Моторика определяется классиком отечественной психологии Л. С. Выготским как двигательная активность организма или отдельных органов [1]. Под моторикой понимается последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [2]
Для развития мелкой моторики детей разных возрастов существуем множества различных игр и игрушек , различные массажи, су-джок терапии. Развивать мелкую моторику рук можно начинать с младенческого возраста
Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.
Для детей старше выбор игр увеличивается, под присмотром взрослых можно дать ребенку перебирать различные предметы: пуговицы, крупы. Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы. Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки. Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами. Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка. В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком. Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку. Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.
На первый взгляд такие простые игры, но они очень важны в развитии именно мелкой моторики. Использование различных методов на занятиях позволяет корригировать основные недостатки мелкой моторике детей с нарушением интеллекта в легкой и доступной для данной категории детей деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. – 543 с Сухомлинский В. А. Родительская педагогика /
2. В. А. Сухомлинский. - М.: Знание, 2012. - 196 с.