X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ МБДОУ ДС №42 «МАЛИНКА»
Русанова, В.И., Резцова Т.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Актуальность проблемы патриотического воспитания говорит о том, что в настоящее время идёт поиск новых более эффективных методов. Нами изучено использование метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников. Одной из особенностей работы является включение в процесс взаимодействия воспитатель (представитель государственной политики в области патриотического воспитания) – ребёнок (объект воздействия) родителей, которые в данном случае являются средством воспитания.

Любой проект начинается с обсуждения инициативной группой целей и значимости всей деятельности; разрабатывается структура реализации мероприятий; осуществляется подбор форм их проведения.

The relevance of the problem of Patriotic education suggests that currently there is a search for new more effective methods. We have studied the use of the method of projects in the Patriotic education of senior preschool children. One of the features of the work is the inclusion in the process of interaction educator (representative of the state policy in the field of Patriotic education) – child (object of influence) parents, which in this case are a means of education. Any project begins with the discussion of the objectives and importance of all activities by the initiative group; the structure of the implementation of the activities is developed; the selection of the forms of their implementation is carried out.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку ребёнок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между детским садом и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Семья как фактор воспитания включает в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Детский сад, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи. Несмотря на ведущую роль государства, воспитание патриотизма все-таки начинается с семьи. Именно мама с папой закладывают в ребенке основные качества, определяющие его как личность. Одной из приоритетных задач является формирование картины мира, в которой семья имеет важное значение. Чувство любви к родине начинается с хорошего климата в семье. Будущие защитники отечества должны понимать, что защита семьи, в которой все любят друг друга — задача каждого гражданина России, вне зависимости от пола и возраста. Этот пункт воспитания самый важный. Он может не являться целью родителей воспитать патриота, но при этом создаёт плодотворную почву для формирования людей с большим будущим.

Проектная деятельность позволяет активно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Активность участия родителей в процессе определяется только наличием мотивации. Поэтому на первом этапе реализации проекта рекомендуем использовать такие формы работы как составление семейных альбомов, папок – передвижек, стен-газет на тему «Имя, или что я значу?». Необходимая информация общедоступна, и для родителей не составит особого труда создать совместный «продукт». Здесь могут использоваться не только фотографии и толкование имени ребёнка, но и всех членов семьи. Наряду с фотографиями можно использовать рисунки, на которых ребёнок запечатлевает образ значимых для него людей. Очень важно в этот момент обратить внимание родителей, фотографии и рисунки могут отражать текстовые определения, которые должны быть сведены к минимуму, быть доступными для понимания ребёнком.

Результат, ради которого организуется вся деятельность, представляется на итоговом мероприятии. Формы проведения могут быть разные, главное, чтобы воспитанники имели возможность представить свой результат родителям, сверстникам, педагогам. Хотим обратить внимание на защиту проектов. Дети ждут этого момента с особым волнением, порою не у всех удается подготовиться вовремя. Да это и не нужно. Здесь важно чтобы все воспитанники почувствовали свою значимость в мероприятии. Пусть выступающих будет 6 человек, а перерывы между выступлениями можно заполнить фокусами (подготовленными родителями), играми, чтением патриотических стихов, исполнением любимых в семье народных песен, где могут проявиться все остальные участники. Для этих воспитанников только усилится стремление участвовать в проектной деятельности, вовлекая родителей. В этом случае педагогу нужно обратиться к родителям ребёнка, желающего участвовать, мотивировать на оказание помощи своему ребёнку в его личностном развитии. Тематика проектов по патриотическому воспитанию старших дошкольников разнообразна и зависит от интересов и возможностей участников. При большом количестве участников организуются недели презентаций. Мы предлагаем в вечерний период в спокойной обстановке, дошкольникам представить свои «презентации» друзьям. Таким образом, организуются микрогруппы, где ребёнок ощущает свою важность, значимость ещё больше.

