Коммуникативная компетенция- основное развитие ребенка, важнейший фактор формирования личности. Развитие коммуникативной компетенции является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на становление личности ребенка-дошкольника.
На своеобразие коммуникативной компетенции детей с нарушением речи указывают такие ученые, как Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Г.Соловьева. В исследованиях этих ученых доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативной компетенции у детей с нарушениями речи. Но, несмотря на постоянный интерес ученых к проблеме коммуникативного формирования детей дошкольного возраста и оптимизации коррекционной работы, существуют определенные противоречия разработанности методики коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Коммуникативная компетенция- это целая система, методически и психологически организованная. В этой системе достигается единство средств и способов общения. Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности. Эти способности проявляются в деятельности, где необходимым компонентом являются речевые акты.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в силу дефекта речи снижена потребность в общении, отмечаются недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации; нарушение формирования базовых коммуникативных функций; недостатки социо-эмоциональных навыков; нарушение диалоговых навыков.
В исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как:
Совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;
Умение организовать общение;
Умение слушать собеседника;
Умение эмоционально сопереживать;
Умение решать конфликт.
В процессе исследования мы выделили следующие особенности коммуникативной компетенции:
Умение вступать во взаимодействие и сотрудничество в процессе общения;
Организаторские умения детей в совместной деятельности;
Использование вербальных и невербальных средств общения.
Для обследования уровня сформированности коммуникативной компетенции в данном исследовании мы использовали следующие диагностические методики:
1)методика «Общение детей со сверстниками в процессе взаимодействия» («Рукавички») (Г.А. Цукерман);
2) методика «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
3) методика изучения вербальных средств общения, умений вести диалог со сверстниками (И.А. Бизикова);
4) методика «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Проблемы в развитии коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня спонтанно не преодолевается. Для этого необходима специально организованная работа по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружение ребенка в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
Проанализировав результаты исследования сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы составили логопедическую работу по формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Логопедическая работа была рассчитана на детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Занятия по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня проводились в первой половине дня 3 раза в неделю, продолжительностью по 20 мин, в течение двух месяцев. Всего было проведено 24 занятий.
Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетенции у детей осуществлялась в тесной взаимосвязи логопеда с воспитателем, Занятия проводились как логопедом, так и воспитателем в группе. Каждому ребенку была представлена возможность проявить себя, быть открытым, не бояться.
Работа по формированию коммуникативной компетенции у детей с ОНР III уровня осуществлялась в игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. В игре развивается речь ребенка, он учится планировать и регулировать свои действия партнеров по игре.
Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО.
Коррекционная работа по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в игровой деятельности проводилась в системе. Она включала в себя целенаправленную работу с педагогами и родителями.
Учитель-логопед Воспитатель
Ребенок с ОНР
Семья
РИС. Взаимодействие семьи и ДОУ
В начале работы нами были поставлены следующие задачи в соответствии с выявленными особенностями во второй главе.
Научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умению взаимодействовать и сотрудничать в процессе общения:
а) уметь договариваться, приходить к общему решению;
б) уметь осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;
в) уметь устанавливать обратную взаимосвязь при взаимодействии с другими детьми;
г) уметь разрешать возникающие конфликты мирным путем.
2. Обучить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня организаторским умениям в совместной деятельности:
а) уметь предложить цель деятельности и спланировать ее содержание;
б) уметь выбрать средства для осуществления деятельность;
в) уметь объективно оценить общий результат и вклад каждого;
г) уметь соотнести полученный результат с планируемым;
д) уметь учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям;
е) уметь распределять обязанности с учетом возможностей и интересов каждого ребенка;
ж) уметь решать спорный вопрос без вмешательства взрослого;
з) уметь объективно оценит отношение партнера к порученному делу;
и) уметь проявить самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки.
3. Научить детей использовать вербальные и невербальные средства общения:
а) уметь задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с темой и ситуацией общения;
в) уметь сообщать собеседникам свое мнение;
г) уметь выражать просьбы, советы, предложения;
д) уметь сообщать свои чувства, делиться новостями;
е) уметь вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.
Игры по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводились в системе и были поделены на четыре блока.
I блок. Игры на формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам. К этому блоку мы отнесли такие игры, как: «Право-лево», «Холодно-горячо», «Менялки», «Связующая нить».
Эти игры направлены на умение контролировать движения и работать по инструкции.
В этих играх у детей воспитывалось:
- доверие друг к другу;
- чувство ответственности за другого.
Во II блок вошли игры на умение активно слушать.
В этих играх формировалось умение:
- общаться на вербальном и невербальном уровнях;
- определять эмоциональное состояние других детей;
- выражать свои чувства;
- задавать вопросы;
- перефразировать сказанное (сохранив главный смысл);
- выделять основную идею высказывания, подводить итог;
- использование такого приема «агрессивный слушатель», как развитие собеседника.
К этому блоку мы отнесли такие игры, как «Телефон», «Скажи по – другому», «Мое начало - твой конец», «Цепочка слов», « О чем я сказала?».
III блок- игры на умение перерабатывать информацию. Например: « Я бросаю тебе мяч», « Хорошо - плохо», «Бывает - не бывает».
В этих играх формировалось умение:
- понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;
-аргументировать свою точку зрения;
-делать умозаключение.
IV блок. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). Это такие игры: «Знакомство», «Угадай, кто я», «Опиши друга».
В этих играх формировалось умение устанавливать «обратную связь при взаимодействии с другими детьми».
Нами было составлено календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности, которое представлено ниже (См. Таблица №1).
