X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТИ (Ф) СВФУ
Богдашина Л.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Активизировалось внимание к здоровому образу жизни, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [1].

Неотъемлемой частью здорового образа жизни является поддержание своего физического благополучия.

Физическое благополучие – это состояние, при котором человек максимально удовлетворен возможностями своего тела, организма, может преодолевать значительные физические и психические нагрузки и, при этом, сохранять работоспособность, отсутствие хронических заболеваний, редкие проблемы с самочувствием. То есть физическое благополучие обусловливает жизнеспособность организма человека.

Для поддержания физического благополучия в исторической практике физической культуры разработано и внедрено огромное количество средств, среди которых выделяются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы [2].

Систематически применяемые средства физической культуры и спорта являются важными инструментами для поддержания здоровья как источника красоты, сохранения молодости, которая не зависит от паспортного возраста, залога долголетия, которому сопутствует творческий трудовой подъем.

Многообразие сочетаний индивидуального использования оздоровительных средств студентами позволяет условно выделить среди них четыре типа [1].

Наиболее многочисленную группу составляют студенты, которых можно отнести к индифферентному типу. Студенты этого типа физические упражнения выполняют от случая к случаю, редко используют закаливание, самомассаж, аутогенную тренировку. В то же время они часто обращаются к лекарствам при ухудшении самочувствия. Также для них нехарактерно использование негативных средств. Опасность для этих лиц заключается в том, что при наличии неблагоприятных жизненных условий и учебной деятельности индифферентный стиль поддержания здоровья может преобразоваться в фактор риска.

Другую группу можно отнести к избирательному типу. Характерной особенностью в этой группе является преобладание двигательной деятельности, регулярное питание, закаливание. Другие компоненты здорового образа жизни ими практически не используются.

Третья группа – пассивно-ограниченный тип ориентирована на использование регулируемого питания и приём лекарств. У студентов этой группы отмечается отсутствие целенаправленной двигательной активности и важных средств организации здорового образа жизни.

Четвёртая группа - студенты, избравшие комплексный тип использования элементов здорового образа жизни. Для них характерно многообразие сочетаний различных компонентов оздоровительной деятельности.

Первые три типа оздоровительной жизнедеятельности не вполне гармоничны и в силу ограниченного содержания и влияния на здоровье являются малоэффективными.

Целью нашего исследования является изучение отношения студентов ТИ (ф) СВФУ к использованию средств поддержания их физического состояния.

В исследовании приняли участие студенты дневного отделения Технического института филиала Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри в количестве 75 человека, в том числе 42 юноши и 33 девушки.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, анализ и математическая обработка данных.

По результатам проведенного исследования нами были выделены средства поддержания физического состояния студентами, которые мы условно разделили на три группы (табл. 1).

Таблица 1 – Средства поддержания физического состояния студентами

П/п

Средства

Признаки, % ответов

Систематически используются

От случая к случаю

Практически не используются

1

Встречающиеся

Физические упражнения

42,7

40,0

17,3

2

Редкие

Питьевой режим

Занятия на тренажерах

Обычные лекарства

Массаж

Курение

Рациональное питание

Закаливание

Голодание

Алкоголь

34,7

26,7

21,3

18,7

12,0

13,3

12,0

10,7

9,3

28,0

36,0

52,0

33,3

16,0

66,7

34,7

20,0

16,0

37,3

37,3

26,7

48,0

74,7

20,0

53,3

69,3

74,7

3

Очень редкие

Разгрузочная диета

Психотерапия, аутогенная тренировка

Нетрадиционные медицинские средства (гомеопатичиские, народной медицины, иглотерапия)

Наркотики

6,7

5,3

2,7

0,0

20,0

12,0

9,3

2,7

73,3

82,7

88,0

97,3

Это - встречающиеся, часто используемые в жизнедеятельности (43%) - физические упражнения; редкие, используемые от случая к случаю (9-35%) – питьевой режим, занятия на тренажерах, обычные лекарства, массаж, курение, рациональное питание, голодание. В группе очень редких средств (до 7%) отмечены алкоголь, разгрузочная диета, психотерапия, аутогенная тренировка, нетрадиционные медицинские средства, наркотики.

Полученные данные свидетельствуют о том, что очень часто используемыми средствами у молодых людей, являются физические упражнения. В то же время можно отметить отсутствие активных усилий студентов по поддержанию своего физического состояния такими простыми и доступными средствами, как самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка, т.к. они редко используются студентами. Наличие в арсенале средств регулирования физического состояния курения и алкоголя, как редких, указывает на ограниченный выбор средств студентами.

Анализ полученной информации свидетельствует о недостатке имеющихся знаний у студентов по поддержанию своего физического состояния, которые необходимы для их использования в повседневной жизнедеятельности и укрепления здоровья. В связи с чем, в образовательной подготовке следует направить усилия на формирование валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Список используемой литературы

1. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.

2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.