Одной из наиболее популярных форм при реализации проекта оказалось составление «Книги рассказов нашего детства». На одном из занятий возникла ситуация, когда перед детьми стоял выбор нравственного принятия решений. При обсуждении вариантов ответов детей, один из воспитанников спросил педагога, а как бы вы поступили? На этот момент мы имели возможность представить решение проблемной ситуации своим опытом, облачив его в художественное повествование. Детям понравилось. Они еще несколько раз просили рассказать эту историю. Эта мысль навела нас на использование таких рассказиков в образовательных целях. Только где взять сюжеты, значимые для детей? Мы решили обратиться к родителям. Так и родился проект «Истории из детства». В начале, как это бывает, участие принимали только самые активные родители. Одни приносили рассказы на листках из тетради, а другие создавали целые книжки. Постепенно интерес детей подогревал родителей и вскоре к нам стали попадать рассказы из детства бабушек и дедушек. А книга продолжала увеличиваться. Этот проект растянулся во времени и не завершён. Каждый имеет право представить свой рассказ на суд слушателей (читателей) и вложить в «Книгу нашего детства».

Таким образом, метод проектов с активным участием родителей актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Позволяет становлению понимания ребёнком, что уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личный рост и самореализацию. Такие проекты позволяют генерировать нестандартность действий, развивают оригинальность мышления. Возможности дошкольников в создании «продуктов» проектов значительно ограничены, и здесь участие родителей приобретают многостороннюю значимость. В каждой творческой работе можно проследить развитие истории страны, преломленную через призму жизненной ситуации конкретной семьи. И это является самым ценным для дошкольника в рамках патриотического воспитания. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю.

Организуя опытную работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников, в первую очередь, мы выявили у них уровень сформированности патриотических представлений. На формирующем этапе был реализован проект на тему «Мой город – моя малая родина», состоящий из микропроектов. В ходе каждого микропроекта реализованы итоговые мероприятия, где дети представляли результат своей деятельности. Одним из показателей эффективности проектной деятельности с участием родителей является активность участников.

Мы подтвердили мнение, что проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания, и считаем, что привлечение родителей в образовательную деятельность позволяет качественно повысить уровень формируемых представлений.

Теоретическое исследование методов обучения и воспитания дошкольников позволило нам предположить, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если будет применяться технология проектной деятельности.

Для подтверждения гипотезы нам необходимо было определить уровень сформированности патриотических чувств старших дошкольников; выявить влияние проектной деятельности на воспитание патриотических чувств старших дошкольников; провести сравнительный анализ результатов исследования.

В качестве базы исследования нами были выбраны дошкольники и муниципального бюджетного дошкольное образовательное учреждения детский сад №42 «Малинка» города Старый Оскол, в количестве: 9 девочек, 16 мальчиков. Детский сад реализует основную образовательную программу, разработанную на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

План проведения нашего экспериментального исследования предусматривает три основных этапа.

На констатирующем этапе исследования нами была поставлена цель: определение уровня сформированности патриотического воспитания старших дошкольников.

Педагогическое исследование начали с изучения уровня сформированности патриотического воспитания дошкольников. Для этого опираясь на содержание психолого-педагогической работы в рамках раздела «Ознакомление с социальным миром»1, нами модифицирована методика мониторинга нравственно-патриотического воспитания дошкольников Марцинковской Т.Д. по выявлению уровня сформированности патриотического воспитания старших дошкольников (Приложение 1.). Детям были предложены три задания. Для обработки результатов разработан диагностический инструментарий и качественная характеристика уровней.

Задание №1. Цель: выявить уровень развития представлений воспитанников о своем городе, области, стране.

Ребенку предлагается ответить на серию вопросов «Моя Родина».

Критерии оценки:

3 балл - ребенок правильно отвечает на вопрос;

2 балл - ребенок правильно отвечает на вопрос, при помощи наводящих вопросов педагога;

1 балл- ребенок затрудняется с ответом.

Задание №2 «Найди картинку». Цель: выявить уровень развития представлений воспитанников о символике своей страны, края, города.

Воспитанникам задаются вопросы и для ответа предоставляется серия картинок по подгруппам (флаги, гербы, президенты, губернатора области и мера города) из которых можно выбрать соответствующую.

Критерии оценки:

3 балл - ребенок правильно выделяет все 9 карточек, дополняя ответ комментариями;

2 балл - ребенок правильно выделил 6-7 карточек, использует помощь педагога.

семьи (бабушка, дед…), его имя (отчество), может рассказать каким видом деятельности занимается (занимался), интересные факты из жизни.

Критерии оценки:

3 балл- ребенок построил более трёх ярусов, при этом называя члена Воспитанникам предлагается построить «Пирамиду», где в основании находятся самые старшие, а наверху - самые младшие.

