X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     











АРХИВ "Студенческий научный форум"

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Горбунова О.И., Николайчук Ю.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Проблема школьной неуспеваемости является одной из самых актуальных проблем современной школы. Усложнение школьных программ, ускорение темпа обучения, на фоне ослабления здоровья детей и ухудшение дошкольной подготовки, сделали эту проблему значимой уже в начальных классах. Уже к концу начальной школы появилось достаточно большое количество детей, которые не справляются с требованиями учебной программы, и как следствие, не хотят учиться.

В научной литературе существует достаточно большое количество работ, посвященных данной проблеме. Это работы П.П. Блонского, Н.П.Локаловой, А.С. Ануфриева, С.Н. Костроминой и др. Отечественные и зарубежные ученые пытаются вывить причины школьной неуспеваемости, создать типологию неуспевающих школьников, разработать методы профилактики и коррекции этой проблемы. Однако, несмотря на многообразие научных работ, посещая школы в период практики и наблюдая за деятельностью учителей, мы обнаружили, что учителя испытывают значительные затруднения как в диагностике причин неуспеваемости, так в поиске способов коррекции. Очень часто они не могут понять истинных причин трудностей детей в обучении, обвиняют детей в лени и устраняются от решения данной проблемы. Поэтому мы заинтересовались: как решается проблема неуспеваемости в реальной практике? Что делают педагоги, чтобы преодолеть неуспеваемость? Для этого мы познакомились в интернете с опытом работы учителей по данной проблематике. Мы попытались вывить наиболее типичные подходы к решению проблемы, а также выделить самые интересные и, на наш взгляд, продуктивные приемы работы по устранению неуспеваемости у младших школьников.

Изучив опыт работы Ильиной Светланы Владимировны (учитель высшей категории МОУ «СОШ № 4 » г. Ахтубинск, Астраханской области), мы выяснили, что свою работу с неуспевающими детьми, она всегда начинает с диагностики. Она уверена, что продуктивную коррекцию неуспеваемости можно организовать лишь тогда, когда понимаешь, почему ребенок не может справиться с учебными заданиями. Такой подход позволяет Светлане Владимировне, выстроить индивидуальную работу с каждым неуспевающим школьником. К своей работе она привлекает психолога и логопеда, и вместе с ними составляют комплекс работы с детьми. Сама Светлана Владимировна занимается педагогической коррекцией неуспеваемости. Она проводит с неуспевающими школьниками дополнительные занятия, которые проходят летом или весной на каникулах. Кроме предметных заданий, учитель включает в эти занятия различные упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, речи и др.

Учитель отмечает, что очень важно вызвать интерес у детей, увлечь их. Она указывает, что у неё на уроках заинтересованы даже те, кто не очень хорошо разбирается в материале. На уроках учитель применяет различные методы и средства обучения. Она отмечает, что эффективно при работе с неуспевающими школьниками опираться на чувственное восприятие, использовать наглядность, включать практическую деятельность. Это, на наш взгляд, является более чем уместным в начальных классах, потому что дети познают мир и усваивают информацию поначалу через наглядный пример, через практическое действие. Для себя мы отметили еще один хороший прием в ее работе: сильные ученики помогают слабым. Учитель использует групповую форму работы: она разбивает детей на группы: слабые, средние и сильные. Каждой группе она дает свое задание, кроме того сильные дети помогают более слабым. Эти группы временные, поэтому слабый ученик, после того как усвоит материал, может перейти в группу к средним, а потом и к сильным. Когда знакомишься с опытом работы Светланы Владимировны, сразу видишь, что учителю небезразличны её ученики, она стремиться, чтобы они справились со своими трудностями и успешно перешли в среднее звено. По нашему мнению, небезразличие учителя - это важнейшее условие преодоления школьной неуспеваемости.

Познакомившись с опытом работы учителя Красиковой Анастасии Николаевны (учитель начальных классов МОУ «СОШ № 22 » г. Александрова, Владимирской области), можем сказать, что Анастасия Николаевна считает что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Она видит свою важнейшую задачу в том, чтобы отставание не переросло в неуспеваемость. Добивается она этого используя различные методы: эмоционально-образный, аналитический, практический и др. Очень увлекательно она описывает то, как проходят уроки окружающего мира. Дети переносят себя в изучаемую природную зону и на себе испытать все климатические особенности этой зоны. В другом случае они могут стать участниками исторических событий и поразмышлять о жизни в этот период времени. Нам кажется, что вот именно такими увлекательными методами можно заинтересовать детей, достичь глубоких знаний, благодаря чему будет уменьшаться количество неуспевающих школьников.