Таблица №1
Календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности
Период |
Неделя |
Темы |
Логопед |
Воспитатель |
||||
Октябрь |
1 неделя |
Умение слышать, понимать и подчиняться правилам |
Игры, направленные на развитие умения контролировать движения и работать по инструкции: «группа в обручах»,» Холодно-горячо, право-лево», « Обыграй превращение», « Глаза», «Горная тропинка» |
|||||
2 неделя |
« Активный слушатель» |
Игры, направленные на умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства: « Сказки наизнанку», «Азбука настроений», «Отражение чувств». Игры, направленные на развитие слухового восприятия: «телефон», «цепочка слов», «собери чемодан», «взаимное цитирование» |
Игры, направленные на умение задавать открытые и закрытые вопросы: « почта», « да» и «нет» не говорите», «картинная галерея», «азбука почемучек», «интервью» |
|||||
3 неделя |
«Переработка информации» |
Игры на умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации: «Через стекло», «магазин игрушек», «Вечер загадок», «Путешествие буратино» |
||||||
4 неделя |
«Конструировать «текст для другого» |
Игры, направленные на умение излагать свои мысли точно и лаконично: «Угадай кто это», « Построим город» |
||||||
ноябрь |
||||||||
1 неделя |
Умение слышать, понимать и подчиняться правилам |
Игры , направленные на воспитание доверия друг к другу, чувство ответственности за другого: « Яне должен» , « Звери на болоте», « Связующая нить», «Поводырь» |
||||||
2 неделя |
« Активный слушатель» |
Игры, направленные на умение выделять основную идею высказывания, подводить итог: « Зеркало движений», « Тайный смысл», « Поиск смысла». Игры, направленные на умение использовать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника: «Я начну, а вы продолжите», «Мое начало, твой конец», « И это хорошо, и это плохо». |
||||||
3 неделя |
«Переработка информации |
Игры, направленные на умение устанавливать логические, причинно-следственные связи: « Что на что похоже», « Хорошо-плохо», «Почему? А потому!» |
Игры, направленные на развитие способности аргументировать свою точку зрения» Что было бы, если бы…», « Договор по правилам», «Доказательство» |
|||||
4 неделя |
«Конструировать «текст для другого» |
Игры, направленные на умение устанавливать «обратную связь « при взаимодействии с другими людьми: «Телевизор» |
План работы с родителями
№ |
Время проведения |
Тема |
Программное содержание |
Форма проведения |
1 |
Октябрь |
«Культура поведения» |
Расширить представление родителей о коммуникативной компетенции, о формировании разнообразных форм словесной вежливости. Научить родителей формировать у своих детей коммуникативную компетенцию с помощью: беседы с детьми «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»; -стихотворное упражнение «Упрямый ослик» -игра «Попроси игрушку» |
Родительское собрание |
2 |
Октябрь |
«Эстетические представление» |
Привлечь внимание родителей к вопросу формирования коммуникативной компетенции детей с ОНР с помощью закрепления представлений о дружбе, товариществе; - умению настраивать своих детей на доверительные отношения со сверстниками; - показывать значимость роли друга в жизни. Для этого родителям были рекомендованы: -упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником («Как можно нас назвать по - разному», «Улыбка», «Комплимент») -упражнения для совершенствования умения ясно и четко произносить слова |
Круглый стол |
3 |
Ноябрь |
«Спортивные соревнования» |
Приобщить детей и взрослых к здоровому образу жизни, способствовать формированию коммуникативной компетенции детей. |
Совместный праздник с детьми |
При разработке содержания логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня мы полагались на принцип коммуникативно-деятельностного подхода в коррекции нарушения речи.
Анализ методик коррекции по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволил нам выделить основу разработки содержания коррекционного воздействия:
-Дубина Л.А.
-Смирнова Е.А.
-Полозова О.В.
-Цукериан Г.А.
-Репина Т.А.
-Белова Е.А.
После проведенной нами коррекционной работы по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня мы провели повторное обследование детей.
После апробации, разработанной нами логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы провели повторное диагностическое обследование по определению уровня формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста по тем же диагностическом методикам, что и в первичном обследовании.
В результате повторного исследования уровня сформированности коммуникативной компетенции детей с ОНР III уровня мы видим значительные улучшения, что подтверждает эффективность предложенной нами логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Список литературы
Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет: Программа «Я и Мы» [Текст] / И.Н. Агафонова. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 70 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.
Аникина, А. С. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога [Текст] / А.С. Аникина, П.Г. Постников // Педагогическое образование и наука. – М., 2012. – № 2. – С. 24-28.
Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР: автореферат дисс. … канд. пед. наук [Текст] / Т.Д. Барменкова. – М., 1996. – 18 с.
Белякова, А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.Е. Белякова. – Калуга, 2003. – 167 c.
Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов [Текст] / А.Н. Булыко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мартин, 2005. – 848 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М.-Воронеж, 2001. – 259 с.
Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелова; отв. ред. В.Н. Ярцева; предисл. В.И. Карасика. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 774-778.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения [Текст]: учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 496 с.
Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. – 2006. - №4. – С. 77-84.
Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. - М.: Рипол классик, 2002. - 315 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
Кормильцева, Е. Формируем коммуникативные навыки – навыки общения [Электронный ресурс] // http://www.u-mama.ru/read/article. php?id=4050
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 224 с.
Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. Леонтьев. – М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2005. – 368 с.
Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Просвещение, 1998. - 76 с.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2009.
Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - С.130-147.
Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. М. : Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с.
Мусагитова Е.В. Особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня IX Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2017».
Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.