ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Ракульцева Н.Г. 1
1БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа посвящена проблеме реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных образовательных организациях. Актуальность темы заключается в поиске наиболее эффективных форм и методов реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

This work is devoted to the problem of implementation of the Federal state educational standard in preschool educational institutions. The relevance of the topic is to find the most effective forms and methods of implementation of the Federal state educational standard of preschool education.

Введение ФГОС дошкольного образования это длительный процесс, и начинать работу необходимо в первую очередь с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. [3, с. 12]

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

  • организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

  • кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

  • финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом из выше изложенного следует, что внедрение ФГОС в дошкольном образовании должно быть организовано по определенным направлениям. Охарактеризуем их.

Организационно-управленческое направление.1) Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов. 2) Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. 3) Приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения. 4) Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. 5) Организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать переходу на ФГОС. 6) Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования. 7) Организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерным образовательным программам. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности предметно-пространственной среды ДОО. 8) Разработка Положения о результатах освоения ООП. 9) Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. 10) Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС. 11) Организация отчетности по внедрению ФГОС [3, с.14].

Кадровое обеспечение внедрения ФГОСпредполагает следующие мероприятия.1) Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к реализации ФГОС. 2) Разработка плана методического сопровождения педагогов. 3) Создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. 4) Создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС. 5) Определение наставников для молодых педагогов в ДОО. 6) Участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования. 7) Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. [4, с. 18].

Создание материально – технического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образованияпредполагает следующие мероприятия:

1)Мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования.

2)Обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений.

3) Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.

4) Методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой.

5) Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога.

6) Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,вариативной,доступной, безопасной.

Создание организационно - информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образованияможет включать:1) Размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС. 2) Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС. 3) Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования. 4) Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС. 5) Подготовка публикаций из опыта работы ДОО [4, с.19].

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОСвключает: 1) Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов. 2) Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий). 3) Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг [5, с. 4].

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы внедрение ФГОС в дошкольное образование было успешным в первую очередь должны быть созданы педагогические условия: психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические. Также должно осуществляться руководство педагогами по изучению нормативных документов. Не просто информирование, а использование интерактивных методов обучения, создания условий для самостоятельного добывания знаний, приведение примеров из практики, иллюстрирующих отдельные техники взаимодействия с детьми. Работа по внедрению ФГОС должна строиться прежде всего на базе уже имеющихся знаний и опыта педагогов. Еще одним педагогическим условием эффективной реализации ФГОС в дошкольных учреждениях является решение вопроса преемственности разных уровней образования.

Таким образом наш анализ выявил ряд необходимых педагогических условий внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации: кадровое обеспечение, финансово-экономическое обеспечение, информационное обеспечение, методическое обеспечение.

Проанализировав теоретические и методические основы исследований внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации можно сделать вывод:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – новый тип документа, который учитывает традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

2. Введение и реализация ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания ее значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учет индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. Содержание требований Стандарта включает в себя все основные требования дошкольного образования. Прежде всего, обеспечение условий, возможностей для полноценного проживания каждым ребенком всех этапов детства (младенчество, раннего и дошкольного). Стандарт также подчеркивает, что необходимо каждому ребенку, учитывая именно его особенности развития, обеспечить возможность обогащения (амплификации) развития. Педагогу важно понимать, что, опираясь на имеющийся опыт ребенка, его достижения в развитии, необходимо на основе партнерского

взаимодействия, в активной со стороны ребенка, совместной деятельности

позволить ему на протяжении всего дня открывать новые горизонты познания, чувствовать этот мир, его оттенки, понимать собственные состояния, настроения, учиться созидать. Ребенок – субъект (активный участник) образовательных отношений.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить

новое содержание дошкольного образования, условия его реализации

относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Теоретическое изучение проблемы позволило нам проверить наши выводы на практике.

Для подтверждения теоретических выводов на практике, нам необходимо было исследовать реализацию ФГОС на базе дошкольного учреждения. В качестве практической базы исследования нами был определен МБДОУ ДС №66.

В ходе беседы с заведующим МБДОУ ДС №66 «Журавушка» Губатовой Л. Н. выяснили что, осуществлялась активная работа по выполнению мероприятий дорожной карты по внедрению ФГОС ДО. Она проводилась по следующим основным направлениям: нормативно-правовое обеспечение; материально-техническое обеспечение; организационное обеспечение; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; информационное обеспечение.

Изменения в системе дошкольного образования повлекли принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогический коллектив каждого дошкольного образовательного учреждения создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. В этих условиях возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования. Исходя из вышесказанного педагоги МБДОУ ДС №66 разработали свои рабочие программы, благодаря которым могут реализовываться их профессиональные интересы.

Также были организованы мероприятия по изучению и обсуждению проекта ФГОС ДО, целью которых было обеспечить понимание представленных в нем требований к образовательной деятельности в ДОУ. Осуществлен анализ соответствия условий реализации ООП требованиям ФГОС. В ДОУ была составлена дорожная карта, разработан план методического сопровождения введения ФГОС ДО, содержание которого рассматривалось на педагогическом совете.

