созданию на их основе интегрированных информационно-управляющих систем. Это обеспечило качественный скачок в эффективности применения обычных вооружений, характеризуемый существенным (в два шесть раз) повышением оперативности управления войсками и оружием и боевого потенциала ударной группировки войск. Вместе с тем высокая насыщенность радиоэлектроникой систем управления войсками (оружием) и разведки вооруженных сил передовых стран делает эти системы уязвимыми для средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). При этом именно РЭБ в асимметричном ответе может свести на нет преимущество вооружений наиболее развитых зарубежных государств перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ). В условиях использования современных информационных, телекоммуникационных и радиотехнологий в системах военного и государственного управления страны актуальными являются задачи обеспечения их устойчивого функционирования с позиции электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и защиты от технических средств разведки противника. Современный уровень развития отечественной системы РЭБ не в полной мере удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям и техническому уровню радиоэлектронных систем и средств ведущих зарубежных стран. Это обстоятельство предопределило необходимость как организационно-структурного реформирования системы РЭБ, так и качественного изменения ее технического облика на основе создания техники РЭБ нового поколения.

Основные факторы, определяющие актуальность развития системы РЭБ РФ Глубокое проникновение информационных технологий во все сферы деятельности государства Увеличение отрыва ведущих государств в области радиоэлектронного вооружения Обострение борьбы в информационной сфере и активизация захвата радиочастотного ресурса Недостаточный уровень координации и взаимодействия ФОИВ по вопросам РЭБ Использование средств РЭБ обеспечивает решение задач по дезорганизации систем управления войсками и оружием противоборствующей стороны в минимальные сроки и с минимальными затратами Значительный вклад сил и средств РЭБ в борьбу с современными средствам и самонаводящегося оружия, а также оружия, использующего в качестве управления геофизическими процессами электромагнитное излучение Факторы, определяющие необходимость развития системы РЭБ РФ 2 Система РЭБ Российской Федерации Подсистема управления (ПУ) Основной компонент системы РЭБ Обеспечивающий компонент системы РЭБ Межведомственные координационные органы Органы и ПУ ВС, других войск, воинских формирований и органов ПУ специализированных структурных подразделений ФОИВ Войска РЭБ ВС, включающие: стратегическую систему радиопомех ВС; соединения, воинские части и подразделения РЭБ военных округов и родов войск ВС Силы и средства РЭБ ФОИВ Межведомственная система КТК Предприятия и организации ОПК, осуществляющие разработку и производство техники РЭБ Межведомственная система сервисного обслуживания и ремонта техники РЭБ Межведомственная система испытаний техники РЭБ Специализированные средства РЭБ, установленные на образцах ВВСТ Межведомственная многоуровневая система подготовки (переподготовки) специалистов РЭБ Единая сеть электросвязи Российской Федерации Объединенная автоматизированная система связи ВС Военно-научный комплекс Состав и структура системы РЭБ Российской Федерации прежде всего высокоточного оружия РЭБ, техники РЭБ на новых физических принципах, беспилотных летательных аппаратов РЭБ. Следует подчеркнуть, что повторение практики зарубежных государств в разработке перспективного вооружения, как показывает ретроспективный анализ, является малоэффективным и приводит к увеличению существующего разрыва в уровнях развития конфликтующих систем.

Именно поэтому развитие системы РЭБ Российской Федерации относится к приоритетным направлениям политики государства в области национальной безопасности, что обусловлено рядом факторов. Основополагающим документом, определяющим приоритетность создания и направления развития системы РЭБ Российской Федерации, являются «Основы политики Российской Федерации в области развития системы радиоэлектронной борьбы на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 9 января 2012 года. При этом система радиоэлектронной борьбы Российской Федерации рассматривается как организационно, технически и информационно взаимосвязанная совокупность органов управления, войск, сил и средств РЭБ, научно-исследовательских, испытательных и учебных организаций (учреждений), предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности, осуществляющих исследования, разработку, испытания, производство, ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание техники РЭБ. Целью политики Российской Федерации в области развития системы РЭБ определено создание эффективной межведомственной многофункциональной системы РЭБ как одного из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности и обороны государства. В качестве приоритетных направлений политики Российской Федерации в области развития системы РЭБ определены следующие: совершенствование государственного регулирования и контроля за развитием и функ-ционированием системы РЭБ в мирное и военное время; интеграция системы РЭБ с государственными системами обеспечения национальной безопасности; создание высокоэффективной техники РЭБ нового поколения на основе реализации инновационных направлений ее развития; совершенствование научно-производственной базы предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание техники РЭБ; развитие военно-научного комплекса и системы профессиональной подготовки специалистов в области РЭБ; расширение военно-технического сотрудничества в области РЭБ, повышение экспортного потенциала техники РЭБ. К настоящему времени в интересах создания перспективной системы РЭБ выполнен достаточно большой объем работ и создана основа нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок ее строительства и развития. К основным мероприятиям и работам в данном направлении за последнее десятилетие следует отнести следующие: в Вооруженных Силах Российской Федерации созданы войска РЭБ, которые являются ключевым элементом системы РЭБ; сформирована Межведомственная комиссия по планированию и координации развития систем РЭБ Российской Федерации; в войсках РЭБ ВС РФ созданы база хранения и ремонта средств РЭБ, центр подготовки младших специалистов и боевого применения частей РЭБ; завершено формирование интегрированных структур, отвечающих за развитие и совершенствование техники РЭБ, и определены головные организации от оборонно-промышленного комплекса по научно-техническому сопровождению работ в интересах создания техники РЭБ. Реализация перечисленных направлений позволит создать к 2020 году межведомственную многофункциональную систему РЭБ Российской Федерации, обладающую достаточным потенциалом для решения задач по радиоэлектронному уничтожению противника во всех сферах, а также по радиоэлектронной защите своих войск и объектов в мирное и военное время.

Использованные источники

  1. Перспективы развития радиоэлектронной борьбы Российской Федерации на 2020г http://docplayer.ru/28697428-Perspektivy-razvitiya-sistemy-radioelektronnoy-borby-rossiyskoy-federacii-na-period-do-2020-goda.html;

  2. Средства радиоэлектронной борьбы в современной войне https://kret.defence.ru/article/2028/

  3. Средства радиоэлектронной борьбы. Новейший российский комплекс радиоэлектронной борьбы http://fb.ru/article/176633/sredstva-radioelektronnoy-borbyi-noveyshiy-rossiyskiy-kompleks-radioelektronnoy-borbyi