Задание №3 «Пирамида». Цель: выявить уровень развития представлений воспитанников о семье.

1 балл - ребенок правильно выделил до 3-х карточек, активно

пользуется помощью педагога или затрудняется с выбором;

2 балл - ребенок построил три яруса, называет всех членов семьи, затрудняется с определением их социальной значимости;

1 балл- ребенок построил менее трёх ярусов, называет ближайших родственников, затрудняется с комментариями.

Общий уровень имеющихся патриотических знаний у дошкольников представляет средний балл по заданиям.

Критерии уровней (средний балл):

2,75 – 3 балла – высокий уровень;

1,95 – 2,7 балла - средний уровень;

1 - 1,9 балла – низкий уровень.

Полученные данные (Приложение 2.) проанализированы и представлены на рис.2.1.в виде диаграммы, на которой изображены показатели развития уровня патриотических представлений воспитанников на начальном этапе.

Уровень развития патриотических представлений старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

Рис. 2.1.

На рис. 2.2. представлен общий уровень сформированности патриотических знаний дошкольников на констатирующем этапе исследования.

Рис. 2.2.

В результате изучения уровня знаний по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы выявили, что в группе испытуемых доминирует низкий уровень знаний по патриотизму и составляет 56%. Средний уровень знаний детей по патриотическому воспитанию составляет 41% испытуемых, отсутствуют в данной группе воспитанники с высоким уровнем знаний по патриотическому воспитанию (Рис. 2.2.).

Все ответили на вопрос о том, в какой стране мы живем, однако, у 48% детей вызвал затруднение вопрос о столице нашей Родины (дети называли город, в котором родились или г. Белгород, или отвечали, что не знают). Только 8 % детей смогли ответить на вопрос о том, как называются люди, которые живут в нашей стране. 40 % детей ответили, что наша область называется Белгородская. 88% детей правильно ответили на вопрос о том, в каком городе мы живем. 68% детей смогли ответить на вопрос о том, в каком микрорайоне они живут, однако, испытали трудности с названием микрорайона, в котором находится детский сад. Из всех достопримечательностей нашего города дети смогли назвать лишь парк культуры и отдыха «Быль» (и то не все дети смогли назвать даже его).

Большинство детей ответили, что с родителями они посещали развлекательные центры, десять детей отметили, что посетили городской зоопарк. Большинство детей затрудняются в ответах на вопросы про символику области и нашего города.

Анализ результатов изучения уровней сформированности умений и навыков патриотической воспитанности в группе испытуемых позволил нам прийти к следующим выводам: доминирующим является низкий уровень сформированности умений и навыков патриотической воспитанности и составляет 55%, наименее представленным в группе испытуемых является высокий уровень и составляет 4%.

Таким образом, в результате изучения уровней сформированности патриотического воспитанности мы выявили, что в своем поведении дети мало проявляют интереса к объектам патриотического воспитания, не испытывают особой любви к Родине, к природе родного края, хотя явно выражена любовь к близким, и способность сочувствовать окружающим.

Для воспитания патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность в процессе взаимодействия педагогов и родителей воспитателями МБДОУ «ДС №42 «Малинка» разработан проект «Мой любимый город – моя малая родина» в ходе которого, запланировано восполнить пробелы в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Анализ полученных данных констатирующего этапа позволил определить цель формирующего этапа: организовать взаимодействие педагогов и родителей в ходе проектной деятельности направленной на патриотическое воспитание дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. Подготовить и реализовать проект «Мой любимый город – моя малая родина».

  2. Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;

  3. Вызвать интерес к данному виду деятельности, как у детей, так и у родителей.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, и итоговый.

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: “Как назвали наши далекие предки город, в котором мы живем? Как называют людей, которые проживают в этом городе? Как называется микрорайон, на котором находится наш детский сад? Почему он так называется?”, дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.

Затем мы определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациями к специалистам ДОУ. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).

Были проведены родительские собрания, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями. Так как проект назывался «Мой любимый город – моя малая родина» темы приблизительно были следующие: «Достопримечательности города», «Улицы города», «Транспорт города», «Музей и кинотеатры города», «Моя 7-я» и т.д.

Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.

Следующий второй этап это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, посещали выставки.

