Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
Полкова К.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Здоровье студентов является одной из актуальных проблем современного общества. Состояние здоровья - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности [6].

Существует множество факторов, которые могут неблагоприятно повлиять как на физическое, так и на психическое здоровье молодежи. К таким факторам можно отнести: экологическую обстановку, экономический фактор, состояние здоровья выпускников школ, некачественную медицинскую помощь, высокий уровень тревожности и др. Образовательная среда вуза также может являться дополнительным фактором, влияющий на состояние здоровья студентов [3].

Обучение в университете — сложный и достаточно длительный процесс, который характеризуется рядом особенностей и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологическим функциям молодых людей. При поступлении в высшее учебное заведение у студентов происходит нарушение жизненного стереотипа. Начальный период обучения играет существенную роль для адаптационно-компенсаторных механизмов. От него во многом зависит дальнейшее самочувствие студента.

Влияние образовательной среды на здоровье студентов можно выразить через процесс адаптации. Под адаптированностью понимают уровень приспособления человека к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Многие молодые люди, поступившие в вуз, попав в новые условия обучения, испытывают большие психологические и физические перегрузки, которые постепенно могут отразиться на их самочувствии. Процесс адаптации в той или иной степени можно наблюдать у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, а не только у студентов – первокурсников.

Адаптация в высшем учебном заведении – это освоение существующих норм и правил вуза, взаимодействие студентов в учебной группе, с преподавателями и сотрудниками вуза [4].

Анализ литературных источников позволяет выделить три основные формы адаптации студентов: дидактическая, социально–психологическая и профессиональная. Под дидактической адаптацией понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Социально-психологическая адаптация - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Профессиональная адаптация определяет формирование профессиональной направленности личности, т.е. целеустремленное, активное приспособление индивида к характеру и содержанию будущей профессиональной деятельности.

Особое место в качестве фактора, влияющего на здоровье студента, занимает экзаменационная сессия. Экзамены — наиболее трудный и ответственный период в жизни студента. Активная умственная деятельность, сопровождается высоким нервно-эмоциональным напряжением, нередко приводящим к переутомлению, раздражительности. Кроме того, во время экзаменационной сессии значительно сокращается мышечная активность, что в сочетании с эмоциональными перегрузками отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья. Данный период характеризуется тем, что студент начинает испытывать эмоциональное напряжение еще за несколько дней до начала сдачи экзаменов и продолжает его испытывать на протяжении всего времени вплоть до окончания сессии [2].

Во время экзаменационного периода у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Кроме того, подобные эмоции у студентов затрудняют целенаправленную умственную работу. Эмоциональный стресс всегда сопровождается более или менее значительными внешними двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями.

Необходимо отметить, что большое значение в учебный период имеет вегетативная устойчивость организма, она отражает способность организма стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе и образовательной. Вегетативная устойчивость положительно влияет как на состояние здоровья студента, так и на результаты учебно-познавательной деятельности, тогда как вегетативная лабильность (неустойчивость) приводит к формированию различных заболеваний.

Следует уделить внимание психическому состоянию молодых людей, уровню их тревожности, так как этот фактор в значительной степени позволяет оценить комфортность социальной среды.

Таким образом, учебная деятельность студентов, сопровождаемая особенностями учебы в вузе на протяжении всего периода обучения, может оказывать существенное влияние на состояние здоровья студентов. Необходимым условием успешной деятельности студента является создание образовательной среды, способствующей укреплению физического и психического здоровья.

Список литературы:

  1. Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 572-575.

- URL https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 27.02.2018).

  1. Багнетова Е.А., Кавеева И.А., Сафонова В.Р. Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся Среднего Приобья и Зауралья // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 51-54.

  2. Венцова Т.Б. Образовательная среда высшей школы и здоровье студентов// Т.Б.Венцова [Электронный ресурс]. - URL: http://pandia.ru/text/77/193/31007.php (дата обращения: 27.02.2018).

  3. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 240 с. — (Бакалавриат).

  4. Гордашников В.А. Состояние социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у студентов – первокурсников // В.А. Гордашников [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.rusnauka.com/7_NMIW_2009/Medecine/42335.doc.htm

  1. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования /Социальные науки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 4. - С. 197-202.