БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Приходько К.В. 1, Мулюков Р.Р. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиции и воинские ритуалы формировались веками и проводились и в повседневной жизни войск, и в быту, и в процессе обучения и воспитания воинов. Большая часть воинских ритуалов со временем были узаконены нормативными правовыми актами и стали обязательным элементом в армейскую жизнь.

Следует отметить, что в каждом обществе сформировались собственные традиции, представляя совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, а также отражение богатейшего опыт борьбы и созидания.

Традиции представляют собой некий духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Так традиции, сложившиеся в нашей стране, являются своеобразной летописью всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. На протяжении веков одни из них крепли и развивались – другие постепенно теряли свое значение и отмирали.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и включают в себя устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы общественных отношений в армии и на флоте, в которых отражается специфика порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. Они зарождались во времена образования княжеских дружин, т.е. в то время, когда военная подготовка еще не носила систематический характер, но уже имело такие традиции, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров и другие, исповедуя высокий моральный дух солдат и матросов, вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы.

Величайшей проверкой на патриотизм, на мужество и героизм нашего народа явилась Великая Отечественная война. Как образец патриотизма и героизма наших бойцов и командиров в первые дни войны, вошла в историю стойкость защитников Брестской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов, героические сражения за Одессу, Киев, Севастополь, Москву, Сталинград и Ленинград. Вспоминая тяжелые дни Московской битвы, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [2, с. 43].

Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины – в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Служебно-боевые традиции, как элементы боевого наследия передаются из поколения в поколение.

К основным боевым традициям Вооруженных сил Российской Федерации относят: массовый героизм и мужество в сложные для страны периоды; верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество; уважение к командиру и защита его в бою; презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа; высокая бдительность и неподкупность; верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага; представление отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам, пропаганда их боевого и служебного опыта; забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным, противодействие преступным элементам в строгом соответствии с законом и др. [1]

Важными боевыми традициями являются верность военной присяге, воинскому долгу, любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю. Глубочайшие исторические корни имеет такая традиция, как преданность Родине и своему народу. Измена и трусость считались страшным позором на Руси и карались лишением жизни. Князь Дмитрий Донской говорил, что «честная смерть лучше позорной жизни» [3]. Преданность Родине, народу мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач.

Верность традициям должна проявляться в конкретных делах военнослужащих: в точном соблюдении требований присяги и уставов; в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений; всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка; строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным; не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди товарищей.

Наравне с традициями важную воспитательную роль играют воинские ритуалы, под которыми понимают исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний.

К воинским ритуалам следует отнести: празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. Воинские ритуалы выступают средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В них нашли воплощение героизм, мужество и отвага защитников Родины в боях против врагов России, благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству.

Они охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности, сферу повседневной деятельности. Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому [1].

Строевые смотры, прохождения строем и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов. Один из главных воинских ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Форма одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров [2].

Воинские традиции, ритуалы русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Их воспитательное воздействие заключается в том, что они олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженность при выполнении воинского долга, оказывая тем самым влияние на духовный мир воина, формируя личность во всей ее полноте.

Литература

1. Военный энциклопедический словарь. – М., 2006.

2. Минер В.Л. Церемонии и ритуалы российской армии. – М., 2004.

3. Русские воинские традиции. – М.: Вече, 2010.

Просмотров работы: 3848