На данном этапе проведения эксперимента нами так же были проведены: познавательные занятия: «Родной город», «История возникновения родного города», «Достопримечательности родного города», «Памятники родного города», «Предприятия родного города», «Микрорайон в котором я живу»; творческие рассказы, чтение художественной литературы, конкурс пословиц и поговорок: «Делу - время, потехе – час», заучивание стихов, оформление игротеки: дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живёт в реке», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник»; сюжетно – ролевые игры: «Защитники Родины», «Экскурсии по городу»; подвижные, речевые игры; рисование на тему «Улицы родного города»;

Третьим этапом стала презентация проектной деятельности. Провести презентацию было решено в форме КВН, где участников эксперимента поделили на две команды: дети – «Молодые Старооскольцы», родители – «Коренные Старооскольцы». Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были, специалисты и педагоги ДОУ, а так же родственники участников. Задания были интересными и разнообразными, дети вместе с родителями отвечали на вопросы, вспоминали пословицы и поговорки, пели частушки. Завершением презентации было награждение команд.

В завершении опытно - экспериментального исследования с целью проверки эффективности используемых методов и форм работы педагогов и родителей по воспитанию патриотических чувств, были предложены те же

задания, что и в начале исследования.

Задачи:

- определить, насколько эффективна проектная деятельность с участием родителей в воспитании патриотических чувств;

- выявить, насколько активно дошкольники стали проявлять интерес в рамках патриотического воспитания.

Результаты диагностики показали (Приложение 3.), что проектная деятельность оказала наибольшее влияние на формирование представлений о семье (динамика уровня составила – 33%), на достаточном уровне сформированы представления о символике (динамика уровня составила – 27%). Наименьшую динамику уровней выявили по вопросам формирования представлений о достопримечательностях и памятных местах – от 11% до 17%, на наш взгляд формирование данных представлений требуют более длительного времени и непосредственного изучения. Предполагаем, возможность введения интерактивных экскурсий в рамках проекта даст более высокий результат.

Уровень развития патриотических представлений старших дошкольников на контрольном этапе исследования

Анализируя динамику роста общего уровня развития (Рис. 2.3.), можно сделать вывод, что общий уровень сформированности патриотических представлений претерпел качественные изменения. Следовательно, проектная деятельность с участием родителей оказала эффективное влияние на развитие патриотизма у старших дошкольников (динамика общего уровня составила – 30%). Но 4% от общего количества патриотических представлений у дошкольников остались, сформированы на низком уровне. Проведя качественный анализ, мы выяснили, что у одного воспитанника динамика уровня составила 21%, в силу его индивидуальных особенностей развития на данном этапе работы этот результат можно считать положительным.

Общий уровень сформированности патриотических представлений старших дошкольников

Рис. 2.3.

Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в патриотическом воспитании детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт поисковой деятельности, взаимодействия с источниками информации, развивается умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Дети, участвовавшие в проектной деятельности стали проявлять творческую активность в познании окружающего мира; самостоятельны и гибки в принятии решений; сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Участие родителей в проектной деятельности дошкольного учреждения позволило активизировать познавательный интерес детей, персонифицировать получаемые знания и опыт. Условия, создаваемые в рамках проекта, стимулировали родителей к выработке гражданской позиции, где ведущим становится пример взрослого. Тесный контакт педагогов и коллективом родителей позволил осознать индивидуальность собственного ребёнка, особенности его развития и самобытность. Общность интересов, мышления не только на генетическом, но и духовном уровне. Для воспитанников такое творческое сотрудничество подкрепленное вниманием родителей к процессу позволило сформироваться базовым патриотическим понятиям, становлению представлений о значимости каждого человека, события в жизни страны, тем самым заложило основной фундамент в становлении личности с активной патриотической позицией.

Таким образом, исследование показало, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если будет применяться технология проектной деятельности и в этой работе будут принимать участие не только педагоги но и родители дошкольников.

Педагогическое исследование воспитания патриотических чувств старших дошкольников показало, что в детском саду ведётся целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников. Эта работа осуществляется, не только в ходе организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, но и повседневной жизни.

Библиографический список

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.

  2. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2014. - 510 с.

  3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.

  4. Психолого- педагогическая диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста / сост. Т. М. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.

  5. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М.: 2014. - 630 с.

  6. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие/ В.И. Турченко.- М.: ФлИнТа, 2013. - 256 с.

  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: АСА, 2001. — С.12