В связи с переходом на ФГОС ДО и в целях определения готовности МБДОУ №66 к введению ФГОС ДО было проведено самообследование.

На основании приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» рабочая группа МБДОУ провела процедуру самообследования на предмет оценки готовности организации к введению ФГОС ДО.

В процессе самоанализа была проведена оценка соответствия психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых условий реализации Программы требованиям ФГОС ДО. Особое внимание уделялось анализу содержания развивающей предметно-пространственной среды. По результатам проведенной работы были составлены планы корректировки условий реализации ООП требованиям ФГОС.

В ДОУ была создана база нормативно-правового обеспечения, которая включает документы федерального, регионального, муниципального и институционального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. В должностные инструкции, локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС, договоры о предоставлении образовательной услуги с учетом новых нормативно-правовых актов внесены необходимые изменения в соответствии с требованиями Стандарта. В ДОУ была создана рабочая группа по введению ФГОС дошкольного образования. Проделана большая работа по обновлению методического обеспечения: откорректированы перспективные планы по основным направлениям развития детей, составлены циклограммы организации основных видов деятельности с детьми, разработаны рекомендации, памятки по подготовке и проведению разных форм работы с детьми, активно пополняется методическая копилка практических разработок разных мероприятий с детьми и родителями. Организованна работа по непрерывному профессиональному развитию педагогов. С целью повышения результативности педагогического мастерства проводятся педсоветы, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, дискуссионные и круглые столы, консультации, решаются проблемные задачи и практические педагогические ситуации, педагоги участвуют в конкурсах. Все данные свидетельствуют о том, что в дошкольном учреждении имеются все условия для повышения профессионального уровня педагогов. На данный момент дошкольное учреждение обеспечено десятью компьютерами, что дает возможность педагогам использовать ИКТ для расширения их информационного поля, обобщения и распространения педагогического опыта проектирования воспитательных процессов, обучения и дальнейшего развития участников педагогического процесса (педагогов, родителей, детей), моделирования результатов педагогической деятельности, осуществления мониторинга образования, прохождения аттестации.

В целях расширения информационного пространства ДОУ и в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, педагоги ДОУ овладевают новыми информационно-коммуникативными технологиями. Детский сад имеет свой электронный адрес: [email protected]

Наш анализ показал, что в ДОО была проведена большая работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Из беседы с заведующим МБДОУ ДС № 66 Губатовой Л.Н. мы также выяснили, что были приведены в соответствие с действующим законодательством все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения. Среди них документы. Касающиеся непосредственно деятельности педагогов в плане введения ФГОС ДО:

  • Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО;

  • Положение о сайте учреждения;

  • Положение об информационной открытости МБДОУ ДС № 66

  • Подготовка и корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;

  • Разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

  • Приведены в соответствие с ФГОС ДО должностной инструкции работников ДОУ;

  • Разработана и утверждена программа развития ДОУ с учетом требований ФГОС ДО.

Внедрение ФГОС ДО также повлекло за собой изменения в кадровом обеспечение.

Детский сад укомплектован в соответствии со штатным расписанием. Всего в ДОУ педагогических работников 31 человек. Из них: воспитатели-24; педагог-психолог-1; музыкальный руководитель-2; инструктор по физической культуре-1; учитель-логопед-2; художественный работник-1

Укомплектованность педагогическими работниками составляет 100%.

Педагогический стаж педагогов:

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 15 до 20 лет

20 лет и более

6 человек

19%

2 человека

6%

4 человека

13%

13 человек

43%

Образовательный ценз педагогов:

  • высшее образование – 20 человек (64,5%)

  • среднее специальное – 11 человек (35,5%)

Квалификация педагогов: аттестовано всего – 25 человек (80,6%), из них имеют:

  • высшую квалификационную категорию – 17 человек (54,8%);

  • первую квалификационную категорию – 8 человек (25,8%);

  • не имеют категории – 6 человек (19,4%).

В процессе разных форм методической работы педагоги не только глубже вникали в содержание ФГОС, анализируют и обсуждают пути корректировки образовательного процесса, но и нарабатывают практический материал по организации разных видов деятельности в соответствии с обозначенными в ФГОС направлениями развития детей. Воспитателями ДОУ проведена большая работа по информированию родителей о подготовке к введению и порядка перехода на ФГОС ДО, ознакомлению их с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса. Данная работа проводилась как фронтально (на групповых мероприятиях), так и индивидуально, адресно, в зависимости от потребностей и желания родителей. Необходимая информация для родителей была размещена на сайте ДОУ.

Одним из показателей внедрения ФГОС в практику работы ДОО является хорошо развитая материально-техническая база ФГОС ДО. Анализ данного направления показал, что, в учреждении функционирует 12 групп, медицинский кабинет, методический кабинет с разнообразным материалом и пособиями в соответствии с ООП ДО, кабинет педагога-психолога.

