Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ КАК МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ КАК МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Панькина К.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Этнопедагогике принадлежит большая роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания.

Этнопедагогиканаука, изучающая эмпирический опыт этнических взглядов на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Настоящее время этнический многообразный состав общества ставит перед системой образования задачи:

Объединение едиными ценностями, сплочение многонационального общества; воспитание нравственности, толерантности, взаимоуважение. Актуальной проблемой представляется не только сохранения самобытных культур народов, но и приобщения этнических обществ в условиях начальной школы.

Согласно ФГОС в начальной школе, должно быть ориентировано на становление развития личностных характеристик выпускника :

- любящий свой край и свою Родину, свой народ;

- принимающий и уважающий ценности семь и общества;

- любознательный и заинтересованный в познании мира;

- владеющий знаниями, умениями, навыками;

- развита самостоятельная деятельность;

- доброжелательный, умеющий слушать и выслушать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение;

- владеющий правилами здорового и безопасного образа.

До внедрения Федерального государственного образовательного стандарта существующая система образования в стране недостаточно уделяла внимания сохранению национальных языков, приобщению детей к материальной и духовной культуре своего народа, его обычаям, традициям. В результате - современные дети не знают родную культуру, традиции, речевой этикет, обряды своего народа.

Сегодня для реализации ФГОС многие образовательные учреждения включают в содержание образования традиции, культуру, ценности, которыми люди дорожат. Содержание образования в начальной школе опирается на этнопедагогические традиции народа.

Особое внимание уделяется изучению русской национальной одежды и украшениям на уроках технологии, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях. У русских очень красив национальный костюм. Он считается одним из самых красивых национальных костюмов мира. И в основном это из-за своеобразной вышивки. Художественное оформление вышивки пришло к нам из древности. Национальная одежда является изделием не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изначально в вышивке каждый узор имел свой особый смысл. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы через цвет передают свое настроение и переживание: красный – веселье, зеленый – цвет растений, а голубой – цвет воды и неба. Украшениями для русской женщины являются не только узоры и орнаменты на одежде. Серьги, кольца, перстни, браслеты являются предметами украшения женского туалета. На уроках изучая национальную одежду и украшения, дети сравнивают их, находят сходства и различия, узнают историю их возникновения, из каких материалов сделаны. Каждый ребенок пробует создавать свое изделие, украшение, вышивку. Предпочтение отдают украшениям: нагрудник, серьгам и браслетам, используя при изготовлении бисер, камни, металлические детали.

Ничто так не освещает историю, быт и культуру народа как посещение музеев на территории нашей школы, города. В нашей школе существуют музей: «Родовое древо» - руководитель Карачакова Е. Г., Музейные экспозиции действующих школьных музеев, обладают способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности благодаря их свойствам: информативности (способности нести информацию); аттрактивности (способности привлекать внимание), экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие); репрезентативности (способности отражать действительность в типичных или уникальных чертах).

Изучая на уроках музыки, литературного чтения, колыбельные песни, потешки, песни других народов, танцы, народные сказки, скороговорки дети познают окружающий мир, мир природы. Ведь волшебный мир сказок, интересные фольклорные повествования раскрывали перед ребенком мир добра, любви к родителям, к родной земле. В музыкальных и литературных произведениях многих народов воспевается о природе: птицах, растениях, животных, реках, горах, любви наших предков к природе. Они несут в себе важную воспитательную роль: осознание ответственности перед собой и всем, что нас окружает. Через сказки, песни начинается приобщение ребенка к родному языку, закладываются основы экологического образования.

Таким образом, в нашей школе значительное внимание уделяется приобщению учащихся к истории культуры своего народа, проводятся классные часы, организуются праздники, посвященные традиционной народной культуре с участием родителей. Ученики принимают активное участие в праздниках, узнают больше о том, как жили наши предки, каким ремеслом занимались, чем питались, наши обряды и т.д. Совместная работа с родителями в воспитательной деятельности способствует культурному развитию не только ученического коллектива, но и всех его участников.

Приобщая детей к традиционной культуре своего и других народов мы получаем возможность вложить в развитие духовной и нравственной личности осознанность и ответственность, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей.

Библиографический список

  1. Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 12; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.163 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – (Стандарты второго поколения).

  3. Этнопедагогическое наследие народов России в современном социокультурном пространстве: материалы всероссийской науч.- / науч.ред С.В. Калмыков. –М: Московского госуниверситета, 2014. – 290 с.