X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Загитова Л.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В настоящее время во всём мире наблюдается повышенный интерес к использованию возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ). Это связано с происходящими изменениями в энергетической политике мировых держав, где определяющее значение приобретает переход на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Руководство многих стран принимает множество законопроектов, так или иначе стимулирующих развитие ВИЭ, а также непосредственно инвестирует в связанные с ними проекты. Что касается энергетической политики России до недавнего времени, из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья (уголь, нефть, газ), вопросам развития использования возобновляемых источников энергии уделялось сравнительно мало внимания. Однако с 2003 г. в России отмечается понимание будущей роли ВИЭ, и уже в 2007 г. одной из задач правительства стала разработка направления государственной политики в сфере энергоэффективности и ВИЭ [1]. Подписаны следующие законодательные документы:
  • указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

  • распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии до 2020 года».

  • постановление Правительства РФ N 449 от 28.05.2013 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" [2].

Таким образом, в России поставлена цель уменьшения энергозависимости от традиционных источников энергии в пользу ВИЭ, которые являются «экологически чистыми», неисчерпаемыми и возобновляемыми. Применение ВИЭ создаёт благоприятные социальные перспективы. И ещё одно важное достоинство в развитии ВИЭ в нашей стране – реализация экономически выгодных проектов в энергетике.

Кроме того, многочисленные проводимые научно-исследовательские работы подтверждают, что строительство таких ВИЭ как ветроэнергетические установки и солнечные электростанции на территории РФ эффективно, из-за достаточного количества солнечных дней в году и ветрового ресурсас учтённой сезонной неравномерностью поступления солнечно-ветровой энергии с учётом реальных климатических условий.

В Республике Башкортостан также имеется огромный потенциал использования ВИЭ – впервые внедряются солнечные электростанции (далее СЭС). Так в 2015 году в южном районе Республики введена в эксплуатацию Бурибаевская СЭС 20 МВт и Бугульчанская СЭС 5 МВт (1 очередь). В конце 2016 года введена в эксплуатацию 2, 3 очередь Бугульчанской СЭС. Всего в Республике Башкортостан планируется возвести восемь СЭС с общей мощностью 64 МВт.

Таким образом, поддержка в развитии ВИЭ в нашей стране приводит к необходимости создания промышленных, проектно-конструкторских предприятий по разработке и производству отечественных технологий ВИЭ.

Но вместе с тем, необходимо решать задачи по формированию кадрового потенциала в области ВИЭ, причем как высшего звена, так и средне специального.

В настоящее время в России имеются несколько ВУЗов для подготовки специалистов в области ВИЭ (Московский энергетический институт, Московский государственный технический университет, Кубанский государственный аграрный университет, Уральский федеральный университет и т.д), но этого недостаточно в условиях быстрых темпов развития в области ВИЭ. Суммарная установленная электрическая мощность действующих солнечных электростанций в Единой энергетической системе России составляет - 120,3 МВт, в изолированной энергосистеме (Республика Крым, Республика Саха, Забайкальский край) - 269,4 МВт. К концу 2019 году планируется ввести в эксплуатацию 57 СЭС по разным регионам с суммарной установленной электрической мощностью 1084 МВт [3].

Кроме того, подготовка специалистов среднего звена в области ВИЭ в России в настоящее время отсутствует полностью. Соответственно также можно сказать и о нехватке преподавательского состава ВУЗов в данной области.

Профессиональная подготовка в области ВИЭ включает в себя различные области наук и знаний: термодинамика, полупроводниковая электроника, гидродинамика, аэродинамика. Как и для всех электроэнергетических специальностей необходимо изучение теоретических основ электротехники, систем автоматического управления и т.д.

Образование в области ВИЭ тесно связано с существующими направлениями по подготовке специалистов-энергетиков и - электротехников, но наличие специфических технических особенностей выделяет ее в обособленную область изучения, где наравне с электротехническими предметами необходимы знания в химических, квантовых и аэродинамических отраслях науки.Например, генератор, используемый в ветроэнергетической установке, характерно отличается интенсивностью работы от турбогенератора. Регулирование ветрогенератора осуществляется природными явлениями, тогда как турбогенератора по системе «человек-машина». Инверторные установки, используемые в СЭС, отличаются по способу регулирования и управления от инверторов, используемых в электроприводе. Так инверторы в системах СЭС должны быстро с малым временем адаптации реагировать на изменения природных явлений и аварийные режимы электросети, тогда как инверторы электроприводов инерционные. В связи с этим работа со сложнейшими энергетическими оборудованиями и устройствами ВИЭ требует углубленные знания специалистов и компетентность в рамках всего технологического процесса. Для подготовки грамотных специалистов необходима специализированная производственная практика в опытно-промышленном производстве, научно-исследовательском институте.

Поэтому необходимо:

  • широкомасштабно создавать и формировать эффективные направления по подготовке высококвалифицированных специалистов в области ВИЭ. Начиная со старших классов школ закладывать общие понятия о ВИЭ на уроках профориентации и, заканчивая разработкой и внедрением научно-исследовательских технологий в Российских ВУЗах;

  • разработать учебные планы и программы обучения, организовать учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

  • создать условия для прохождения учебно-производственных практик.

Список литературы:

  1. Газизова, Л. Р. Исследование переходных процессов в автономных инверторах солнечных электростанций при одно-, трехфазных коротких замыканиях // VII слет молодых энергетиков Башкортостана: сборник докладов молодежной научно–технической конференции. – Уфа: изд–во «Скиф», 2016 с. 17–24.

  2. Официальный сайт министерства энергетики РФ. URL: http://minenergo.gov.ru

  3. Сайт cписок солнечных электростанций России. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_солнечных_электростанций_России

  4. Дорофеев, Анатолий Александрович. Учебная литература по инженерным дисциплинам: системная дидактика, методика и практика проектирования / А. А. Дорофеев. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. - 398