Регулярно предметно-пространственная среда групп пополняется в соответствии с тематическими неделями. Она обеспечивает все виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Однако нами было выявлено, что предметно-развивающая среда групп ДОУ оснащена материалами для сюжетной игры на 42%. Полифункциональными материалами на 47%, материалами для игры с правилами на 37%, для изобразительной деятельности на 83%, для конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, двигательной активности на 44%.

Все группы эстетически оформлены в соответствии с требованиями СаНПиНа и ФГОС ДО.

Внедрение ФГОС ДО предусматривает также финансово-экономическое обеспечение.

Источником финансирования МБДОУ ДС №66 являются средства, ежегодно выделяемые из средств городского бюджета на основе бюджетной сметы. Стабильно из районного бюджета выделяются средства на оплату труда работникам МБДОУ, электроэнергию, отопление, водоснабжение, продукты питания.

Информация о размере родительской платы за содержание воспитанников, предоставлении льгот и компенсаций, номерах телефонов необходимых организаций, размещена на информационных стендах МБДОУ, в родительских уголках групп, на сайте МБДОУ.

Важнейшими финансово-экономические принципами внедрения ФГОС ДО являются новая система оплаты труда работников образовательной организации и стимулирование качества.

Вместе с тем существует проблема недостаточного финансирования на средства обучения и воспитания: приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде; приобретение дидактических материалов; приобретение аудио- и видео - материалов; приобретение оборудования; приобретение спецодежды; приобретение игр и игрушек; приобретение электронных образовательных ресурсов; создание развивающей предметно-пространственной среды; приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, оплату услуг связи, связанных с подключением к сети Интернет; приобретение спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря.

Обязательной составляющей внедрения ФГОС ДО является информационное обеспечение введения.

Для обеспечения введения ФГОС ДО:

  • Осуществлено информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ДО на информационном сайте МБДОУ ДС №66.

  • Размещен на сайте МБДОУ ДС №66 публичный отчет.

Педагогами ДОО получена информация через просмотр видеозаписи вебинаров по темам: «Электронные образовательные ресурсы современного педагога (воспитателя и учителя начальных классов)», «Создание предметно – развивающей среды: реализация принципов ФГОС ДО», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности гражданина РФ», «Речевое развитие дошкольников в приобщении к художественной литературе», «ФГОС ДО: игровая культура дошкольников», «Организация и содержание работы с детьми третьего года жизни», «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях ДО», «Системный подход в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников», "Экспериментальная площадка в ДОО", о чем свидетельствуют полученные им сертификаты. В методическом кабинете создана методическая копилка с материалами вебинаров.

Таким образом можно сделать вывод:

1) Коллективом МБДОУ ДС №66 была проведена многоаспектная работа по внедрению ФГОС ДО.

2) Основой данной работы являлся план действий дорожной карты в которой предусматривался ряд мероприятий по следующим направлениям:

Нормативно-правовое обеспечение

- обновление локальных актов образовательной организации в соответствии нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней;

- обновление должностных инструкций работников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- обновление пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих создание условий для введения ФГОС ДО в ДОО.

Методическое обеспечение

- разработка перспективного плана мероприятий методического сопровождения педагогических работников ДОО по вопросам введения ФГОС ДО;

- проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами. Регулирующими реализацию ФГОС ДО;

- организация консультативной деятельности по оказанию психолого-педагогической, диагностической помощи родителям детей раннего возраста, не посещающих ДОО;

- создание и пополнение банка педагогических материалов по реализации ФГОС ДО;

- учет методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО при оснащении МБДОУ ДС №66 «Журавушка».

Кадровое обеспечение

- корректировка плана-графика повышения квалификации педагогических работников в связи с введением ФГОС ДО;

- создание условий для повышения квалификации педагогических работников ДОО по вопросам ФГОС ДО;

- использование лучшего педагогического опыта педагогических работников региона.

Информационное обеспечение

- Участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, вебинарах различных уровней по вопросам ФГОС ДО;

- Освещение введения ФГОС ДО через размещение информации на сайте ДОУ, публикациях в СМИ.

При этом выявлены проблемы: материально-технические, финансово-экономические условия, программно-методическая оснащённость и психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС частично соответствуют для введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Недостаточно учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно- измерительный инструментарий).

Коллективу МБДОУ ДС № 66 предстоит перспективная работа по устранению имеющихся проблемных полей.

Библиографический список

1. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3. - С. 4-13.

2. Волошина Л.Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] / Л.Н.Волошина, Л.В. Серых / Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 32-37.

3. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О.В.Дыбина- М, 2012. – 145 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград, 2015. – 143 с.

5. Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р.В. Микляева. – М., 2013 – 123 с.

6. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013 – 128 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования. [Электронный ресурс] от 17.10.2013 № 1155 Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.

Просмотров работы: 387