Так же как и предыдущий учитель, Анастасия Николаевна разбивает учащихся на группы: одни выполняют творческие задания, у других учащихся деятельность репродуктивна, а у самых слабых – копирующая. По мере овладения более простой деятельностью, дети переходят к более сложной. На каждом уроке она помогает ученикам разрешить любую трудность, которая встанет на их пути, ничего не должно остаться непонятным. Она никогда не давит на них, ведь очень важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно, верили, что у них все получится. Она считает, что главная цель учителя - создать мотивацию у учащихся, что бы у них проснулся интерес к учебе. Да, конечно же, можно усадить детей за парты, добиться хорошей дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации - реального усвоения знаний не произойдёт. Мотивация зависит не только от учеников, но и от содержания и организации учебной деятельности.

Еще одним учителем, опыт которого нам показался интересным, стала Соколова Ольга Ивановна (учитель начальных классов ГБОУ СОШ №3 г. Любим, Ярославская область). Мы хотим отметить, что она подключает к работе с неуспевающими детьми, родителей. Причем она не просто говорит им о трудностях их детей, а пытается организовать сотрудничество, включить их в совместную работу по преодолению неуспеваемости. Она проводит консультации по выполнению домашних заданий, где родители могут задать интересующие их вопросы, как по содержанию, так и по организации домашней работы. Мы считаем, это что правильно, так как в начальных классах дети и родители единое целое. У учителя ключевым метод борьбы с неуспеваемостью у школьников являются дополнительные занятия. Поначалу дети ходят на такие занятия каждый день, а затем каждому назначается определенный день и время, в зависимости от того, как преодолевается неуспеваемость. Действительно, очень важно чтобы дети могли возможность ходить на такие дополнительные занятия, так как во время урока не каждый ученик способен понять и разобраться в материале, а на таких занятиях можно добиться понимания от каждого.

Очень заинтересовал нас опыт работы Михальченко Валентины Ивановны (учитель начальных классов, СОШ № 1, г. Михайловск, Ставропольского края) Она считает, что основные причины неуспеваемости детей - психологические. Если дети испытывают дискомфорт в процессе учебы, это негативно сказывается на их мотивации и успеваемости. Чтобы избежать этого учитель предлагает свою методику опроса. При устных ответах учитель сначала спрашивает слабых учеников, затем тех, кто сильнее, а в конце подводит итоги. При такой организации опроса слабые дети не чувствуют себя неуспешными на фоне более сильных. При рассказывании стихотворений наизусть учитель организует опрос иначе: в первую очередь спрашивает подготовленных учеников, чтобы те которые не готовы и не уверенны в своем ответе, послушали, повторили и у них получилось лучше. Так же учитель использует разноуровневые задания на уроках, усложняет и упрощает задания в зависимости от возможностей ребёнка. Это очень хороший прием, так как он позволяет избавиться от ощущения собственной неуспешности. На уроках данного учителя так же используется индивидуальные и групповые формы работы. Для оказания помощи слабым детям привлекаются родители.

Проанализировав практический опыт работы учителей по проблеме неуспеваемости у младших школьников, мы установили, что большинство учителей считает, что преодоление неуспеваемости связано с совершенствованием методов и приемов работы. Они отмечают, что при работе с неуспевающими школьниками нужно в большей степени опираться на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, так как эти виды развиты у детей лучше, чем словесно-логическое. Нужно чаще применять наглядный метод, так как через наглядность дети лучше представляют материал, он становится им понятнее. Кроме того нужно использовать практические методы, так как через практическую деятельность материал усваивается лучше.

Нужно также более широко использовать различные формы организации работы на уроке. Учителя начальных классов для решения проблемы неуспеваемости предлагают использовать групповые формы работы, работу в парах, где более сильный может помочь слабому. Учителя создают разноуровневые группы и используют разноуровневые задачи, чтобы ребенок мог постепенно подниматься от простого к сложному, чтобы у него не закрепилось ощущение собственной неуспешности. Кроме того учителя отмечают значение мотивации в преодолении неуспеваемости, так как если ученику интересно, то он будет стремиться учиться.

Так же учителя предлагают более активно вовлекать в учебный процесс родителей неуспевающих школьников, потому что они являются неотъемлемой частью школы и, в большинстве своем заинтересованы в том, чтобы помочь детям, но часто не знают как.

Обобщая все вышеизложенное, мы считаем, что сможет или не сможет ученик преодолеть трудности в учебе, зависит от учителя. Если учитель заинтересован в решении проблемы, если он хочет помочь детям, которым трудно учиться, если он небезразличен и постоянно ищет новые приемы работы, то проблема неуспеваемости будет решена