X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Ковалева И.В., Васильева В.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа детей с нарушением интеллекта, имеющих в разной степени выраженную общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве. Недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. При определении особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта важно изначально дать определение мелкой моторики и зафиксировать основные закономерности ее развития в онтогенезе.

Моторика определяется классиком отечественной психологии Л. С. Выготским как двигательная активность организма или отдельных органов [1]. Под моторикой понимается последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [2]

Для развития мелкой моторики детей разных возрастов существуем множества различных игр и игрушек , различные массажи, су-джок терапии. Развивать мелкую моторику рук можно начинать с младенческого возраста

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Для детей старше выбор игр увеличивается, под присмотром взрослых можно дать ребенку перебирать различные предметы: пуговицы, крупы. Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы. Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки. Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами. Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка. В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком. Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку. Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

На первый взгляд такие простые игры, но они очень важны в развитии именно мелкой моторики. Использование различных методов на занятиях позволяет корригировать основные недостатки мелкой моторике детей с нарушением интеллекта в легкой и доступной для данной категории детей деятельности.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. – 543 с Сухомлинский В. А. Родительская педагогика /

2. В. А. Сухомлинский. - М.: Знание, 2012. - 196 с.